Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе
Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе очень актуальна, так как она способствует формированию универсальных учебных действий, развитию творческих, исследовательских и коммуникативных навыков у младших школьников. Она также позволяет детям применять полученные знания на практике для решения конкретных задач и развивает у них умение работать в команде и решать проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе»
Формирование навыков проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность в начальной школе очень актуальна, так как она способствует формированию универсальных учебных действий, развитию творческих, исследовательских и коммуникативных навыков у младших школьников. Она также позволяет детям применять полученные знания на практике для решения конкретных задач и развивает у них умение работать в команде и решать проблемы.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая способы деятельности, направленные на достижение результата - создание проекта.
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества.
Реализация проектов и проектная деятельность в последнее время является основой не только учебного процесса, но и жизни современного человека во всех сферах. При использовании методов проектировочной деятельности преподаватель должен учитывать особенность преподаваемого предмета.
Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
О методе проектов в системе образования.
В целях решения данной проблемы, необходимо дать учащимся не только готовые знания, но и направлять их умственную деятельность, выработать у них самостоятельное, критическое мышление.
Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в школе. Проектная деятельность в начальной школе – это метод обучения, направленный на формирование у младших школьников умений самостоятельно решать учебные задачи, развивать творческое и проблемное мышление, а также навыки работы в команде. Она включает в себя планирование, выполнение и анализ проектов, что способствует развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также формированию активной жизненной позиции.
Основные аспекты проектной деятельности в начальной школе:
Цель:
Сделать обучение более интересным и мотивирующим, развивая творческие и исследовательские способности каждого ученика.
Задачи:
Научить младших школьников планировать свою деятельность, прогнозировать результаты, работать в коллективе и оценивать свои достижения.
Выбор темы, определение цели и задач, планирование, сбор информации, анализ данных, оформление результатов, презентация.
Значение:
Проектная деятельность помогает ученикам не только получать знания, но и применять их на практике для решения конкретных задач, развивая при этом как предметные, так и универсальные учебные действия.
Внедрение:
Проектная деятельность активно включается в учебный процесс начальной школы, как обязательный компонент.
Преимущества проектной деятельности:
Развитие самостоятельности и инициативности:
Дети учатся ставить цели, планировать свою работу и находить решения самостоятельно.
Формирование коммуникативных навыков:
Работа в команде развивает умение слушать и слышать других, аргументировать свою точку зрения и сотрудничать.
Повышение мотивации к обучению:
Интересные проекты, ориентированные на практическое применение знаний, вызывают у детей больший интерес к учебе.
Развитие критического мышления:
Анализ информации и оценка результатов своей работы способствуют развитию критического мышления.
Подготовка к будущей учебной деятельности:
Проектная деятельность в начальной школе – это важный инструмент для формирования всесторонне развитой личности, готовой к решению задач в современном мире.
Навыки, приобретенные в процессе проектной деятельности, пригодятся детям в средней и старшей школе, а также в дальнейшей жизни.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог;
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование социально адекватных способов поведения.
Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
Коммуникативные умения:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Регулятивные умения:
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
Находить несколько вариантов решения проблемы;
Выдвигать гипотезы;
Устанавливать причинно-следственные связи.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи;
Умение уверенно держать себя во время выступления;
Артистические умения;
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
Умение отвечать на незапланированные вопросы;
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки – наблюдения, социальные акции. При этом представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Этапы проектной деятельности, соответствующие структуре учебной деятельности: 1. Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); 2. Планирующий подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса. согласовываются 3. Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой)
4. Презентация проекта.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Следовательно, мы приходим к выводу, что проектная деятельность является неотъемлемым элементом в педагогическом процессе современной начальной школы. Она позволяет школьнику не только получать академические знания, но пользоваться ими на практике для решения конкретных задач