Попова Н.Л.
Учитель начальных классов
Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников в рамках требования ФГОС в урочной деятельности.
Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках является одним из направлений развития школы нашего времени. В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у учащихся особенно актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться». Именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес. Познавательный интерес является одним из наиболее значимых мотивов учебно-воспитательной деятельности, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Активизируют умственную деятельность познавательные потребности, формируемые у обучающихся под влиянием педагогов, родителей, средств массовой информации, интернета, художественной и научно-популярной литературы. Хочется отметить, что в формировании познавательного интереса младших школьников важную роль имеет личность учителя.
Так как учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребёнке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. И тогда познавательный интерес ребёнка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
Главный вопрос, который стоит перед педагогом: Как заинтересовать ребенка? Как подобрать материал, который заденет за живое. Сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения и воспитания, привлекая на свою сторону компьютерные технологии. Особенности современного общества создают такую атмосферу деятельности воспитателя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь их интереса, активности, творческого подхода к деятельности
Хочется отметить следующие пути формирования познавательного интереса:
- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
- концентрировать внимание на главном в учебном материале;
- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
- избегать перегрузки учащихся;
- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности
Познавательный интерес учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворённость при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательный интерес возникает, если информация заставляет удивляться, поражает воображение, заставляет задуматься, подводит учащихся к видению нового в знакомом материале.
Не менее важную роль в формировании познавательного интереса играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательного интереса происходит успешно, если процесс деятельности вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса, сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно», нацеливает на разрешение противоречий, заставляет посмотреть на явление с другой стороны,-ориентирует на применение знаний в новых условиях, включает элементы усложнения во всевозможные упражнения и задачи,-развивает воображение, смекалку, логику, предполагает элементы исследования.
Главное в деятельности учащегося — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идёт формирование познавательных интересов это первое само содержание учебных предметов обладает этой возможностью и второе определённая организация познавательной деятельности учащихся.
Предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Необходимо глубоко продумывать отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключённого в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Удивление – сильный стимул познания. Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться.. Например первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её подводить школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому. Самостоятельная работа – самый надёжный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика. Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, необходимо систематизировать и использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумать последовательность заданий, вариантность и наглядность. Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и личным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Особенно развивают познавательный интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным использованием своих знаний и умений. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Например работа над проектом. Вспомним что такое проектная деятельность - творческий процесс, где наиболее проявляется познавательный интерес каждого ученика. При работе над проектом формируются умения находить ответы на интересующие вопросы, создаются условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего мира. Формируются коммуникативные компетентности в сотрудничестве:
-умение вести диалог,
-координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
Формируются способности к организации деятельности и управлению ею:
-воспитание целеустремленности и настойчивости;
-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
-формируются умения решать творческие задачи.
- формируются умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Именно в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать. Наиболее интересно проходят уроки-праздники. Таким образом, разнообразные приёмы помогают воспитать и развить познавательный интерес к урокам.
Повышение познавательного интереса младших школьников и качества обучения на уроках возможно за счёт внедрения информационных технологий. Включение в процесс обучения аудио и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повысить интерес к учёбе.
В формировании познавательного интереса заинтересованы и родители учащихся. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны родителей и учителя. Ведь устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
Таким образом, познавательный интерес — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, родителей, приёмы и методы преподавания).
Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового - готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Волина В. Занимательное азбуковедение.
Сухих И. 800 загадок, 100 кроссвордов. М., 1996.
Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, 2000.
Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. Образовательный проект «Способный ребенок». Развитие познавательных способностей младших школьников.
Журналы «Начальная школа»