Просмотр содержимого документа
«"Формирование ключевых компетентностей обучающихся через использование проектной технологии"»
ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-II СТУПЕНЕЙ №11
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
Тема: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через использование проектной технологии.»
Работу выполнила
учитель начальных классов
Лой Елена Ивановна
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через использование проектной технологии.
Известно, что в ХХI века определяющим для развития отдельной страны являются не природные богатства и размер территории, а ценности общества, уровень квалификации человеческих ресурсов, их способность быстро и настойчиво обучаться, продуцировать новые идеи и технологически их внедрять. Поэтому наибольшей ценностью определяют воспитание общества, которое способно обучаться и развиваться на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, сосредоточенность на необходимости человеческого развития, воспитания и формирования инновационной личности определяет потребность в компетентностном образовании, которое объединяет «образование для всех» и «образование для каждого». Это предусматривает переход от «обучения всех всему» к овладению каждым ребенком учебными знаниями на таком уровне, что позволяет ему успешно учиться далее, применять приобретенные знания и умения в собственной практике.
Таким образом, нужно не просто дать учащемуся базовый уровень образования, а сформировать компетентности, которые необходимы для современного общества: способность обучаться всю жизнь, аккумулировать умения пользоваться приобретенными знаниями для решения новых заданий; коммуникативность; творчество и креативность; самоусовершенствование; способность делать свой выбор и нести за него ответственность; высокий уровень самостоятельности личности.
Поэтому актуальной является проблема «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через использование проектной технологии».
Компетентность определяется как «общая способность, которая основывается на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретенных благодаря обучению». Существуют такие группы компетентностей:
социальные,
поликультурные,
коммуникативные,
информационные,
саморазвития и самообразования,
продуктивной творческой деятельности.
Формирование компетентностей учащихся происходит не только благодаря обновлению содержания образования, но и применению адекватных методов и технологий обучения.
В учебно-воспитательном процессе целесообразно использовать инновационные технологии вместе с традиционными, что дает возможность разнообразить деятельность школьников. Наиболее эффективное объединение традиционных и инновационных подходов прослеживается при использовании в учебно-воспитательном процессе проектной технологии.
Проектная деятельность – целостная система дидактических средств, содержания, методов и приемов, что способствуют формированию основных компетентностей личности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В его основу положены педагогические идеи гуманизма американского философа Джона Дьюи, который был основателем педагогики прагматизма. На основе этой концепции его последователь В. Килпатрик разработал проектную систему обучения.
Развитие метода проектов в отечественной педагогике связано с именами педагогов В. Шульгина, М. Крупенина, В. Игнатьева, С. Шацкого.
Суть проектной технологии в функционировании целостной системы дидактических средств, которые адаптируют учебно-воспитательный процесс: к структурным и организационным требованиям учебного проектирования.
Проектная технология дает возможность направлять образовательный процесс на развитие активности, самостоятельности, творческих способностей каждого ученика, что соответствует требованиям современного общества. Она предполагает использование таких методов обучения, которые:
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в обучении;
формируют не просто умения, а компетентности, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;
были приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ценность проектной технологии заключается в том, что она, через деятельностный подход, помогает личности в становлении ее как активного социокультурного деятеля, выступает интегрирующим фактором (объединяя личностный опыт деятельности, базовые знания, опыт общения и т.д.) на пути вхождения ребенка в общую социокультурную среду.
Проектная деятельность – сегодня одна из наиболее перспективных составляющих образовательного процесса, потому что создает условия творческого саморазвития и самореализации ученика, формирует все необходимые ключевые компетентности.
Использование проектной технологии в педагогической практике дает возможность отойти от принципа «обучение ради обучения» и позволяет ориентировать школьников на применение полученных знаний для достижения конкретного результата. Это значительно повышает мотивацию и активность обучающихся. Проектная работа дает им большие возможности для успешной самореализации в будущем, способствует пониманию необходимости идти к цели путем сознательных усилий.
Эта образовательная технология принципиально реализуется в органической взаимосвязи с традиционным классно-урочным процессом, что, с одной стороны, обеспечивает ее системный уровень, а с другой – мотивируется и оптимизируется ею.
Главное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а овладению такими знаниями и умениями, которые дадут возможность им правильно ориентироваться в большом количестве информации. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.
Работа над проектом требует много времени и значительных организационных способностей учителя, поэтому ее целесообразно использовать не на всех уроках подряд. В педагогической практике выделяют четыре основных направления применения проектной технологии:
монопроекты на уроках одного предмета;
интегрированные проекты, которые реализуются на уроках разных предметов;
целевые проекты воспитательного направления;
творческие проекты.
Каждый проект имеет структурированную содержательную часть (поэтапные результаты), которые могут изменяться во время его реализации. Создавая план проекта, необходимо проанализировать работу учеников, определить те входные знания и навыки, которые необходимы им в начале работы, определить темы, на которые они будут ссылаться при формулировании учебных целей образовательного проекта. Четкая схема всего учебного цикла, описание того, как обучающиеся будут привлечены к самостоятельной творческой работе, их последовательность – вот перечень основных вопросов, которые должны продумываться, чтобы работа над проектом стала творческим процессом.
Также важно продумать какое оборудование и программное обеспечение необходимо иметь, составить перечень учебников, хрестоматий, справочников, ресурсов Интернета, которые будут необходимы для реализации проекта. Можно запланировать приглашение на уроки специалистов, организовать интервью у профессионалов по выбранной теме, провести экскурсии.
Во время подготовки учебного плана проекта обязательну нужно продумать задания повышенного уровня сложности, теоретические вопросы, которые потребуют глубокого изучения, исследования определенных тем на выбор ученика, на которые нельзя получить однозначные ответы, задания олимпиадного характера для одаренных детей.
Работа над проектом проводится по таким этапам:
Определение темы, целей и задач проекта.
Разработка плана деятельности для достижения поставленной цели.
Реализация проекта.
Презентация результатов работы.
Все этапы подготовки и планирования проводятся вместе с учениками. В проектной деятельности изменяется роль учителя, он становится советчиком, консультантом, партнером. С начала работы над проектом он начинает совершать педагогическое сопровождение, что определяет возможные критерии оценивания результатов проектных исследований.
Как показывает практика, большинство проектов реализовывается на протяжении изучения учебной темы. Нужно отметить, что распределение материала по темам довольно условное, поскольку в каждом проекте, в том или ином объеме, затронуты все сферы жизнедеятельности и развития ребенка. Разница заключается в акцентах, которые расставляет педагог.
Тема проекта больше, чем учебные цели, потому что требует от ее исполнителей поисковых усилий, исследования и разработку оптимального пути исполнения, обязательной публичной презентации. Важно обеспечить рациональное объединение теоретических знаний и их практическую реализацию в проектной технологии, что можно сформулировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я смогу использовать все то, что я знаю». Очень важным является привлекательность и личностная значимость выбранной темы проекта. И поэтому к ее выбору обязательно должны привлекаться сами дети. Учитель может подсказывать, предлагая задания, интересные и доступные для реализации. Выбор темы проектов зависит от многих аспектов:
интересов и способностей учеников;
учебной ситуации, которая сложилась в классе;
жизненного опыта детей.
На первом этапе создания проекта необходимо провести мотивацию, которая превратит педагогические задачи в стремления, желания каждого ребенка реализовать общий замысел. Мотивация должна быть во время каждого вида деятельности на протяжении всего периода работы над проектом.
Приступая к изучению темы, сразу проводится актуализация знаний обучающихся и формулировка проблемных вопросов. Постановка ключевого вопроса и выбор ряда тематических вопросов является главным моментом в проектной деятельности. Главные вопросы проекта сопровождают обучение. Они:
отражают основную концепцию учебной темы;
ведут к сути учебного предмета;
появляются вновь и вновь на протяжении изучения темы;
не имеют очевидного «правильного» ответа;
сформулированы так, что провоцируют заинтересованность школьников.
Ключевые вопросы охватывают различные аспекты, образуют связь между учебными предметами, между отдельными темами уроков, а тематические, которые связаны с конкретной темой урока, поддерживают и конкретизируют ключевые.
Обязательным компонентом первого этапа реализации проекта есть создание общими усилиями «дерева целей», на котором фиксируются все идеи относительно работы над проектом. Также к созданию «дерева целей» можно привлекать родителей и, вместе с детьми, выбирать наиболее интересный вариант. Именно поэтому «дерево целей» отличается оригинальностью и разнообразием.
В начальных классах на этом этапе можно использовать различные методические приемы:
сказочный гость;
телеграмма;
пиратская карта;
неизвестный подарок и др.
На втором этапе работы над проектом обязательно нужно создавать технологическую карту, в которой указывается:
тема проекта;
ключевые проблемные вопросы;
основные термины и понятия;
способы фиксации наблюдений (выполнение рисунков, аппликаций, изделий, подбор к ним образных названий, загадок, стихотворений и т.д.);
виды деятельности (выразительная декламация, драматические, пластические этюды, драматизация, инсценезация и др.);
вид и форма конечного результата;
источники информации (справочная, научно-популярная, художественная литература, словари, энциклопедии, периодические детские издания);
возможности для сотрудничества.
При этом акцент делается на привлечении к работе над проектом родителей учеников, отдельно выделяя направления и виды работ, где их помощь будет необходимой и эффективной.
Овладение обучающимися новыми знаниями по теме проекту происходит на протяжении всего третьего этапа, основной задачей которого есть формирование у детей умения получать знания из разных информационных источников путем самостоятельного поиска, решения проблемных ситуаций, познавательных заданий. Вся работа выполняется детьми самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе презентуется на уроке.
Во время этого этапа необходимо создавать условия для того, чтобы дети могли использовать полученные знания, умения и навыки на практике, привлекать их к активной мыслительной деятельности и творческой работы, используя тренировочные упражнения, задания репродуктивного характера, исследовательскую работу.
Поиск необходимого учебного материала приводит к тому, что базовые знания начинают работать на поиск все новых и новых знаний. При выборе форм познавательной деятельности предпочтение отдается коллективной, групповой работе. Доля самостоятельных наблюдений и исследовательской деятельности постепенно увеличивается.
Каждый ученик имеет возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, который ему наиболее подходит. Одни ученики проводят опрос или интервью, другие рисуют, пишут сочинения. Те, кто лучше знает компьютер, помогают своим товарищам в оформлении и создании конечного результата работы над проектом:
презентации;
веб-страницы;
информационных бюллетеней и др.
Эта работа захватывает еще и потому, что к ней с удовольствием присоединяются родители, представители общественных организаций, работники музеев, библиотек и др.
Процесс реализации характеризуется частичной неопределенностью та непредсказуемостью, поскольку является выражением самостоятельной деятельности учеников. Тем более, он нуждается в коррекции и моделировании с целью предупреждения конфликтов, хаотичности и непоследовательности действий. Для четкой организации работы над проектом лучше составлять с детьми четкий перечень правил:
работать для реализации общей цели;
определить функции каждого и распределить обязанности;
учиться слышать друг друга, учитывая разные предложения и мнения;
обучаясь, обучать других;
защищать собственное мнение.
Средства реализации проекта могут быть разными, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Компьютерные технологии следует использовать интересно, с учетом возраста детей. Их использование на сегодняшний день есть неотъемлемой составляющей успеха учебного проекта. Компьютер является важным источником информации, средством интерактивного общения, служит для фиксации результатов проекта и создания мультимедийной презентации для его защиты.
Цель этапа презентации проекта заключается в том, чтобы показать окончательный результат работы другим участникам проекта и увидеть созданное ими. При формулировании конструктивных отзывов целесообразно использовать четкие требования к проекту. Понимание обучающимися того факта, что результат их работы в проекте увидят их учителя и одноклассники, часто становится дополнительной мотивацией их серьезного отношения к обучению, что в свою очередь определяет получение лучших результатов.
Во время презентации ученических работ сначала нужно ознакомить участников проекта с критериями оценивания, потом продемонстрировать примеры форм оценивания для лучшего понимания всеми участниками учебных целей создания ученических работ. Обязательно в конце презентации необходимо оставить время для вопросов и отзывов аудитории. Лучше практиковать использование требований для проекта и форм для отзывов участников.
Проектное обучение есть непрямым и здесь ценны не только результаты, а в большей мере сам процесс. Педагогический опыт показывает, что проектная технология отображает основные задания современного образования, а именно:
индивидуализация процесса формирования основных компетентностей учеников;
актуализацию личностных знаний и умений, имеющихся у каждого школьника, и формирование новых;
дифференциация выбора собственного ритма деятельности и основных способов достижения целей;
формирование межличностных отношений соответствующих индивидуальным требованиям и возможностям;
развитие критического мышления и формирования самооценки;
формирование системного самоанализа и открытие новых индивидуальных возможностей;
нахождение в ситуации успеха – мотивационной составляющей саморазвития личности.
Использование проектной технологии в учебно-воспитательном процессе способствует комплексной реализации заданий школьного образования, дает возможность каждому участнику выявить свою индивидуальность, позволяет расширить круг участников проектной деятельности.
Главным положительным моментом использования проектной технология является возможность, с одной стороны, создать условия для развития интеллектуальных способностей одаренных детей, а с другой – привлечь к интересной и результативной работе всех детей. В результате такой деятельности формируется успешная, компетентная, коммуникабельная, счастливая личность.