kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность в начальной школе очень актуальна, так как она способствует формированию универсальных учебных действий, развитию творческих, исследовательских и коммуникативных навыков у младших школьников. Она также позволяет детям применять полученные знания на практике для решения конкретных задач и развивает у них умение работать в команде и решать проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе»

Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе.

Проектная деятельность в начальной школе очень актуальна, так как она способствует формированию универсальных учебных действий, развитию творческих, исследовательских и коммуникативных навыков у младших школьников. Она также позволяет детям применять полученные знания на практике для решения конкретных задач и развивает у них умение работать в команде и решать проблемы.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта. 

В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества.

Реализация проектов и проектная деятельность в последнее время является основой не только учебного процесса, но и жизни современного человека во всех сферах. При использовании методов проектировочной деятельности преподаватель должен учитывать особенность преподаваемого предмета.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

О методе проектов в системе образования.

В целях решения данной проблемы, необходимо дать учащимся не только готовые знания, но и направлять их умственную деятельность, выработать у них самостоятельное, критическое мышление.

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в школе. Проектная деятельность в начальной школе – это метод обучения, направленный на формирование у младших школьников умений самостоятельно решать учебные задачи, развивать творческое и проблемное мышление, а также навыки работы в команде. Она включает в себя планирование, выполнение и анализ проектов, что способствует развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также формированию активной жизненной позиции. 

Основные аспекты проектной деятельности в начальной школе:

Цель:

Сделать обучение более интересным и мотивирующим, развивая творческие и исследовательские способности каждого ученика. 

Задачи:

Научить младших школьников планировать свою деятельность, прогнозировать результаты, работать в коллективе и оценивать свои достижения. 

Типы проектов:

Исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролевые. 

Этапы работы над проектом:

Выбор темы, определение цели и задач, планирование, сбор информации, анализ данных, оформление результатов, презентация. 

Значение:

Проектная деятельность помогает ученикам не только получать знания, но и применять их на практике для решения конкретных задач, развивая при этом как предметные, так и универсальные учебные действия. 

Внедрение:

Проектная деятельность активно включается в учебный процесс начальной школы, как обязательный компонент. 

Преимущества проектной деятельности:

Развитие самостоятельности и инициативности:

Дети учатся ставить цели, планировать свою работу и находить решения самостоятельно. 

Формирование коммуникативных навыков:

Работа в команде развивает умение слушать и слышать других, аргументировать свою точку зрения и сотрудничать. 

Повышение мотивации к обучению:

Интересные проекты, ориентированные на практическое применение знаний, вызывают у детей больший интерес к учебе. 

Развитие критического мышления:

Анализ информации и оценка результатов своей работы способствуют развитию критического мышления. 

Подготовка к будущей учебной деятельности:

Проектная деятельность в начальной школе – это важный инструмент для формирования всесторонне развитой личности, готовой к решению задач в современном мире. 

Навыки, приобретенные в процессе проектной деятельности, пригодятся детям в средней и старшей школе, а также в дальнейшей жизни. 

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог;

координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Коммуникативные умения:

  • Навыки коллективного планирования

  • Умение взаимодействовать с любым партнером

  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • Навыки делового партнерского общения

  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

  • Регулятивные умения:

  • Умение проектировать процесс (изделие).

  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • Находить несколько вариантов решения проблемы;

  • Выдвигать гипотезы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи;

  • Умение уверенно держать себя во время выступления;

  • Артистические умения;

  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы;

Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки – наблюдения, социальные акции. При этом представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Этапы проектной деятельности, соответствующие структуре учебной деятельности:
1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса. согласовываются
3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой)

4. Презентация проекта.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Следовательно, мы приходим к выводу, что проектная деятельность является неотъемлемым элементом в педагогическом процессе современной начальной школы. Она позволяет школьнику не только получать академические знания, но пользоваться ими на практике для решения конкретных задач






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе

Автор: Тезякова Светлана Геннадьевна

Дата: 26.06.2025

Номер свидетельства: 672330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока проектной деятельности "Загадочная буква Е" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-proiektnoi-dieiatiel-nosti-zaghadochnaia-bukva-ie"
    ["file_id"] => string(6) "108586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403773237"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая прграмма "Проектная деятельность" "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-prghramma-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "228027"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441046388"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "проектная деятельность "Увлекательное путешествие с мультипликационными героями по Казахстану, России и Великобритании""
    ["seo_title"] => string(133) "proiektnaia-dieiatiel-nost-uvliekatiel-noie-putieshiestviie-s-mul-tiplikatsionnymi-ghieroiami-po-kazakhstanu-rossii-i-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "296557"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456046672"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная деятельность в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(41) "proektnaia_deiatelnost_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "489673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544340687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства