Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продлённого дня
Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продлённого дня
В статье представлены разнообразные приёмы по формированию читательского интереса у младших школьников. А также говорится об организационных формах чтения в ГПД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продлённого дня»
Формирование интереса к чтению у младших школьников
в группе продленного дня.
Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.
Задача воспитателя ГПД заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению. Для шести-, семи-, восьми-, девяти- и даже десятилетнего ребенка, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе и для которого сверхзадачей является своевременное пробуждение заложенных в нем природой задатков и способностей, чтение – это практически единственно надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь в «чужой» опыт, проходя школу освоения «чужой» речи – мысли, чувств, – искать и находить себя и свое место в жизни.
Поэтому необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.
Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо – показать в знакомом незнакомое, в обычном – необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.
Поэтому я не случайно особое внимание уделяю формированию интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня.
Формирование читательской деятельности
При обучении младших школьников чтению стоит задача вооружить их механизмом чтения и затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. При диагностике за критерий принимается проверка техники чтения, хотя этот метод не отображает полную картину владения учеником способом чтения.
С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.
Цель моих занятий по чтению в ГПД – это формирование грамотных читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель – это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.
Это значит – умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя – это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Эффективное значение имеет систематическое посещение учащихся библиотеки, но не классом, а индивидуально – в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.
Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют и их надо переучивать. Переучивать намного сложнее, чем сразу учить правильно, так как пропущен этап, на котором они с приобретением техники чтения должны были увидеть в книге собеседника и практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя.
Формирование навыков чтения
Я поручаю в ГПД читать печатный или рукописный текст разным ученикам, особенно тем, кто имеет слабую или среднюю подготовку. Если чтение текстов, задач не доверять слабым и средним ученикам или проводить нерегулярно, то ясно, что это отрицательно сказывается на всей работе, связанной с формированием полноценного навыка чтения у младших школьников.
Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые мною разнообразные формы чтения в ГПД. Использую интересный прием организации чтения – «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы, но он еще как технологический мостик после прогулки для начала самоподготовки.
Работа по формированию читательского интереса
Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями строю свою деятельность по формированию читательского интереса у учащихся.
Работая с детской книгой, стремлюсь приучать детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги надо предварять коллективным рассматриванием 1-й и 4-й страницы ее обложки. Дети вчитываются в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривают иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании. Затем они упражняются в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучаются вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой своих читательских ожиданий.
Целесообразно организовать в ГПД уголок чтения «Читай-ка», где создается выставка книг, тема занятия кружка и вывешивается список литературы, который надо прочитать к занятию, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели.
Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.
Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдаю и некоторые педагогические условия:
– поощряю ребенка за любой видимый успех;
– создаю ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;
– веду разъяснительную работу с родителями, которым даю рекомендации, как они могут формировать интерес к чтению у детей.
Организационные формы чтения в группе продленного дня
Литературное слушание
Такую форму работы использую в 1 классе. Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель этих занятий – обеспечить введение детей в мир литературы, обогащать читательский опыт и эстетический вкус. У учащихся формируются читательские интересы, появляется потребность обращаться к книге, рассматривать ее, самостоятельно читать.
Главная задача литературного слушания – научить детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение. Слушать художественное произведение – значит от произведения к произведению проходить школу нравственного и эмоционального общения, школу «вживания» в художественные образы героев.
Задачи, которые должны решаться на таких занятиях:
– обогащать читательский опыт (расширять круг чтения);
– развивать интерес к самостоятельному чтению и книге;
– отрабатывать читательские умения;
– развивать речь учащихся.
Занятия литературного слушания являются почвой для формирования читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.
Как включить каждого первоклассника в этот процесс? Если просто назвать фамилию или заглавие, то эти сведения проходят мимо ученика. Ученик получил информацию, но он не был активным участником процесса познания.
В этом случае используют моделирование, которое позволяет:
– включить каждого ребенка в процесс познания;
– дать возможность работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Моделирование позволяет формировать литературоведческие понятия «жанр», «тема», через активную познавательную игру.
Заместители жанров
Для замещения тем можно ввести цвет.
Заместители тем
Приведу пример. Н. Носов «Заплатка».
В. Что я вам читала?
Д. Рассказ.
В. Покажите на модели. (Дети рисуют квадрат.)
В. О ком или о чем этот рассказ?
Д. О детях.
В. Покажите на модели. (Дети закрашивают квадрат в нужный цвет.)
Для формирования умений ориентироваться в книге, правильно указывать заглавие, фамилию автора, название книги используются заместители.
У детей возникает потребность зафиксировать свои эстетические отношения к прочитанному, прочувствованному, познанному, осознанному. И тогда можно предложить иллюстрирование текста.
Большим интересом у первоклассников пользуется такая форма работы, как создание книжек-малышек. После чтения произведения каждый ученик делает иллюстрацию к какой-либо картине текста. Затем все иллюстрации собираются в книжку.
Игра-инсценирование
Распространенной формой работы ГПД активно используется игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.
Литературный час
Занятия кружка проходят в форме литературного часа. Литературные часы посвящаются творчеству писателей, либо конкретной книге. К таким занятиям дети готовятся. Они получают список произведений, которые должны прочитать. Затем литературный час проходит в форме игры – путешествия, викторины, КВНа, обсуждение книги. Такие занятия проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Библиотечный час
В зависимости от содержания он проходит в группе или библиотеке. Проводить его могут библиотекарь или воспитатель. Библиотечный час предполагает разнообразные формы работы:
– знакомство с библиотекой;
– овладение навыками пользования книгами;
– использование литературных игр для развития творчества и воображения детей.
Далеко не все дети умеют выбрать нужную книгу, знают, как читать газету или журнал. Поэтому библиотечные часы посвящаю таким занятиям.