Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД на уроках в начальной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Цильнинская средняя школа муниципального образования
«Цильнинский район» Ульяновской области
«Формирование личностных УУД
на уроках в начальной школе»
Выполнила:
начальных классов
Романова И.А.
2019 г.
Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Подчиняясь требованиям нового стандарта, в нашей школе разработана Основная общеобразовательная программа НОО; Программа формирования УУД; Программа духовно-нравственного развития и воспитания; рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности, по которым мы определяем свою педагогическую деятельность и формируем саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Поделюсь своим опытом работы по формированию УУД на уроках в начальных классах.
Главная цель работы над темой:
- создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В начале учебного года для каждого класса мы составляем такие циклограммы диагностики метапредметных УУД, которые очень помогают в работе.Тетради «Школьный старт», «Учимся учиться» также помогают провести эту диагностику.
Личностные универсальные учебные действия это три блока действий:
- нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах.
К личностным УУД относятся:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
-желание приобрести новые знания, умения совершенствовать имеющиеся;
-осознавать трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности;
-участвовать в творческом созидательном процессе и др.
Первый блок – личностное самоопределение. У своих школьников я формирую как самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
что я хочу (какие цели я ставлю),
что я могу (представление о своих возможностях),
что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
В сентябре в 1 классе провожу методику «Школьный старт». Вот её результаты.
Второй блок: смыслообразование – связан со смыслами учебной деятельности. Мои ученики задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и стараются находить ответ на него. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Для развития смыслообразования использую разные приемы мотивации школьников.
Методика «Лесенка» направлена на формирование личного эмоционального отношения к себе.
Для определения уровня развития школьной мотивации с первоклассниками в октябре была проведена методика «Беседа о школе». С этой целью учащимся предлагалось ответить на разные вопросы о школе. Результаты опроса:
- нравится общаться в школе – 40%,
- ходят в школу по принуждению – 35%,
-имеют более высокий уровень сформированности учебной мотивации – 25%.
Третий блок – линия нравственного развития личности. У своих учеников стремлюсь развить такие качества личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.
Во время уроков, во внеурочной деятельности, на переменах в неформальной обстановке учу своих воспитанников оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (не человек плохой, а плохо поступил).
Ещё одна методика «Что такое хорошо и что такое плохо» используется для выявления нравственных представлений учеников.
Какие эффективные приёмы формирования личностных УУД я для себя определила и использую в своей работе?
Идеальное задание
Учащимся предлагается выбрать и выполнить домашнюю работу т.к. они понимают.
Театрализация
Разыгрывание сценок на учебную тему.
Лови ошибку
Этот приём учителя часто используют в своей работе. Ребёнку предлагается поработать в роли учителя.
Задание массивом
Этот приём хорошо использовать при подготовке к ВПР. Из предложенных заданий надо самостоятельно выбрать определённое количество и решить.
Дай себе помочь
Этот приём предлагает ученикам разработать материал, который бы использовался на уроках в помощь другим учащимся.
Игровая цель
Хорошо использовать на уроках математики, когда надо выполнять однообразные задания, например, решать примеры на закрепление знаний таблицы умножения, деления, навыков сложения и вычитания (соревнования).
Выход за пределы
Этот приём удобно использовать на интегрированных уроках.
В первом классе методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.
Портфолио – это сборник личных работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательного процесса: урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты наблюдений, диагностик, тестов свидетельствуют о положительной динамике формирования личностных УУД, что является гарантом развития компетентной личности.