kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводятся примеры того, как сформировать познавательный интерес к обучению у младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности»

Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности

Автор: Бардасова Тамара Сергеевна, учитель начальных классов



Аннотация: В статье приводятся примеры того, как сформировать познавательный интерес к обучению у младших школьников.

Ключевые слова: начальная школа, познавательный интерес, школьные уроки.

Тематическая рубрика: Начальная школа.



Приходя в школу, мы видим горящие глаза первоклашек. Но проходит 2-3 недели, детское чувство радости встречей со школой и с одноклассниками сменяется хандрой, полной потерей мотивации к обучению. Дети сталкиваются, с рядом проблем и неудач. Родители наказывают за плохие оценки, соответственно, мотивация к обучению падает. Наша задача как

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.

Усложнение программы, сокращение часов на её изучение, загруженность учебными предметами, телевизор и компьютер снижают интерес к учёбе. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий   и жизнедеятельности в целом.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.

Наша задача: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках.

Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе. Благоприятный микроклимат в классе снимает чувство неуверенности.

Велика роль творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников. Поддерживать и формировать интерес к учению помогают дидактические игры, сказочные герои, экскурсии, наблюдения, проектные работы.

Ш.А. Амонашвили разработал психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Одним из способов повышения интереса к предмету является усиление ее практической направленности.

Часто мы применяем в практике работы такие формы ведения урока, как урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что облегчает процесс усвоения знаний.

Однако занимательность не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи.

Средствами поддержания и развития познавательного интереса являются:

Самостоятельная работа.

В условиях развивающего обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью школьника. Я считаю, что самостоятельная работа служит средством  активизации  мыслительной деятельности младших школьников и формирования творческой личности.

Игра.

Использование на уроках дидактических игр, задач-шуток, развивающих упражнений, рифмованных заданий, кроссвордов, логических заданий благотворно влияет на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности и создаёт  на уроках благотворный эмоциональный фон.

Проблемные ситуации.

Огромное значение в активизации мыслительной деятельности играет вклю­чение в урок проблемных ситуаций, в ходе которых учащиеся не только проводят анализ материала, но и должны самостоятельно найти способ решения проблемы.

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. Использую компьютерные  физминутки.

Информационно-компьютерные технологии.

В настоящее время, когда наступил век информационных технологий, общество требует от школы современных выпускников, поэтому традицион­ный урок должен стать современным, а это невозможно сделать без использования компьютера в качестве учебных средств на уроках и при их разработке.

Мы используем компьютерные технологии при изучении различных школьных предметов: окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение; при проведении физкультминуток.

Применение компьютера позволяет активизировать мыслительную  деятельность школьников, повысить производительность их труда.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности

Автор: Бардасова Тамара Сергеевна

Дата: 04.06.2025

Номер свидетельства: 671143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников в рамках требования ФГОС в урочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "puti_i_sredstva_formirovaniia_poznavatelnogo_interesa_mladshikh_shkolnikov_v_ram"
    ["file_id"] => string(6) "484467"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541701837"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников в рамках требования ФГОС в урочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "puti_i_sredstva_formirovaniia_poznavatelnogo_interesa_mladshikh_shkolnikov_v_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "484468"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541701981"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курсовая работа на тему: "Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(88) "kursovaia-rabota-na-tiemu-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "153221"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420983291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства