«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Под влиянием возрастающих требований жизни уже в начальной школе все дети должны иметь равные стартовые возможности, независимо от того, в каком образовательном учреждении они бы не обучались, овладеть элементами логических действий и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»»
«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Под влиянием возрастающих требований жизни уже в начальной школе все дети должны иметь равные стартовые возможности, независимо от того, в каком образовательном учреждении они бы не обучались, овладеть элементами логических действий и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование самостоятельной учебной деятельности, поэтому учитель начальных классов должен планировать свою работу с учетом требований к результатам формирования универсальных учебных действий у младших школьников, в частности логических.
Развитие логических действий из-за отсутствия дошкольной подготовки детей в сельской местности в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство обучающихся не овладевают начальными приемами умственной деятельности, без них полноценного усвоения материала не происходит.
В этой связи формирование логических действий младших школьников является весьма актуальной задачей в современной начальной школе.
Выявим условия формирования логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Для успешного обучения в начальной школе внутри познавательных универсальных учебных действий должны быть сформированы общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Таким образом, формирование УУД предполагает необходимость учета особенностей мышления младшего школьника.
Работу по развитию логического мышления нельзя начинать с любого логического приема и любого умения, т.к. внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.
Последовательность формирования логических умений и приемов отражена в таблице.
Умения
Приемы
Умение выделять в предметах свойства.
Прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.
Умение находить общие и отличительные признаки предметов.
Прием установления динамики от частного к общему.
Умение отличать в предметах существенные (важные) с точки зрения определенного понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных.
Прием сравнения предметов и прием изменения свойств.
Умение выделять признаки необходимые и достаточные.
Прием выведения следствий.
Прием установления необходимых и достаточных признаков.
Умение устанавливать отношения между понятиями.
Прием установления родо-видовых отношений.
Прием установления отношений соподчинения.
Прием классификации.
В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся в рамках данного подхода я выбрала ежедневное проведение "логических пятиминуток".
Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что в "пятиминутках" можно реализовать два условия формирования логического мышления – целенаправленность и последовательность введения упражнений. При этом "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.
Виды "логических пятиминуток" по назначению: "стартовые", "вводные", "инструктивные", "тренинговые", "мониторинговые", "финишные".
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
Содержание "логических пятиминуток" включает не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.
Слова, определяющие действия в заданиях, следующие: раскройте значение; как вы понимаете; почему думаете что; определите; докажите; обоснуйте; оцените; охарактеризуйте со своей точки зрения.
Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Задания даю ученикам ежедневно и в системе на разных этапах урока.
«Логическая пятиминутка» (тренинговая)
Цель: способствовать овладению умением определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
У: Сегодня объектом нашего внимания будут числа из королевства его величества Количества. Не следует думать, что числа ведут скучное существование. Многие числа имеют общие интересы и увлечения. Место, где они могут встретиться – это множество. А что такое множество? (Это наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов).
У: Прежде чем выбрать подходящее для себя множество, числа знакомятся с его уставом. Примерно таким:
Считать членами множества все числа, которые:
Делятся на 5 без остатка;
Не заканчиваются 0;
Состоят из двух цифр;
Меньше 50.
У: Выясним, какие именно числа войдут в это множество. Как вы думаете?
В процессе рассуждения дети установили, что нужны только: 15, 25, 35, 45. Именно они могут стать членами данного множества, исходя из условий устава.
Таким образом, было установлено: в зависимости от точки зрения, с которой анализировался объект, зависит, из каких компонентов он состоит.
«Логическая пятиминутка» (инструктивная)
Цель: способствовать овладению умением определять свойства объекта, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
У: Мы с вами узнали, что каждый исследуемый объект имеет несколько свойств. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойства. Если мы располагаем целой совокупностью свойств некоего объекта, то нам уже легче его узнать. Убедимся в этом, поиграв в игру «Что? Где? Когда?».
У: Вот три черных ящика, в которые положены три объекта. Вам предлагается определенная характеристика объекта, т.е. дается перечень свойств, угадайте о каком объекте идет речь...
►► Свойства объекта в первом ящике: По назначению (служит источником информации), по форме (прямоугольный, плоский); по размеру (небольшой); по материалу, из которого изготовлен (бумажный).
►► Свойства объекта во втором ящике: По назначению (продукт питания); по форме (шарообразный); по цвету (желтый); по размеру (небольшой как теннисный мяч); по вкусу (кислый, сочный).
►► Свойства объекта в третьем ящике: По назначению (средство двусторонней радиосвязи); по форме (прямоугольный, плоский); по цвету (серебристый); по размеру (маленький как ладонь); по материалу, из которого сделан (в основном пластмассовый).
У: Итак, какие объекты, с вашей точки зрения, обладают указанными свойствами... Дети определили, что это книга, лимон и мобильный телефон.
Итак, главное, что дети поняли и запомнили: определить объект можно только по совокупности его свойств.
«Логическая пятиминутка» (инструктивная)
Цель: формирование умения отображать с помощью кругов Эйлера пересекающиеся понятия.
Детям предлагалось два понятия «желтый» и «цветы».
У: Отобразите два понятия «желтый» и «цветы» с помощью кругов. (Кто-то изображал один круг в другом, мотивируя, например, тем, что «Цветы бывают желтыми», либо рисовали их независимо друг от друга. Такие ошибки естественны, поскольку дети еще не знакомы с понятием пересечения классов.)
У: Подумайте. Цветы бывают желтыми. Но ведь они могут иметь и другой цвет, например, красный, белый, синий. Значит понятие «цветы» не может полностью войти в понятие «желтый», там ему будет тесно.
«Желтый» «Цветы»
У: Теперь рассматриваем понятие «желтый». Среди желтых объектов могут быть и цветы. Но не только цветы. Ведь есть много других предметов, которые нельзя отнести к цветам, например, скатерть, солнечный свет, обложка тетради. Следовательно, и понятие «желтый» не может полностью войти в понятие «цветы».
Дети уяснили, что понятия могут быть пересекающимися.
«Логическая пятиминутка» (тренинговая)
Цель: формирование умения определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.
На слайде рисунки: рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.
У: Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:
1.У пяти братьев одна работа.
2.Каждого перед домом встречает,
Все за неё хватаются.
3. В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
У: Ребята, разделитесь на три группы, проанализируйте каждый свой объект и назовите его составные части.
У: Расскажите, что у вас получилось?
Таким образом, учащиеся убедились в том, что каждый объект, который был проанализирован, обладает своим, только ему присущим составом. Для того, чтобы правильно и всесторонне изучить какой-либо объект, необходимо точно его определить. От того, как определен объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.
Включение в структуру уроков и во внеурочную деятельность подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.
Итак, «логические пятиминутки» позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками.
Введение рассмотренных упражнений в качестве непременного компонента в учебном процессе способствует решению важных проблем:
- интенсивному формированию важнейших интеллектуальных качеств личности школьника: внимания и различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), без развития которых процесс обучения не может быть плодотворным и эффективным;
- обеспечивает развитие логичной, доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух;
- упражнения несут в себе элемент занимательности, это воспитывает у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции.
На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния логических упражнений на уровень развития мыслительных операций младших школьников. А также доказано, что целенаправленность и последовательность включения в учебный и воспитательный процесс «логических пятиминуток» выступает основным условием формирования логических действий у младших школьников.
Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач учителя – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.