Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
через реализацию здоровьесберегающих технологий.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Важнейшим приоритетом современного начального общего образования стало развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать.
Выпускник начальной школы - это выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни (критерий).
Здоровый ученик – успешный ученик. Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения.
Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм. Создать условия для здоровой учёбы.
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья (закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ).
Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям можно отнести все личностно - ориентированные технологии, так как для них приоритетны индивидуальность каждого ученика и реализация его природных возможностей.
Существует ряд подходов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающих технологий.
В своей работе я хочу поделиться опытом работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий с применением здоровьесберегающих технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далек от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта стандартов считают формирование коммуникативных действий приоритетной задачей школьного образования.
Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.
Общение – это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направленно не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.
Формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.
По данным ряда исследователей от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.
По данным диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение. Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку.
Структура урока содержит:
приветствие;
опрос самочувствия;
релаксация;
оздоровительные упражнения;
рефлексия;
прощание;
Работу по формированию речевой деятельности с 1 класса веду по таким направлениям:
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа над связной речью;
формирование умений воспринимать высказывания;
работа над развитием речевого аппарата ( использую зеркала, дыхательные упражнения, скороговорки, чистоговорки).
А также обязательно:
положительный эмоциональный настрой;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность; дифференцированный подход в обучении;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
воспитательные моменты на уроке (беседы); Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Приведу несколько примеров. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», царевна у богатырей прибралась, почему у них было грязно, ведём разговор о чистоте, влиянии на здоровье.
В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке» беседуем о вреде шума, как сохранить слух.
Соблюдение санитарно – гигиенических условий.
физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке применяю:
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
1 «.Рассказ от первого лица».
рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля
повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»
2. «Комплимент».
сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)
3. «Сказка в заданном ключе».
введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки»
придумать другое окончание сказки, рассказа.
игровые приёмы;
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на ватмане. Результаты фиксируются на доске.
«Задания для девочек и мальчиков».
На интерактивной доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков. Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.
Соревнование по рядам.
Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания даётся 5 минут. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.
Чтение по ролям.
Составление плана произведения.
Инсценировка сказок.
Найди в толковом словаре нужное слово.
Подготовь сообщение об авторе.
Конкурс чтецов.
Групповая работа.
Эта работа учит ребят брать на себя инициативу в организации совместной деятельности в группе:
1)Распределение ролей.
2)Определить функции каждого члена группы.
3)Спланировать деятельность.
Работа в парах.
Я начинаю вводить эту работу с первого класса. Пары определяю по принципу «сильный – слабый», «средний – сильный», «средний – слабый»
Организую такие виды работы:
Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону.
Прочитайте текст и придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища.
Чтение текстов. Постановка вопросов. Обсуждение в парах.
Выразительное чтение.
Обсуждение проблемы по прочитанному произведению.
Обсуждение с другом, чему хотел научить автор читателя.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
На уроках литературного чтения не просто читаем, а обсуждаем прочитанное с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети читают различные произведения, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. Интересно - значит неутомительно!
Предметные результаты.
Результаты сравнительной диагностики сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (по данным комплексной итоговой работы).
Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения перспективна. Анализ содержания обучения и наблюдение за учебной коммуникативной деятельностью младших школьников показали, что максимальное воздействие на степень сформированности коммуникативной успешности оказал комплекс коммуникативно- направленных заданий и упражнений, которые были внедрены в учебный процесс. Это позволило устранить коммуникативные трудности учащихся и способствовало осуществлению их учебного общения в условиях ситуации успеха. Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе.