Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО
Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО
Данная работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня для работы по формированию речевой культуры младших школьников, для подготовки к обобщению опыта по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»
Татьяна Федоровна Бобнева,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска
Описание: Данная работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня для работы по формированию речевой культуры младших школьников, для подготовки к обобщению опыта по данной теме.
Тема: Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО
Речевая культура человека –
это зеркало его духовной культуры…
Речевая культура выражает
самую сущность культуры человеческой…
В. А. Сухомлинский
Одной из задач современной школы является воспитание подлинно культурных людей, а культура, как известно, невозможна без общечеловеческих правил речевого общения. Речь человека есть показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Одной из важных задач учителей является воспитание настоящего гражданина, любящего свой язык, развитие его культуры речи. Основой же культуры любого народа является его язык. Еще В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его души, мыслей, переживаний являются красота и величие, выразительность родного языка и его невозможно переоценить».
Понятие «речевая культура» многозначно. Оно содержит три аспекта:
нормативный;
коммуникативный;
гносеологический.
Задача перед учителем начальных классов состоит в том, чтобы ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.
В процессе формирования речевой культуры младший школьник должен овладеть учебно-информационными и учебно - коммуникативными умениями. К учебно - информационным относят умения пользоваться словарями, энциклопедиями, оглавлениями, комментариями, сборниками стихов; составлять картотеку; составлять план, программу композиции. Под учебно - коммуникативными умениями понимают те умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом. Сформированные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации и распространения других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
Поэтому формирование и повышение речевой культуры приобретает нравственный аспект. Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой и экономикой – действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Правильная речь предполагает овладение нормами литературного языка.
Название норм
Что регулируют нормы
Орфоэпические
Правильное произношение звуков и ударение в словах
Лексические
Употребление слов в свойственном им значении и правильное сочетание слов по смыслу
Грамматические
Правильное образование слов, употребление слов, построение предложений
Стилистические
Использование языковых средств, соответствующих избранному стилю
Орфографические
Использование языковых средств, соответствующих избранному стилю
Пунктуационные
Правильную постановку знаков препинания
Свойства хорошей речи
Свойства хорошей речи
Основные рекомендации
Содержательность
Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.
Логичность
Говорите последовательно, не допускайте «скачки′ мыслей». Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.
Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.
Выразительность
Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи
Уместность
Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение
Правильность
Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.
Формирование речевой культуры младшего школьника может проводиться в урочное и во внеурочной время.
Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника состоит из следующих компонентов:
1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьника с целью выявления общего отношения к изучению данного предмета и для разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.
2.Перспективное планирование развития положительной учебной мотивации каждого ученика с учетом следующих факторов: опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации: что знает ученик (знания), как он умеет учиться (учебная деятельность), как может учиться (обучаемость), как умеет ставить и реализовывать цели; оптимистическая позиция учителя состоит в том, что у каждого ученика есть определенный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы его развития.
Обучение речевой культуре предполагает формирование у учащихся умений, обеспечивающих все четыре фазы порождения высказывания.
1 фаза. Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.
2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.
3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.
4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом.
Сравнение этого перечня с тем, который предусмотрен разделами программы по культуре и развитию речи для 1-4 классов, показывает, что многие из необходимых речевых умений уже представлены в школьном курсе языка. Однако, названы далеко не все речевые умения, их формулировки недостаточно сориентированы на разработанную в теории речевой деятельности модель порождения высказывания, в учебниках отсутствуют виды работы и конкретные рекомендации по формированию у школьников привычки и умения на каждой из четырех фаз продуцирования речи учитывать основные компоненты ситуации общения. Для формирования указанных умений необходимо предлагать учащимся такие задания, которые требуют не просто составления текста (изложения или сочинения), но и содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации, естественной или условной (учебной). Такие упражнения называют ситуативными. Приведем примеры ситуативных заданий.
Представьте себе, что вы возвратились из турпохода и хотите поделиться своими впечатлениями с другом-одноклассником. Запишите возможный вариант своего рассказа. В меру необходимости используйте данные словосочетания.
Сегодня на уроке мы будем работать над разбором слова по составу. Кто сможет так рассказать о значимых частях слова, чтобы все быстро повторили эти сведения?
Представьте себе, что вы собираетесь в гости. Вам нужно купить цветы. Вы покупатель, ваш друг - продавец магазина «Гвоздика». Пусть продавец спросит у покупателя, для какого случая ему нужны цветы, поможет ему выбрать наиболее подходящие и составить из них букет. Запишите возможный диалог между продавцом и покупателем, используйте слова – названия цветов. Подчеркните орфограммы, которые не регулируются правилами.
Из данных примеров видно, что в задании к ситуативному упражнению содержится перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания. Наиболее значимые из них – цель общения и адресат речи
Желательно, чтобы учитель по возможности чаще включал в уроки подобные упражнения, привлекая к их составлению учащихся, используя условия, позволяющие создавать естественные речевые ситуации (заметки в детскую или юношескую газету, создание сказок, рассказов, рукописных журналов и сборников и т.д.).
Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений. Для работы отбираются преимущественно те формулы речевого этикета, которые актуальны для данного возраста или станут таковыми в ближайшем будущем. Следует отметить, что использование на уроках ситуативных упражнений значительно повышает практическую направленность занятий по русскому языку и интерес к ним со стороны учащихся. Причем это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предмета, внутренне присущи ему. При решении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения. Работа над формированием речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть речь, отличающаяся высокой культурой.
Часто слышим надо работать над обогащением словарного запаса учащихся. Под обогащением словарного запаса следует понимать не только количественное увеличение, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего. Важным этапом в обогащении словарного запаса учащихся является работа со словарями, так как она обеспечивает нужный объем знаний по культуре речи.
Использование игровой методики для формирования речевой культуры у младших школьников очень важно. Основываясь на положениях Л. С. Выготского о том, что следует не прививать детям язык взрослых, а помогать им в выработке и формировании собственного языка, а также о том, что игра и детское творчество нужны самому ребенку «для правильного развития его сил», следует использовать на уроках игровую деятельность для формирования речевой культуры. Игровая методика особенно хорошо «работает» в классах, где много слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предполагает для них механизм защиты. Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, «включить» всех и выявить творческие способности практически у каждого ребенка. Трудность состоит в том, что учителю приходится ставить себя в положение участника игры (хотя и не рядового). В таком образовательном процессе учителю необходимо самому учиться играть, придумывать новые игровые формы совместно с детьми. Следует отметить, что на первых этапах внедрения игровых методик существует определенный психологический барьер: ведь школьники уже привыкли к абсолютно противоположной форме обучения, и среди них может найтись немало «консерваторов». Однако очень скоро игра становится желанной для учащихся, особенно если применяется систематически. Она способствует росту познавательной активности и, следовательно, умственному развитию даже тех, кто в начале работы продемонстрировал наиболее низкий уровень восприимчивости к обучению. Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что формирование речевой культуры школьника не ставит целью приобретение «сухих» схематических знаний, умений и навыков. Ему придается личностный смысл, деятельностный характер, практическая направленность.
В последние годы в методике русского языка все активнее ставится вопрос о формировании речевой культуры младшего школьника средствами «параллельного воздействия», об использовании в дидактических и воспитательных целях языкового материала, который дают разные учебные и творческие предметы и дисциплины. Одним из таких средств является народное искусство. Являясь частью национальной культуры, народное искусство обладает богатым опосредованным языковым материалом для создания продуктивной модели формирования речевой культуры учащихся. Содержание работы по формированию речевой культуры учащихся при использовании произведений народного искусства составляют знания, связанные с понятием культурологический текст, и умения, связанные с формированием готовности действовать самостоятельно и правильно вразличных речевых ситуациях; читать и анализировать биографические факты, собирать информацию, определять тему и основную мысль высказывания, выделять ключевые слова, разбивать текст на микротемы, составлять план, выявлять средства связи между частями текста, понимать назначение изобразительно - выразительных средств и использовать их в собственной речи, предупреждать появление в процессе составления речевых высказываний фактических и логических ошибок.
«К народным традициям величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать"- говорил А. Б. Салтыков.
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. «Использование наглядности в сочетании со словом учителя, побуждающим учащихся к определенным действиям, - пишет Л. В. Занков, - является наиболее эффективным приемом формирования речевой культуры, так как при таком сочетании умственная деятельность учащихся характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственного восприятия».
Литература
1.Андреева Л. Н. Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 105-107.
2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.
3.Заболотная Ирина Михайловна. Педагогическое влияние на формирование речевой культуры учащихся : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Челябинск, 2003 182 c. РГБ ОД, 61:04-13/783
4. Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников.//– Оренбург.- 1999.
5.Е.А.Ступина Особенности формирования речевой культуры младших школьников - журнал «Начальная школа» №9,2013г.