Учитель начальных классов-Нестеренко Елена Васильевна.
Цель проекта | Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. |
Задачи проекта | 1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций, праздников и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2) Привлечь родителей к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с учителями и родителями. 4) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы. |
Актуальность | 1) Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. В школьном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций. 2) Семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия, бесспорно, сближают детей с родителями. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. 3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. 4) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. |
Практическая значимость | 1.Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. 2.Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. 3.Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению школьников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. 4.Укрепление связи семьи и школы. 5.Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. |
Социальный эффект | Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи |
Долгосрочные эффекты | Пройдет время, закончится работа над проектом, но в сознании каждого ребенка отложится то необходимое, что должно и будет способствовать воспитанию патриотических качеств. И уже потом на полученных знаниях и чувствах будут воспитывать собственных детей, приобщая их к семейным традициям, обычаям, реликвиям. |
Ожидаемые результаты | Во время работы над проектом учащиеся получат представление о семье, генеалогическом древе, семейных традициях, семейных ценностях, семейных реликвиях, семейном отдыхе , встав на позицию «исследователя», «историка», «ремесленника», «краеведа». В ходе проектной деятельности учащиеся создадут: разнообразные поделки, презентации, стенгазеты, мини-спектакли. Дети научаться организации семейных праздников – (разработка и проведение праздника, изготовление подарков из подручных материалов, оформление семейных газет). У детей сформируется позитивное отношение к семье, семейным традициям, семейному образу жизни. В результате учащиеся будут: Знать: • историю своей семьи • семейные традиции • семейные реликвии Уметь: • проводить свободное время с пользой для семьи • представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде сообщения, презентации, стенгазеты. • участвовать в творческой деятельности в обществе. |
Перспективы развития проекта | Созданные условия в рамках проекта послужат фундаментом для формирования патриотических чувств детей. Работу по данному вопросу следует расширять и укреплять, необходимо пополнить методическую базу, создать рукописные книги – альбомы вместе с родителями для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о традициях, обычаях, реликвиях. Как можно активнее вовлекать родителей в работу по данному вопросу т.к. : • Ø семейные традиции способствуют сближению, идентификации себя как члена семьи; способствуют формированию патриотических качеств; • Ø совместное времяпрепровождение служит средством семейного воспитания: дети приобретают культуру отношений в семье, накапливают опыт общения; • Ø совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом; • Ø традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребенку осознать принадлежность роду и гордиться своей семьей. |