kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование тестовой культуры у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников общеучебных умений и навыков, то есть учебной деятельности. Научить детей учиться – вот то, к чему стремится каждый учитель, обучающий маленьких учеников. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и, стало быть, её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения. Благодаря качественному анализу тестовой работы, я получаю полную картину усвоения темы, раздела или курса как всеми учениками в целом, так и каждым учеником в отдельности. Затем вырабатываю дальнейшую стратегию по устранению типичных ошибок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование тестовой культуры у учащихся начальных классов »

Макеевский городской совет

Управление образования Макеевского городского совета

Макеевский учебно-методический центр

Макеевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 50









Формирование тестовой культуры

у учащихся начальной школы








Головня Нина Николаевна

учитель начальных классов







2015

Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников общеучебных умений и навыков, то есть учебной деятельности. Научить детей учиться – вот то, к чему стремится каждый учитель, обучающий маленьких учеников. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и, стало быть, её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.

Тест – это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.

Тест является более качественным и объективным способом оценивания, так как процедура его проведения стандартизирована. Тест более объёмный инструмент, так как в тестовой работе каждый ученик выполняет задания, используя знания по нескольким темам, изучение которых предусматривает программа. Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, но и обучение работе с тестовыми заданиями.

Чтобы получить более реальную картину, я стараюсь при составлении тестов использовать разные типы заданий:

1 Выбор одного правильного ответа.

2 Выбор нескольких правильных ответов.

3 Составление логических пар.

4 Установление последовательности.

5 Открытые тесты с коротким письменным ответом.

6 Открытые тесты с развёрнутым письменным ответом.

Стараюсь создать условия, при которых становится невозможной интеллектуальная пассивность ученика. Уделяю большое внимание дифференцированному подходу к обучению. Предлагаю учащимся задания четырёх уровней: начального, среднего, достаточного и высокого. И они должны последовательно выполнить задания разных уровней. Например, на уроке русского языка при проверке темы « Имя существительное» в 3 классе предлагается задание начального уровня:

Вибери правильное продолжение утверждения.

Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;

б) название предмета;

в) действие предмета

В задании среднего уровня ученик должен в стихотворении подчеркнуть имена существительные и определить их число.

Для выполнения задания достаточного уровня ученику к именам существительным, отвечающим на вопрос кто? нужно подобрать однокоренные имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Например: работник – работа, лесник – лес, моряк – море.

Задания высокого уровня, как правило, творческого характера: написать текст-рассуждение, рассказ по его началу, составить текст-описание.

Для достижения данной цели я осуществляю ряд задач, а именно:

1 Учу понимать учебную задачу.

2 Учу планировать свои учебные действия (как рациональнее найти нужный ответ).

3 Учу применять имеющиеся знания и умения.

4 Учу проводить самоконтроль.

Работу по формированию тестовой культуры я начинаю уже в первом классе. В первом классе контрольные тесты не проводятся. Я предлагаю учащимся задания с выбором ответов, где требуется обвести номер ответа, подчеркнуть или зачеркнуть заданое. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение. Задания с самостоятельным конструированием ответов в первом классе не предлагаю.

Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы. Так как навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени, то работа с тестами вначале проходит под диктовку учителя, что помогает ученику научиться рассчитывать время, расходуемое на работу, и расходовать его рационально. Кроме этого, совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения. В дальнейшем дети могут уже самостоятельно выполнять тестовые задания. На уроке математики во 2 классе можно предложить задание:

Купили свитер за 75 рублей и 2 рубашки по 23 рубля за каждую.

К какому вопросу задачи подходит выражение: 75-(23 + 23)?

а) Сколько стоит вся покупка?

б) На сколько больше стоит свитер, чем 2 рубашки?

Основной целью использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры. Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля знаний, умений и навыков учащихся и наблюдение за их формированием. Тестовые задания для проверки уровня знаний учащихся я использую практически на всех уроках, но особое внимание уделяю украинскому языку, а также таким предметам, как « Математика» и «Природоведение», так как они входят в перечень предметов для международного исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS.

На уроках «Природоведения» подбираю задания, цель которых выяснить уровень усвоения фактического материала, понимание сущности элементов природоведения, взаимосвязей и зависимостей в природе, требуется их отображение, пояснение, доказательство, аргументация.

Например, при изучении темы «Воздух» в 3 классе предлагаются такие проверочные тестовые задания:

Даны три рисунка с заданием. Рассмотри рисунки. С их помощью вспомни свойства воздуха. В кружочках запиши номер предложения, которое соответствует данному опыту.

1 Воздух есть вокруг нас. Он может двигаться.

2 Воздух легче воды. Он бесцветный, находится в почве, в воде.

3 Воздух заполняет все пустоты.

Или задание такого типа:

Подумай и докажи, что произошло на самом деле:

а) движение деревьев вызвало появление ветра;

б) ветер вызвал движение деревьев

При изучении темы «Солнечная система» в 4 классе предлагается тестовое задание, при выполнении которого учащиеся должны аргументировать свой ответ.

Звёзды видны только ночью. Они не видны днём потому что…

а) они находятся на большом расстоянии от Земли;

б) они излучают мало света;

в) днём Солнце своим светом затмевает другие светила

При проверке знаний по предмету «Основы здоровья» у детей развивается воображение, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Довольно часто учащимся предлагается не только найти правильные ответы, но и сформулировать свой вариант ответа. Например:

Какие привычки из ниже перечисленых полезные?

а) регулярное занятие физкультурой;

б) мытьё рук только перед едой;

в) выполнение обещаний;

г) свой пример

При составлении тестов обязательно нужно выполнять требования к тестовым заданиям.

Во-первых, чётко формулировать условие задания.

Во-вторых, каждый ответ должен быть похож на правильный.

В-третьих, тестовое задание – часть утверждения, а не вопрос.

В-четвёртых, чёткая инструкция выполнения.

И, наконец, ответы, по возможности, короткие.

Размещение заданий по сложности могут быть в любом порядке. Но рекомендуется включать задания разных уровней сложности: 20% - лёгких, 60% - средней сложности, 20% - сложных.

Детей нужно учить работать с тестами. Для этого я рекомендую такие шаги:

1 Тренируйся

2 Учитывай время

3 Испытывай

4 Пропускай

5 Сокращай выбор

6 Думай только о конкретном задании

7 Читай задание до конца

8 Запланируй два круга ( проверь ещё раз)

9 Знай материал

Переход учащихся из начальной в среднюю школу осуществляется по итогам контрольных работ за курс начальной школы, в том числе и по итогам контрольных тестовых работ. Учителя, работающие в средней школе, просмотрев тесты учеников, могут сделать выводы об уровне подготовки учащихся и строить работу в соответствии с полученными тестовыми результатами.

Различия в работе над тестами в начальной и средней школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к независимому тестированию во всеоружии. Мышление учеников начальной школы более гибко и подвижно. Следовательно, новый вид контроля – тестовая работа воспринимается

менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющая получить точное представление о своих знаниях, а учитель, использующий программу « Тест», реализует основную цель школы на начальном этапе обучения – формирование учебной деятельности.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование тестовой культуры у учащихся начальных классов

Автор: Головня Нина Николаевна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "259432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448743643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация к урокам русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-k-urokam-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413979914"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Механизмы внедрения и реализации новых ФГОС в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "miekhanizmy-vniedrieniia-i-riealizatsii-novykh-fgos-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "216079"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432875552"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства