kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под  влиянием  возрастающих  требований  жизни  уже  в  начальной  школе  все дети  должны иметь равные  стартовые  возможности, независимо  от  того, в каком  образовательном  учреждении они  бы не обучались,  овладеть  элементами  логических  действий  и, в конечном  итоге, самостоятельно приобретать  знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»»

«Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»



Под влиянием возрастающих требований жизни уже в начальной школе все дети должны иметь равные стартовые возможности, независимо от того, в каком образовательном учреждении они бы не обучались, овладеть элементами логических действий и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование самостоятельной учебной деятельности, поэтому учитель начальных классов должен планировать свою работу с учетом требований к результатам формирования универсальных учебных действий у младших школьников, в частности логических.



Развитие логических действий из-за отсутствия дошкольной подготовки детей в сельской местности в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство обучающихся не овладевают начальными приемами умственной деятельности, без них полноценного усвоения материала не происходит.



В этой связи формирование логических действий младших школьников является весьма актуальной задачей в современной начальной школе.



Выявим условия формирования логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.



В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.



Для успешного обучения в начальной школе внутри познавательных универсальных учебных действий должны быть сформированы общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.



Таким образом, формирование УУД предполагает необходимость учета особенностей мышления младшего школьника.



Работу по развитию логического мышления нельзя начинать с любого логического приема и любого умения, т.к. внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.



Последовательность формирования логических умений и приемов отражена в таблице.



Умения



Приемы



Умение выделять в предметах свойства.



Прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.



Умение находить общие и отличительные признаки предметов.



Прием установления динамики от частного к общему.



Умение отличать в предметах существенные (важные) с точки зрения определенного понятия от свойств несущественных (неважных), второстепенных.



Прием сравнения предметов и прием изменения свойств.





Умение выделять признаки необходимые и достаточные.



Прием выведения следствий.



Прием установления необходимых и достаточных признаков.



Умение устанавливать отношения между понятиями.



Прием установления родо-видовых отношений.



Прием установления отношений соподчинения.



Прием классификации.





В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся в рамках данного подхода я выбрала ежедневное проведение "логических пятиминуток".



Это своеобразный логический тренажер для младших школьников, достоинство которого заключается в том, что в "пятиминутках" можно реализовать два условия формирования логического мышления – целенаправленность и последовательность введения упражнений. При этом "пятиминутки" не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.



Виды "логических пятиминуток" по назначению: "стартовые", "вводные", "инструктивные", "тренинговые", "мониторинговые", "финишные".



"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.



Содержание "логических пятиминуток" включает не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.



Слова, определяющие действия в заданиях, следующие: раскройте значение; как вы понимаете; почему думаете что; определите; докажите; обоснуйте; оцените; охарактеризуйте со своей точки зрения.



Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Задания даю ученикам ежедневно и в системе на разных этапах урока.



«Логическая пятиминутка» (тренинговая)



Цель: способствовать овладению умением определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.



У: Сегодня объектом нашего внимания будут числа из королевства его величества Количества. Не следует думать, что числа ведут скучное существование. Многие числа имеют общие интересы и увлечения. Место, где они могут встретиться – это множество. А что такое множество? (Это наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов).



У: Прежде чем выбрать подходящее для себя множество, числа знакомятся с его уставом. Примерно таким:



Считать членами множества все числа, которые:



Делятся на 5 без остатка;

Не заканчиваются 0;

Состоят из двух цифр;

Меньше 50.

У: Выясним, какие именно числа войдут в это множество. Как вы думаете?



В процессе рассуждения дети установили, что нужны только: 15, 25, 35, 45. Именно они могут стать членами данного множества, исходя из условий устава.



Таким образом, было установлено: в зависимости от точки зрения, с которой анализировался объект, зависит, из каких компонентов он состоит.



«Логическая пятиминутка» (инструктивная)



Цель: способствовать овладению умением определять свойства объекта, осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.



У: Мы с вами узнали, что каждый исследуемый объект имеет несколько свойств. Чем мы лучше изучаем объект, тем больше обнаруживаем у него свойства. Если мы располагаем целой совокупностью свойств некоего объекта, то нам уже легче его узнать. Убедимся в этом, поиграв в игру «Что? Где? Когда?».



У: Вот три черных ящика, в которые положены три объекта. Вам предлагается определенная характеристика объекта, т.е. дается перечень свойств, угадайте о каком объекте идет речь...



►► Свойства объекта в первом ящике: По назначению (служит источником информации), по форме (прямоугольный, плоский); по размеру (небольшой); по материалу, из которого изготовлен (бумажный).



►► Свойства объекта во втором ящике: По назначению (продукт питания); по форме (шарообразный); по цвету (желтый); по размеру (небольшой как теннисный мяч); по вкусу (кислый, сочный).



►► Свойства объекта в третьем ящике: По назначению (средство двусторонней радиосвязи); по форме (прямоугольный, плоский); по цвету (серебристый); по размеру (маленький как ладонь); по материалу, из которого сделан (в основном пластмассовый).



У: Итак, какие объекты, с вашей точки зрения, обладают указанными свойствами... Дети определили, что это книга, лимон и мобильный телефон.



Итак, главное, что дети поняли и запомнили: определить объект можно только по совокупности его свойств.



«Логическая пятиминутка» (инструктивная)



Цель: формирование умения отображать с помощью кругов Эйлера пересекающиеся понятия.



Детям предлагалось два понятия «желтый» и «цветы».



У: Отобразите два понятия «желтый» и «цветы» с помощью кругов. (Кто-то изображал один круг в другом, мотивируя, например, тем, что «Цветы бывают желтыми», либо рисовали их независимо друг от друга. Такие ошибки естественны, поскольку дети еще не знакомы с понятием пересечения классов.)



У: Подумайте. Цветы бывают желтыми. Но ведь они могут иметь и другой цвет, например, красный, белый, синий. Значит понятие «цветы» не может полностью войти в понятие «желтый», там ему будет тесно.







«Желтый» «Цветы»



У: Теперь рассматриваем понятие «желтый». Среди желтых объектов могут быть и цветы. Но не только цветы. Ведь есть много других предметов, которые нельзя отнести к цветам, например, скатерть, солнечный свет, обложка тетради. Следовательно, и понятие «желтый» не может полностью войти в понятие «цветы».



Дети уяснили, что понятия могут быть пересекающимися.



«Логическая пятиминутка» (тренинговая)



Цель: формирование умения определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.



На слайде рисунки: рука ребёнка, дверная ручка и шариковая ручка.



У: Ребята, подберите к каждой загадке свою иллюстрацию:





1.У пяти братьев одна работа.





2.Каждого перед домом встречает,



Все за неё хватаются.



3. В белом поле по дороге



Мчится конь мой одноногий.



И на много-много лет



Оставляет он свой след.





У: Ребята, разделитесь на три группы, проанализируйте каждый свой объект и назовите его составные части.



У: Расскажите, что у вас получилось?



Таким образом, учащиеся убедились в том, что каждый объект, который был проанализирован, обладает своим, только ему присущим составом. Для того, чтобы правильно и всесторонне изучить какой-либо объект, необходимо точно его определить. От того, как определен объект анализа, будет зависеть, какие у него составные части и существенные признаки.





Включение в структуру уроков и во внеурочную деятельность подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.



Итак, «логические пятиминутки» позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками.



Введение рассмотренных упражнений в качестве непременного компонента в учебном процессе способствует решению важных проблем:



- интенсивному формированию важнейших интеллектуальных качеств личности школьника: внимания и различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), без развития которых процесс обучения не может быть плодотворным и эффективным;



- обеспечивает развитие логичной, доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух;



- упражнения несут в себе элемент занимательности, это воспитывает у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции.



На основе сравнительного анализа был сделан вывод о положительной динамике влияния логических упражнений на уровень развития мыслительных операций младших школьников. А также доказано, что целенаправленность и последовательность включения в учебный и воспитательный процесс «логических пятиминуток» выступает основным условием формирования логических действий у младших школьников.



Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач учителя – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Наталья Викторовна Шмойлова

Дата: 15.08.2023

Номер свидетельства: 635556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "«Формирование одаренности младших школьников посредством учебной и внеучебной деятельности в Развивающей Системе Л.В.Занкова в условиях ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(162) "formirovaniie-odariennosti-mladshikh-shkol-nikov-posriedstvom-uchiebnoi-i-vnieuchiebnoi-dieiatiel-nosti-v-razvivaiushchiei-sistiemie-l-v-zankova-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "124877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414832068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства