Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.
Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.
Какими методами следует пользоваться мне как учителю, чтобы достичь высоких результатов в обучении? Безусловно, я должна быть знакома с лучшими методами и приемами преподавания, должна постоянно находить и применять дидактические средства обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.»
Формирование навыков развития речи в условиях ФГОС в начальной школе.
Из опыта работы учителя начальных классов Кашаповой Фариды Аслаховны (высшая квалификационная категория)
Какими методами следует пользоваться мне как учителю, чтобы достичь высоких результатов в обучении? Безусловно, я должна быть знакома с лучшими методами и приемами преподавания, должна постоянно находить и применять дидактические средства обучения.
Учащиеся не одинаково усваивают правописание: одни - легкостью, другие – с трудом. Немало учащихся, которые не нуждаются в правилах правописания, пишут на основании языкового чувства и памяти, а правила учат лишь для использования их в орфографическом разборе и в самопроверке. Немало школьников, которые хорошо знают правила и умеют их применять под руководством учителя, но в условиях самостоятельного письма допускают много ошибок. Основными факторами, способствующими успешному овладению правописанием, считаю следующие 1) понимание смысла речи; 2) предупреждение ошибок; 3) навыки слуха и произношения; 4) зрительная память; 5) умение ученика проверять написанное.
При поступлении в школу школьник уже обладает достаточным словарным запасом, который дает возможность овладеть всей сложной системой грамматики, совершенствовать орудие общения и мышления. К началу обучения в школе ребенок научится пользоваться языком в целях общения и мышления. С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. Именно в этом направлении я систематически работаю, развивая речь младших школьников. Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. Предметом особого внимания являются слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с непроверяемыми написаниями). Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся, которая предполагает активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти; обучающий характер учебной деятельности; регулярность работе над словами с указанными орфограммами. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в начальной и средне школе «в словарном порядке». Работу над словарными словами можно рационализировать с помощью специальных приемов обучения.
Запись слов по алфавиту (1-й класс) Записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, я предлагаю переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. Например, на доске даются слова: диван, альбом, вагон, тетрадь, пальто. Дети записывают, подчеркивая непроверяемые орфограммы, слова алфавитном порядке. По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Например, на доске даются слова: батон, билет, базар, береза, багаж, бокал. Учащиеся записывают: багаж, базар, батон, береза, билет, бокал.
Выборочный диктант (1-й класс) Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам (2-й класс)
Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Например, учитель дает слова планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной [a], в другой – с безударной [o] и т.д.
Подбор и запись синонимов и антонимов (3-4 классы) Учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, отечество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.
Раница – рубеж, межа, край, предел.
Отечество – Родина, Отчизна.
Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов.
Составление предложений данными словами (2-й класс) Учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся составляют и записывают предложения Например: Мой брат служит матросом на подводной лодке.
Сочинение по опорным словам (2-й класс) Предлагаю детям написать сочинение на тему «На вокзале», используя слова багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир перрон, сигнал.
Письменный пересказ текста с использованиями данных слов (3-4-й класс)
Учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.
Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ.
Письменное изложение и создание собственных высказываний относятся к упражнениям комплексного характера, т.к. при их выполнении происходит становление или совершенствование всех групп речевых умений. Изложение предполагает обучение речи с опорой на готовый текст, а сочинение – путем упражнения в создании собственных текстов. Это различие настолько существенно, что, несмотря на близость функций, рассмотрение этих видов работ следует вести раздельно.
Изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, который складывается из следующих компонентов:
- беседа по содержанию с целью проверки понимания темы, основной мысли, идеи текста
- анализ структуры текста с выделением частей выяснением содержания каждой, составлением плана;
-языковой анализ, включающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций, предупреждение речевых недочетов; -орфографическая подготовка.
Сочинение вплотную подводит учеников к осуществлению собственно речевой деятельности. Сочинение – это то упражнение, с помощью которого я пытаюсь сделать более совершенной монологическую речь учащихся, стремлюсь обогатить опыт речевой деятельности. Подготовку к сочинению провожу несколько этапов:
Предварительная подготовка – проводится на уроках русского языка, литературного чтения, природоведения, технологии, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений.
Проведение непосредственной подготовки. Здесь идет обеспечение необходимого эмоционального настроя, побуждение интереса к работе, обсуждение основной мысли текста, требование к языковым средствам.
Написание сочинения.
Осуществление проверки написанного. Рекомендую детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с определенной целью:
а) оценить, все ли понятно читающему, удалось ли выразить всю мысль, нет ли в содержании чего лишнего, не пропущено ли что-то важное, связаны ли мысли между собой.
б) решить удачно ли сформулированы мысли.
в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.
В процессе выполнения изложения ученик тренируется в употреблении форм языка, свободной и сознательной передаче чужих мыслей как собственных. При изложении в голове ребенка одна мысль быстро сменяет другую. Но вследствие естественной медлительности письма происходят задержки в изложении и потери мыслей в сознании ученика. При этом умение излагать свои мысли на бумаге зависит от успехов в каллиграфии и орфографии. Вот почему письменные изложения в начальной школе имеют подготовительный характер и я даю такой материал для упражнений, где ученики не встречают орфографических затруднений.
За сочинения и обучающие изложения отрицательные оценки не выставляю, т.к. в таких письменных творческих работах ученикам приходится употреблять трудные слова. При исправлении письменных работ на первый план выдвигаю логические и стилистические стороны изложения и сочинения, а орфография должна быть делом второстепенным: достаточно, если при проверке тетрадей подчеркнуть орфографические ошибки, обязать ученика исправить их. В классе же должна быть проведена тщательная работа по исправлению логических и стилистических ошибок. Приемы исправления могут быть следующие: при желании устранить предложение или части текста – заключить их в квадратные скобки , при необходимости дополнить текст –поставить знак , при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста воспользоваться цифрами, при необходимости одного слова заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное, при замене или перестройке целого предложения – новое предложение поместить после всего текста, пометив то, которое заменяется, знаком *. Обязательное условие исправления – аккуратность, при этом не снижаю отметку ученику за наличие поправок .
Как подготовиться к изложению текста из учебника?
Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.
Если нет заголовка, озаглавь текст.
Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
Найди в словах орфограммы. Подумай, как объяснить их написание.
Еще раз внимательно прочитай текст. Найди в нем опорные слова. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний
После того как напишешь изложение, не забудь проверить свою работу по учебнику.
Как составить текст-повествование? 1. Подумай, о чем будешь рассказывать (какова тема текста). 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ? 5. О чем расскажешь в основной части? 6. Как можно закончить рассказ?
Как составить текст-описание? 1. Выдели признаки предмета или явления, которые нужно описывать. 2. Определи свое отношение к нему. Что ты хочешь доказать в своем тексте? 3. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
4. Озаглавь текст, напиши его. Проверь.
Как составить текст-рассуждение? 1. Кратко назови то, что будешь доказывать. 2. Подумай, как можно построить свое доказательство. Его можно, например,: «Происходит это потому, что…»
Сочинение Якушиной Полины, 2-й Б класс.
Косолапый
План 1. Наступила зима.
2. В берлоге у медведя.
3. Сон медведя. 4. Приход весны.
Наступила зима. Кругом лежит белое снежное, пуховое одеяло. Холмы, косогоры тоже в пушистом снегу. Кругом простилается снежная равнина. В глубокой берлоге спит косолапый медведь. Летом он ел много ягод, меда и полезных корешков. Теперь он спит в своей берлоге и ни о чем не беспокоится. Ему снятся сладкие сны. Вот один из них. Гуляет косолапый по лесу. Ест сладкие ягоды. Вдруг он увидел большое дупло, полное мёдом. Залез на дерево и начал им лакомиться. Вдруг на него налетел рой пчёл. Они начали его жалить. Со страху медведь упал на землю. От такого удара проснулся. В лесу уже пели птицы. Расцвели первые цветы – подснежники. Было ясно, что уже наступила весна. И косолапый вышел из своей берлоги еле шевеля своими мохнатыми ногами.
Изложение Меликовой Аиши,
3-й Б класс.
Черемуха
Одна черёмуха выросла на дорожке. Долго думал Лев Толстой, рубить черёмуху или не рубить. Черёмуха эта росла не кустом, а деревом, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Даже вдалеке был слышен её запах. Он с работником качнули дерево и с дерева покапала на них роса. И посыпались душистые лепестки цветов. Что-то хрустнуло в середине дерева. Дерево покачнулось и легко упало на траву. Льву Толстому так было жалко, что он отошёл в сторону.