Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД как средство организации исследовательской деятельности младших школьников»
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической; экономической, социальной, культурной. Все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды.
Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников.
Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре следующих блока:
личностный;
регулятивный;
познавательный;
коммуникативный.
УУД обеспечивают способность учащегося:
к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.
Формирование УУД, как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Их развитие невозможно, если не сделать обучающихся активными участниками планирования, организации и проведения урока, т.е. процесс обучения должен быть личностно - ориентированным.
У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности. Темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность, использование проблемного обучения, поисковые и частично - поисковые методы, а также метод проектов.
Необходимо:
использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъективный опыт учащихся; направлены на коммуникативное воздействие;
создание таких педагогических ситуаций на уроке, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения, активны, когда у них появляется потребность в учебном действии и работе с информацией.
Именно учитель начальных классов должен научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия.
Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД.
Такими специфическими умениями являются:
анализ проблемной ситуации;
целеполагание;
формулирование вопросов;
планирование действий;
отбор необходимой информации;
логические умения;
умение строить гипотезы и делать выводы;
рефлексия;
самоконтроль, самооценка и др.
Для успешного развития исследовательских умений важно учитывать степень подготовленности учащихся к этой деятельности.
Для определения уровня развития познавательного интереса на уроках учителями ведётся наблюдение за тем, как ученик воспринимает знания, решает различные учебные задачи, работает в группе. Анализируется мотивация к познавательной деятельности и отношение каждого ученика к занятиям. На основе полученных данных корректируются: объём и степень сложности предъявляемых заданий.
Уровень сформированности коммуникативных умений определяется на основе наблюдений за активной и интерактивной работой обучающихся. Обращается внимание на способность детей следовать "правилам общения"; договариваться; учитывать иное мнение в диалоге и т.д.
Учитывая уровень развития мышления обучающихся учитель планирует формирование определенных мыслительных операций на всех урока поэлементно и поэтапно.
Наличие опыта самоконтроля и самооценки. Учителями используются разные рефлексивные методики, которые стимулируют развитие умений планировать свою работу, оценивать результаты своих действий как бы со стороны, формируют способность к самоконтролю.
Рассмотрим этапы исследовательской деятельности:
Выделение и постановка проблемы.
Выработка гипотез.
Поиск путей решения: - обоснование гипотезы; - сбор материала; - изучение материала.
Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность развития таких блоков УУД, как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.
А, принимая во внимание, что в результате проведенных исследований ребенок получает не только новое знание, но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий.
Исследование как метод должно использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.
Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:
выявление проблемы;
постановка цели, задач, определение объекта исследования;
выбор методики исследования;
отбор материала;
соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.
В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.
Кроме урочной учебно - исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это различные внеклассные мероприятия по предметам, а также домашние исследования школьников.
Однако исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Система работы по внедрению исследовательской деятельности в начальной школе
В своей работе я использую следующие формы организации исследовательской работы:
урок-исследование
урок коллективной исследовательской деятельности
интегрированные уроки
разноуровневое тестирование
защита проекта
Развивающее обучение в начальном звене школы направлено на повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся. Этому способствует применение информационно-коммуникативных технологий, коллективных и групповых форм обучения. Коллективные исследования подталкивают учащихся к составлению планов-проектов, что помогает им отвечать на проблемные вопросы, осмыслить учебную тему и задачи, стоящие перед ними. Работа в данном направлении формирует интерес учащихся к изучаемым предметам, учит использовать справочную литературу, мультимедийные энциклопедии, Интернет.
В процессе исследования я являюсь для ученика консультантом, способным в нужное время направить и проконтролировать его действия. Таким образом, у ученика создается ощущение, что он сам движется к намеченной цели. Важно, что во время исследовательского поиска ребенок всегда может обратиться к учителю, если в этом возникает необходимость.
Урок коллективной познавательной деятельности может проводиться по различным предметам и решать почти все дидактические задачи. Такие уроки дают возможность каждому школьнику проявить себя, обменяться мнениями, ощутить значимость результатов своей работы и работы своей группы.
В своей практике я провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:
уроки с проведением эксперимента;
работа с источниками информации;
заслушивание сообщений, защита рефератов.
На уроке - исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень).
На таких уроках использую разнообразные формы работы учащихся: индивидуальную, парную, групповую. Предпочтение отдаю групповой.
Таким образом, освоение обучающимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.
Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:
личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;
регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;
познавательные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:
возможность неоднократного повторения материала с целью его усвоения и систематизации;
процесс обучения приближен к реальной жизни;
развиваются коммуникативные навыки;
воспитываются нравственные качества.
Заключение
Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Список литературы
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование.- 2000.- №3.
В.И.Андреев. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Дис. кан. пед. наук. М., 1983.
Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск, 2007.
Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников// Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С. 48-51.