Краткое описание этапов урока объяснения нового материала | Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данных этапах |
1. Мотивация к учебной деятельности Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке. | |
2. Актуализация опорных знаний. На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Объяснение нового материала На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах – с помощью подводящего диалога, потом – побуждающего диалога, а затем – с помощью исследовательских методов. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); разрешение конфликтов (К). |
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); извлечение из текстов необходимой информации (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); использование знаково-символических средств (П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л). |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения, и дорабатывают их. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); извлечение из текстов необходимой информации (П); использование знаково-символических средств (П); подведение под понятие (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
6. Включение знаний в систему и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); подведение под понятие (П); моделирование, преобразование модели (П); использование знаково-символических средств (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р). |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности. | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества (К); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |