kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у обучающихся начальной школы метапредметных компетентностей через реализацию проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств достижения метапредметных результатов является проектная деятельность обучающихся. «Методу проектов» отводится одно из ведущих мест в основной образовательной программе образовательной организации, так как через применение этого метода наиболее полно реализуется системно-деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у обучающихся начальной школы метапредметных компетентностей через реализацию проектной деятельности»

Формирование у обучающихся начальной школы метапредметных компетентностей через реализацию проектной деятельности.

Щербина Т. Г., учитель начальных классов.

Метапредметные результаты формируются в начальной школе и развиваются в основной школе в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельности при реализации учебных программ, учебных программ по всем предметам, внеурочной деятельности.

Одним из средств достижения метапредметных результатов является проектная деятельность обучающихся. «Методу проектов» отводится одно из ведущих мест в основной образовательной программе образовательной организации, так как через применение этого метода наиболее полно реализуется системно-деятельностный подход. При использовании этого метода формируются и развиваются все УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные). Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, самоорганизации и самообучения личности. К такому методу относят проектное обучение, помогающее сформировать проектировочный тип мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». На мой взгляд, эта китайская пословица наиболее точно характеризует необходимость проектной деятельности. Ведь ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главное — вовлечь ребёнка в этот процесс. В первом классе все проекты должны носить творческий характер и давать каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей. Ситуация, когда учеников заставляют делать «проект», который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу.

2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь можно говорить не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Каковы же этапы работы над нашим первым проектом?

Первым этапом является этап мотивации. Здесь важно создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Второй этап — подготовительный. На данном этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности. Перед делением на группы необходимо объяснить, что есть лидер, художник, есть ученик, которому можно поручить сделать презентацию (при помощи родителей или учителя). Главная цель — дети должны учиться выстраивать свои отношения в любом коллективе. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Составим план действий.

Третий этап — информационно — операционный.

Здесь идёт реализация проекта. Собрав материал, вся информация будет перерабатываться, сортироваться. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Четвёртый этап — рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Чтобы представить работу, планируется выбрать одну из следующих форм: презентация, выставка достижений, слайд-шоу.

В 3 классе проводился урок по русскому языку с использованием метода проектов и современных образовательных технологий (информационно-коммуникативные технологии) по теме «Проект «Семья слов» (Раздел : Состав слова)». Урок - проект «Семья слов» 3 класс

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • Презентация

  • Толковый словарь, орфографический словарь.

Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.;группировать однокоренные слова (с общим корнем),выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффиксавыделять все части слова , доказывать их значимость в слове.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;

  • работать с толковым и орфографическим словарями


1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

  • ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.

  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

  • сравнивать и сопоставлять между собойродственные слова;

  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»

На уроке активно использовалась мультимедийная презентация, помогающая выделять ключевые моменты проектной деятельности учеников. Учитель мотивировал учеников на активную работу, создав проблемную ситуацию, которую следовало разрешить. Итог урока обобщал полученные знания учащихся. Творческий потенциал каждого учащегося был раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в различных ролях. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, успеха, осознание собственных умений, компетенции.

Вывод.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Следовательно, задача учителя заключается в формировании предметных и метапредметных умений у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, самоорганизации и самообучения личности. К такому методу относят проектное обучение, помогающее сформировать проектировочный тип мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Источники:

allakshol.ucoz.ru

 urok.slovarik.org

https://infourok.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербина Татьяна Григорьевна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Внеурочная деятельность  как средство развития учащихся и учителя. "
    ["seo_title"] => string(80) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-uchashchikhsia-i-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "118410"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413130953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства