kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по литературному чтению "У чистого истока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения "У чистого истока" - итоговое занятие по проекту "Пословицы о главном". : Цель данного занятия: учить обучающихся анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему. Воспитание чувства любви к своей семье, гордости за неё, уважения к родителям путём знакомства с наиболее распространенными пословицами о семье. Паспорт проекта 1. Название проекта: «У чистого истока» (пословицы о самом главном) 2. Руководитель проекта: Коломенская М.В. 3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение 4. Состав учащихся: ученики 3 класса (11 ч), родители 5. Тип проекта: • По доминирующей деятельности учащихся:, творческий, практико-ориентированный, • По предметному содержанию: межпредметный • По продолжительности: долгосрочный (февраль – апрель) 6. Цели проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Задачи 1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. 2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Идеей создания проекта послужило: подбор пословиц о семье, творческие работы учащихся при подготовке к уроку .Предполагаемыый продукт проекта (конечный или ожидаемый результат): журнал «У чистого истока»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по литературному чтению "У чистого истока"»


ГУ «Свердловская средняя школа»



Открытый урок по литературному чтению в 3 классе


Обобщение по разделу «У чистого истока»











Учитель начальных классов: Коломенская М.В.


Паспорт проекта

1. Название проекта: «У чистого истока» (пословицы о самом главном)

2. Руководитель проекта: Коломенская М.В.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение

4. Состав учащихся: ученики 3 класса (11 ч), родители

5. Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности учащихся:, творческий,

практико-ориентированный,



  • По предметному содержанию: межпредметный





  • По продолжительности: долгосрочный (февраль – апрель)

6. Цели проекта:

Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи

1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.



Идеей создания проекта послужило: подбор пословиц о семье, творческие работы учащихся при подготовке к уроку



.Предполагаемыый продукт проекта (конечный или ожидаемый результат): журнал «У чистого истока»



Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.

Обобщение по разделу «У чистого истока». Создание проекта «Пословицы о главном».

Цель: учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему. Воспитание чувства любви к своей семье, гордости за неё, уважения к родителям путём знакомства с наиболее распространенными пословицами о семье.

Задачи:

  • анализировать поступки героев литературных произведений; соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений,

  • развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям

  • вовлечение в словарный запас учащихся пословиц и поговорок о семье;

  • способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

  • развитие устных речевых способностей учащихся..

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Вызов интереса к теме. Сообщение темы урока

Ведущий. Всем добрый день!

(Определение эмоционального комфорта в начале урока.)

Учитель. Ребята, я очень рада вас видеть на уроке литературного чтения.

Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги (чтобы интересное рассказать, чтобы научить своих читателей чему-то заставить задуматься над собой, своим поведением.) Давайте же учиться читать, думать и рассуждать вместе.

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к произведениям раздела «У чистого истока»

Готовясь к этому уроку, мы с вами проделали большую работу: выполняли различные творческие задания. Вся работа была посвящена теме нашего проекта.

Назовите тему нашего проекта. .

Ребята, а что в вашей жизни самое главное? Подсказку вы найдете на экране (демонстрация ромашки).(Ведущий обобщает ответы ребят и подводит их к мысли о том, что главное в жизни

человека – семья.) Ромашка является символом семьи. Родной дом, родная семья - это исток, начало начал. У каждого он свой. Тема нашего сегодняшнего устного журнала «У чистого истока» («Пословицы о самом главном»).

2.Работа по теме урока.

Заставка 1

(Ведущий обобщает ответы ребят и подводит их к мысли о том, что главное в жизни

человека – семья.)



Ведущий. Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья… Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".



Заставка 2

Семья.

Ученик (1-й). Всех нас окружает бескрайний мир, в котором множество неожиданностей, сложных ситуаций и проблем, но много и радости, приятных событий и хороших людей. Жить в этом мире одному человеку очень сложно.

Заставка 3

Поэтому еще с древних времен люди старались объединиться – ведь вместе проще противостоять жизненным неурядицам и веселее радоваться хорошему. Сначала это были племена – там было много народу, они жили все вместе на одной территории и помогали друг другу выжить. Дети знали только мать и принадлежали всему племени. Позже появилась семья – союз двух любящих людей, способных подарить жизнь еще одному или нескольким человечкам. Семья – это малый мир, малое общество

Заставка 4

Ведущий. Семья, дети занимают главное место в жизни человека, поэтому им посвящено много пословиц и поговорок. Познакомьтесь с некоторыми из них.

(Ученик зачитывает пословицы., защищают мини-проекты)

Заставка 5,6,7

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Согласную семью и горе не берет.

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В родной семье и каша гуще.


Ведущий. Ребята, к каким жизненным ситуациям можно применить 1, 2, 4, 6 пословицы?

(Ответы учащихся.)

Ведущий. Ребята, как вы считаете, кто в семье самый главный? (Ответы учащихся.)

Заставка 8

Бабушка рядышком с дедушкой…

Уч. Разумеется, наши бабушки и дедушки. Бабушка приготовит обед, накормит нас, когда мы придем из школы, а дедушка поможет разобраться в трудной задачке или сыграет с нами вечером в шахматы. Кроме того, мама с папой бывают так заняты, а дедушка с бабушкой - всегда «под рукой»! Иногда именно они становятся настоящими друзьями для своих внуков. Даже поговорка есть такая: малый да старый – два сапога пара.

-Посмотрите на иллюстрацию.

Заставка 9


-Где живёт эта семья?

-Как думаете, какие они? Всё ли у них хорошо?

-А когда происходили эти события? (Давно.)

-Как художник показал, что события происходили очень давно? (Одежда, обстановка в избе.)

- Я знаю, что у вас есть бабушки и дедушки. Как в вашей семье относятся к ним?


-Хорошо, что у вас такие добрые отношения со своими бабушками и дедушками. Но, к сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с обездоленными одинокими пожилыми людьми, которые не слышат доброго, ласкового слова от своих детей, не видят от них заботы и помощи, а порой даже приходится слышать о жестоком обращении к ним.

Постановка проблемы.

-Сегодня мы подумаем с вами, что нужно сделать, чтобы старики на свете были счастливы?

Учитель:

- Ребята, посмотрите, как поступок Миши помог дедушке жить дальше счастливо: спокойно и радостно.

-Какая из разгаданных вами пословиц подходит больше всего к этой истории?

Работа в группах: расшифруй пословицы, подбери нужную к произведению.

Дети: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

(Появляется этот же слайд, только с выделенной пословицей.)

-Что значит почитать старших? (Уважать.)

-А как понимаете смысл пословицы? (Если человек уважает своих родителей, заботится о них, значит и его дети также будут к нему относиться, и останется о нём добрая память.)

-Какая главная мысль этого рассказа? Чему он вас научил? (Уважению и состраданию к старым людям, родителям. Быть терпимыми, ласковыми к бабушкам, дедушкам, заботиться о них, помогать.)

-Так что же нужно сделать, чтобы старики на свете были счастливы? (Быть терпимыми, ласковыми к бабушкам, дедушкам, заботиться о них, помогать им, не огорчать плохими поступками.)

-Ребята, в наше время писатели тоже много пишут произведений на тему отношений детей к своим родителям и пожилым людям. В библиотеке вы можете взять книги для вашего возраста, которые вы видите на выставке, где найдёте рассказы на эту тему. Это рассказы Валентины Осеевой, Евгения Пермяка, Михаила Зощенко, Виктора Драгунского, Андрея Платонова, Анатолия Алексина и других писателей.

Заставка 10


(Ученик зачитывает пословицы.)

Голова седая, да душа молодая.

За старой головой – как за каменной стеной.

Уважай старика – сам стар будешь.

Корми деда на печи, сам будешь там.

Старость не младость: не увидишь, как подкрадется.


Ведущий. Мы составляем страницы нашего сборника творческих работ. Ребята, вам предлагалось домашнее задание: Ребята, охарактеризуйте ваших бабушек и дедушек с помощью нескольких пословиц.

(Ответы учащихся. Заставка 11 .12, 13)

Бабушка! Какое доброе слово.

Для всех ребятишек родное – родное.

Желаем милым бабушкам.

Ни капли не болеть,

А только с каждым годом всё больше молодеть!


Физминутка


Ведущий. Ребята, кто в семье самый любящий, ласковый, нежный?

(Ответы учащихся.) Заставка 14

Мама – главное слово в каждой судьбе

Ученик (4-й). Мама, Матушка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорого, единственного человека. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом – «Родина».

Родина – всем матерям мать.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от сердца матери. Мама – это вечное и непереходящее. Мама – это душа, теплота, любовь.

Каждую минуту в мире рождается три человека. С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл её жизни и счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда. С уважением мы смотрим на человека, который до седых волос с трепетом произносит имя матери своей и оберегает её старость. И с презрением казним того, кто отказал в доброй памяти и куске хлеба той, которая родила и вырастила его.

«Дома заботы. Дома дела …» К какому произведению мы сейчас обратимся?

(чтение стихотворения наизусть по желанию). Почему автор сравнивает маму с солнышком? В каком произведении ещё говорится о маме? Найдите и прочитайте в тексте описание матери Улжан. Что удивляло и восхищало Абая в его матери? Какую пословицу о маме вам хочется запомнить и использовать в своей речи?

Защита мини-проектов. Заставка 15, 16, 17


При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Мать кормит детей, как земля людей.


Ведущий. Какую из пословиц о маме вам хочется запомнить и использовать в своей речи? (Ответы учащихся.)


Ведущий. Кто в семье самый сильный, строгий, справедливый? (Ответы учащихся.) Заставка 18


Отец.

Ученик (5-й). Роль отца в семье не менее важна, чем матери. Он пример мужества, благородства, кормилец семьи и просто любящий папа. Когда-то главным в семье всегда был мужчина, причем старший в роду. Пока он был жив, его голос был решающим во всех семейных делах, спорах и начинаниях. Взрослые и уже женатые сыновья, сами отцы семейств, обязаны были свято соблюдать волю своего родителя. Он сидел обычно во главе обеденного стола и давал знак к началу обеда, без его разрешения ни один человек не мог выйти из-за стола.

В наше время многое изменилось, и быть главой семьи – это не просто быть старшим. Надо знать больше других, быть работящим человеком, уметь преодолевать трудности и не уходить от сложных вопросов.


(Ученик защищает мини-проект пословицы.) Заставка 19, 20


Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да уму- разуму научил.

Каков отец, таковы и дети.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отец сына не на худо учит..

Один отец значит больше, чем сто учителей.


Ведущий. Какие пословицы об отце выражают одну и ту же мысль?

(Ответы учащихся.) Ученик:


Ведущий. Самое большое счастье в жизни любой семьи – появление ребенка. (Заставка 21)

В кратких и внешне простых пословицах о детях содержится глубокий смысл.

(Ученик зачитывает пословицы.)

Семья без детей – что фонарь без свечки.

Детки хороши – отцу-матери венец; худы – отцу-матери конец.

Дитя хоть и криво, а отцу с матерью мило.

Для матери ребенок - до ста лет дитятко.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут. Дети не в тягость, а в радость


Ведущий. Какие пословицы о детях вы считаете самыми интересными? Почему?

(Ответы учащихся.)


Песня "Маленькая страна".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.


Ведущий: Есть такая пословица «Счастье не птица, само не прилетит».

Что это значит? (Высказывания детей.)

Из чего же складывается семейное счастье?

Мы вам предлагаем «Советы в картинках. Заставка 22, 23, 24

-Подведение итогов урока.

Подведём итог работы.

Чему был посвящён проект? (Пословицам о главном , о семье)).

-И я думаю, на уроке вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Наш урок стал показателем вашего успеха в чтении:

Мы составили сборник « У чистого истока».

Вы все успешные читатели.

Вы все хорошо выполнили творческие задания, хорошо отвечали на уроке, активно работали. Поэтому получаете «пятерки».

Заключительное слово учителя. Задание учащимся.

Ребята! Сегодня вы были слушателями и мыслителями. Предлагаем вам стать создателями. У последней страницы нашего журнала есть только название «Семейные традиции». Предлагаем вам создать эту страницу, найти пословицы, посвященные данной теме, нарисовать иллюстрации.

Мы с вами работали над проектом.

































Приложение

Работа в группах.

-На карточках у вас зашифрованы пословицы. Разгадайте их и прочитайте.

1 группа.

Не_________________смей Кто___________________ро

ся____________над ди________________те

ста_________рым: лей___________по

и_________сам чи_________та

бу_____дешь ет,________тот

стар. во______век

не_____по

ги___ба

ет.

2 группа.


Что__________________го Вся____________________семь

во______________рит я__________________вмес

боль________шой, те________________и

слы_____шит ду____________ша

и_____ма на_______мес

лый. те.



Дети говорят пословицы вслух.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по литературному чтению "У чистого истока"

Автор: Коломенская Марина Владимировна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства