Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности»
Формирование познавательных интересов младших школьников в урочной деятельности
Автор:Бардасова Тамара Сергеевна, учитель начальных классов
Аннотация: В статье приводятся примеры того, как сформировать познавательный интерес к обучению у младших школьников.
Ключевые слова: начальная школа, познавательный интерес, школьные уроки.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Приходя в школу, мы видим горящие глаза первоклашек. Но проходит 2-3 недели, детское чувство радости встречей со школой и с одноклассниками сменяется хандрой, полной потерей мотивации к обучению. Дети сталкиваются, с рядом проблем и неудач. Родители наказывают за плохие оценки, соответственно, мотивация к обучению падает. Наша задача как
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.
Усложнение программы, сокращение часов на её изучение, загруженность учебными предметами, телевизор и компьютер снижают интерес к учёбе. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.
Наша задача: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках.
Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей. Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе. Благоприятный микроклимат в классе снимает чувство неуверенности.
Велика роль творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников. Поддерживать и формировать интерес к учению помогают дидактические игры, сказочные герои, экскурсии, наблюдения, проектные работы.
Ш.А. Амонашвили разработал психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).
Одним из способов повышения интереса к предмету является усиление ее практической направленности.
Часто мы применяем в практике работы такие формы ведения урока, как урок-путешествие, урок-викторина, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что облегчает процесс усвоения знаний.
Однако занимательность не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи.
Средствами поддержания и развития познавательного интереса являются:
Самостоятельная работа.
В условиях развивающего обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью школьника. Я считаю, что самостоятельная работа служит средством активизации мыслительной деятельности младших школьников и формирования творческой личности.
Игра.
Использование на уроках дидактических игр, задач-шуток, развивающих упражнений, рифмованных заданий, кроссвордов, логических заданий благотворно влияет на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности и создаёт на уроках благотворный эмоциональный фон.
Проблемные ситуации.
Огромное значение в активизации мыслительной деятельности играет включение в урок проблемных ситуаций, в ходе которых учащиеся не только проводят анализ материала, но и должны самостоятельно найти способ решения проблемы.
Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. Использую компьютерные физминутки.
Информационно-компьютерные технологии.
В настоящее время, когда наступил век информационных технологий, общество требует от школы современных выпускников, поэтому традиционный урок должен стать современным, а это невозможно сделать без использования компьютера в качестве учебных средств на уроках и при их разработке.
Мы используем компьютерные технологии при изучении различных школьных предметов: окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение; при проведении физкультминуток.
Применение компьютера позволяет активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить производительность их труда.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Основной задачей для выполняющих это социо-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности.