Просмотр содержимого документа
«"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе"»
Каждый ребёнок рождается природным исследователем окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в которой становится учебная деятельность. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё что нужно для того чтобы они могли проявлять свои дарования – это грамотное руководство со стороны взрослых, в частности педагогов.
Приоритетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование у младших школьников УУД в контексте усвоения разных учебных предметов. В широком смысле УУД это саморазвитие, самосовершенствование путём сознательного самостоятельного присвоения нового социального опыта. Как же органично встроить УУД в образовательный процесс, как превратить учение в сотрудничество учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.
Личностные УУДпозволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Таким образом, учителю важно создать новые условия для такой деятельности.
Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных умений, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.