Просмотр содержимого документа
«Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте»
Аннотация: В статье рассматривается проблема креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Мир, в котором мы живём, регулярно изменяется. Стремительный подъём научно-технического прогресса обуславливает необходимость формирования и воспитания людей, обладающим креативным мышлением и способностью к нестандартному решению недостатков.
В настоящее время необходимы люди, способные находить выход из проблемных ситуаций, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьников, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться.
Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявлять свои способности и творческий потенциал. Формирование креативных возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но больше всего в младшем школьном возрасте.
Как показывает опыт, именно в начальной школе развивающее обучение позволяет раскрыть индивидуальные способности школьника. А наиболее эффективным средством формирования креативного мышления является использование творческих заданий в процессе обучения.
Каковы же особенности формирования креативного мышления младших школьников? Младший школьный возраст называют вершиной детства. Однако в этом возрасте появляется другая логика мышления, утрачивается детская непосредственность, происходит смена образа и стиля жизни. Меняются интересы, ценности ребёнка. Он приобретает не только знания и умения, но и новый социальный статус. Преобладающей функцией младшего школьника становится мышление, в результате чего интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, которые тесно связаны с творческой деятельностью.
Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления является главной задачей педагога. А развитие таких качеств делает мышление ребёнка нестандартным, продуктивным, гибким.
Развитие творческого мышления возможно при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются:
- создание творческой обстановки;
- обеспечение учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;
- предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил.
Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать знания, приобретать навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом своё воображение.
Успешное развитие возможно при создании определенных условий, таких как:
1. Изменение роли ученика. Ученик – активный участник познания, имеющий возможность выбирать, удовлетворять свои потребности, интересы, реализовывать свой потенциал.
2. Создание комфортной обстановки, благоприятствующей развитию способностей. Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, принятие каждого ученика, уважение его мнений, исключение замечаний и осуждений.
3. Создание внутренней мотивации учения. Установка на творчество, высокая самооценка, уверенность в своих силах.
4. Корректная педагогическая помощь ребёнку. Доброжелательная помощь взрослых, а не подсказка.
5. Сочетание разнообразных форм работы в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности.
6. Межпредметность. Использование знаний из разных областей.
7. Самостоятельность выполнения творческого задания.
8. Разнообразие творческих заданий как по содержанию, так и по степени сложности.
9. Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников.
Таким образом, каждый учитель начальных классов должен ставить перед собой задачу - создание благополучных условий для формирования креативных способностей через использование творческих заданий. Ему нужно создать систему педагогических действий и средств для достижения результата. Педагогу необходимо оказать помощь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приёмы.
Одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на творческую деятельность, является творческая игра. Например, на уроках математики предлагаю различные типы заданий и задач: стихотворения математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с несформулированным вопросом, логические задачи, синквейны. Выполняя такие задания, учащиеся овладевают умением самостоятельно вести поиск решения в нестандартной ситуации. А задачи развивают умственную активность, инициативу, помогают сохранить живой интерес к математике.
Творческие задания способствуют обогащению словарного запаса, кругозора учащихся. Поэтому на уроках литературного чтения можно использовать следующие приёмы: чтение текстов с заданной интонацией, придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование небольших рассказов и стихотворений.
Для творческого развития на уроках русского языка приоритетное значение отводится свободным высказываниям детей. Поэтому предлагаю писать сочинения на основе собственных наблюдений и впечатлений.
Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи, логики, образности, выразительности. Такое упражнение, как творческий рассказ, позволяет ученику самостоятельно думать, размышлять, сочинять, делать выводы. Он использует знания, приобретённые в самостоятельной деятельности.
На своих уроках я использую комплекс творческих заданий (Таблица 1), ориентированных на развитие креативного мышления у младших школьников в учебном процессе, который поможет ребёнку развивать память, мышление, воображение, научит находить главное, подготовит к переходу в среднее звено и успешному обучению.
В основе каждого задания положены методы творчества, обеспечивающие высокий уровень формирования творческого мышления. А выполнение этих заданий позволяет формировать креативные способности младшего школьника.
Комплекс творческих заданий, используемый на уроках.
Таблица 1.
Математика
- Задачи с меняющимся содержанием;
- Прямые и обратные задачи;
- Задачи с несколькими решениями;
- Задачи на перестройку действия;
- Задачи, в которых нет вопроса;
- «Определяй-ка»;
- «Третий лишний»;
- «Что на что похоже»;
- «Сочини задачу в стихотворной форме»;
- «Сочини сказку»;
- «Новая геометрическая фигура»;
- Составление римских цифр
- «Ассоциативная цепочка»;
- «Волшебные очки»;
- «Итоги урока, от имени изучаемой темы».
Русский язык
- Сочинения – сказки;
- Импровизация;
- Узнай предмет по описанию;
- «Лесенка»;
- «Помоги учительнице!»;
- Ребусы;
- Словарные диктанты с творческим подходом (картинный диктант, грамматическая эстафета, «Закрой форточку», работа по перфокартам);
- «Творческие словари»;
- «Салат из сказок»;
- «Вырази мысль другими словами»;
- «Определяй-ка»;
- «Подходит – не подходит»;
- «Дерево предсказаний»;
- Игра «Верю – не верю»;
- «Ассоциативная цепочка»;
- «Журналисты»;
- Игра «Загадай желание»;
- Эмблема темы;
- «Итоги урока, от имени изучаемой темы».
Литературное чтение
- «Шапка вопросов»;
- «Оживление»;
- Приём «Бином-фантазия»;
- «Фантастические гипотезы»;
- Творческое пересказывание;
- Продолжи произведение;
- «Живые картинки»;
- «А что, если бы?»
- «Безумный генетик»;
- «Древо мудрости»;
- «Очумелые глазки»;
- Закончи сказку;
- «Представь себе»;
- «Угадай кто/что это?»;
- Метод «Шесть шляп»;
- Рецензирование созданных рисунков;
- «Журналисты»;
- Драматизация;
- Словотворчество;
- «Я начну, а ты продолжи»;
- «Фантастические гипотезы»;
- «Ассоциативная цепочка».
Окружающий мир
- «Определяй-ка»;
- «Подходит – не подходит»;
- «Безумный генетик»;
- «А что, если бы…?»;
- «Журналисты»;
- «Угадай кто/что это?»;
- «50 вариантов»;
- «Воображаемая экскурсия»;
- «Поиск общего»;
- «Жалобная книга»;
- «Составь своё задание»;
- «Составь загадку»;
- «Ассоциативная цепочка»;
- Игра «Загадай желание».
Изобразительное искусство, технология
- «Необычные зверята»;
- «Очумелые глазки»;
- «Безумный генетик»;
- «Настроение в цвете»;
- «Незавершённый рисунок»;
- «Оживший рисунок»;
- Рисование обеими руками;
- «Тик-так»;
- «Фантастический цветок»;
- «Новый образ персонажа»;
- «Волшебный квадрат»;
- «Необыкновенные бусы»;
- «Геометрический зверь»;
- «В стране роботов»;
- «Угадайка»;
- «Житель страны Алфавит»;
- «Всё наоборот»;
- «Изобрази графически музыку».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время воспитание творчески мыслящего, вдумчивого, заинтересованного в своём труде человека – главная задача образовательного учреждения. Залогом успеха начинающей творческой деятельности ребёнка является возможность свободно творить, фантазировать, не боясь допустить ошибки. Развитие креативных способностей младших школьников должно проходить в учебной и во внеклассной деятельности. Причём деятельность эта должна координироваться. Успешная адаптация к новым жизненным условиям заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Всё это способствует расширению кругозора, развитию познавательных интересов, творческой инициативы и активной жизненной позиции.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] / М. Курочкина // Воспитание школьников. – 2009. – №4. – С. 48–51.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / [Текст] Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010 г. No1897.