kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование критического мышления учащихся на уроках в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование критического мышления учащихся на уроках в начальных классах»

Формирование критического мышления учащихся на уроках в начальных классах

Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить. В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика. К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются: наблюдение, интерпретация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, логика. Критическое мышление на уроке и вне его Стадии развития критического мышления: Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности. Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными. Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту. Формы и средства развития критического мышления: сбор данных, анализ текстов, сопоставление альтернативных точек зрения, коллективное обсуждение, разные виды парной и групповой работы, дебаты, дискуссии, публикации письменных работ. Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года...», «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс. Думай. Сборник головоломок для развития мышления Эта книга для детей, которые любят разгадывать головоломки. Специально для них команда профессиональных авторов разработала эту книгу, которая представляет собой сборник разнообразных задач. Решая их, ребенок развивает внимательность, память, логическое и творческое мышление. Купить Урочные приемы для развития критического мышления Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...? Ромашка Блума Объединяет: Простые фактические вопросы, которые требуют знания материала и ориентированы на работу памяти. Уточняющие вопросы: «насколько я понял....», «правильно ли я вас поняла, что...». Интерпретирующие, объясняющие вопросы, через которые школьники учатся осознавать причины тех или иных поступков или мнений. Оценочные, сравнительные вопросы, которые подходят, например, для ситуации, когда один ученик выражает другому недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке. Творческие вопросы, прогноз: «Как вы думаете, что произойдет дальше...?». Практические вопросы: «Как мы можем...?», «Как поступили бы вы...?». Кластеры (гроздья) Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами. Прием «Выглядит, как...», «Звучит, как...» Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры: Выглядит, как... Звучит как... Часы Конвейер Ступеньки лестницы Яркая картина «Это ново!» «Это интересно!» Песня: куплет, припев Изображение «Дерева предсказаний» Ствол — это тема. Листья — это прогноз. Ветки — это аргументы, обоснования прогнозов. Схема Fishbone («Скелет рыбы») Голова рыбы — это проблема. Верхние ребра рыбы — это причины. Нижние ребра рыбы — это факты. Хвост рыбы — это вывод. Оценочное окно Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно — Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить — Сразу смогу применить». «Плюс — Минус — Интересно» (ПМИ) «Плюс» (+) — записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?». «Минус» (-)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?». «Интересно» (?)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?». Что ещё почитать? Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование ТРИЗ-педагогика: как развить изобретательство и творческое мышление ребёнка Профориентация в старшей школе Что мешает нам быть убедительными? Советы педагогам «Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ) Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа. З — что мы знаем Х — что мы хотим узнать У — что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В ... 1 2 3 ... «Бортовые журналы» Широко используются при смысловом чтении. Информация фиксируется в форме таблицы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? «Двухчастный дневник» Информация представляется на основе ключевых вопросов. Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Какой? Чем отличается? Почему? ... «Концептуальная таблица» Ученики сравнивают информацию (желательно – на основе самостоятельно составленных линий). Пример: Линии сравнения Роберт Скотт Руал Амундсен Команда Снаряжение Опыт Погода Удача Сюжетные таблицы Кто? Что? Где? Когда? Почему? Инсерт (условные значки) При смысловом чтении ученик делает отметки условными значками, а после переносит информацию в таблицу. V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) — (исправить неверные предположения) ? (пробудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Стратегия «Отсюда — сюда» На уроке чередуются индивидуальная и групповая работы: Группа получает общее задание → Каждый член группы получает «свой» объект исследования → Сбор информации об объекте → Обмен информацией в группе → Выделение общего для запоминания основной части таблицы → Заполнение таблицы → Написание совместного исследования по теме → Презентация исследования Развитие навыков ведения дискуссии Приемы: Ролевая игра. Перекрестная дискуссия. Спор-диалог. Метод углов (Учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы — контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе). 6 шляп (В соответствии с цветом шляпы ученик доказывает ту или иную точку зрения). Аквариум (Ведущий задает тон дискуссии «аквариуму», где плавают «рыбки». В углах находятся эксперты, чьи мнения могут быть диаметрально противоположны. «Рыбки» «плавают» между экспертами, оценивая валидность и аргументированность их суждений, а также обращаются к ведущему и к наблюдателям, формируя собственную точку зрения). Так школьники учатся делать собственные выводы, устанавливать приоритеты, чувствовать ответственность за выбор, прогнозировать последствия своих действий, вести культурный диалог — что напрямую относится к критическому мышлению.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формирование критического мышления учащихся на уроках в начальных классах

Автор: Черемных Оксана Вячеславовна

Дата: 17.03.2020

Номер свидетельства: 543061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Использование приемов технологии развития критическое мышление на уроках литературного чтения."
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_priemov_tekhnologii_razvitiia_kriticheskoe_myshlenie_na_urokakh_lit"
    ["file_id"] => string(6) "554761"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1594749284"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование технологии критического мышления  в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "107559"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403296864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства