Формирование УУД в малокомплектной начальной школе.
Формирование УУД в малокомплектной начальной школе.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в малокомплектной начальной школе. »
Филиал МБОУ «Черемшанский лицей» «Нижнечегодайская начальная общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Доклад
«Формирование УУД в малокомплектной начальной школе».
(на педсовете МБОУ «Черемшанского лицея» 18.02.2015)
Учитель начальных классов:
Шайхутдинова Миляуша Миннуровна
2014-2015 учебный год.
Формирование УУД в начальной школе. (1 слайд)
(2 слайд) Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
(3 слайд) Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
(4 слайд) Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
(5 слайд) Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений:
Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.
Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
(6 слайд) Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
(7 слайд) Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных действий, которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД, предполагает осуществление субъектом следующих навыков: ознакомление - понимание — применение – анализ – синтез - оценка.
(8 слайд) В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
(9 слайд – три раза нажимать) В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Зачем мне эти знания?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).(10 слайд)
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
В самую первую очередь хочу выделить ряд проблем и трудностей при реализации ФГОС, с которыми столкнулись малокомплектные школы. Первая проблема – ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. Дети лишены возможности полноценно подготовиться к поступлению в первый класс. Вторая проблема - Формирование универсальных учебных действий на совмещённых занятиях с несколькими классами одновременно. Трудным было переходной период, когда пришлось работать с разными классами по разным стандартам. Особым проблемным местом было формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого потребовалось использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов сделала невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе. Третья проблема - Социальное положение семей школьников. Дети приходят из неблагополучных и неполных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей
(11 слайд) Несмотря не на что первостепенная задача учителя, на мой взгляд, создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными, понять, какова роль учителя и ученика на каждом этапе урока, продумывать систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.
Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. В свете новых требований – научить ребёнка учить себя. Потому что учебная деятельность не дана ученику изначально, ее нужно построить совместной деятельности со взрослым. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
(12 слайд) Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра.
(13 слайд) Игра на уроке помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Попугайчики”, “Слоги заблудились”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, и др.
(14 слайд) Игры драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов.Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
(15 слайд) Работа с тренажерами - на уроках математики и русского языка я часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока: при закреплении нового материала, при поведении самостоятельной, проверочной работы, при игровых моментах соревновательного характера.
(16 слайд) Проблемно-диалогическая технология – такие уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
(17 слайд) В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутри коллективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами": полное внимание к однокласснику; серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
(18 слайд) Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
- активизиция познавательной сферы обучающихся;
- повышение положительной мотивации обучения;
- использование как средства самообразования;
- повышение уровня знаний;
- осуществление проектной деятельности младших школьников. (19 слайд)
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, я тщательно продумаю цель, место и способ использования ИКТ.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку Для этого я использую шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “-”. Я могу может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка. (слайд 20)
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. В малокомплектных школах 50% времени на уроке учащиеся работают самостоятельно, и поэтому учащиеся малокомплектных школ должны, как никто другой, уметь планировать свою деятельность, самостоятельно контролировать и оценивать её выполнение. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
(21 слайд) Процесс работы по теме «Формирование универсальных учебных действий» - это попытка осознать, какие требования предъявляет учительству внешний мир.
Главная польза тщательного изучения многочисленных документов - формирование личных представлений о системе, в которой работаешь и собираешься работать дальше.
Формирование универсальных учебных действий у каждого учащегося – это жизненная необходимость!!!
Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!