Формирование универсальных учебных действий как важное условие повышения эффективности образовательного процесса
Формирование универсальных учебных действий как важное условие повышения эффективности образовательного процесса
"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя" (Элберт Хаббарт)
В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие. И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. иначе говоря - формирование умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий как важное условие повышения эффективности образовательного процесса »
2
Соснова Татьяна Николаевна
Заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14, г. Ноябрьск, ЯНАО
Статья
«Формирование универсальных учебных действий как важное условие повышения эффективности образовательного процесса»
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя
Элберт Хаббарт
В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми и другие.И современная школа должна готовить своих выпускников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Цели, стоящие перед современной школой, сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения как образовательные результаты. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (личностным, метапредметным и предметным):
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным,включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. (Приложение 1)
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы должны отказаться от «багажа» знаний. Необходимо просто поменять приоритеты. Предметное содержание перестало быть центральной частью стандарта.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
УУД должны формироваться всем педагогическим коллективом. Обучающиеся должны осознавать, что те навыки, которые они получают на одном уроке, - универсальны, и они могут пользоваться ими на остальных предметах
Итак, что же дают универсальные учебные действия? (Каковы их функции?):
-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели искать и использовать необходимые средства и способы их достижения уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. (Приложение 2)
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:
- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;
- с этапами процесса усвоения;
- формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
Таким образом, знания, умения и навыки рассматриваются теперь как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. (Приложение 3) .Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной, что является важным условием повышения эффективности образовательного процесса.
Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли : Система заданий : пос.для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
2. Козлова, С.А. Математика : 5-й класс: метод. реком. для учителя / С.А. Козлова,А.Г. Рубин. – М. : Баласс, 2011.
Приложение 1
Виды заданий, формирующие УУД
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: «преднамереннные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут.
Виды заданий, формирующиепознавательные УУД: «найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД : составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;
Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Для реализации в полной мере новых подходов, развивающего потенциала школьного курса математики помогут применение современных образовательных технологий, таких как проблемное обучение; поисково-исследовательская технология обучения; модульная технология; технология оценивания учебных успехов, коллективная система обучения, информационно-коммуникационные технологии и т.д.