Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе.»
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
«Чтобы дать ученикам искорку света знаний, учителю надо впитать целое море света» В.А. Сухомлинский
Функциональная грамотность – это способность применять знания, которые ребенок получает в школе, для решения различных задач. Для успешного обучения, ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, анализировать, проверять, обобщать и – очень важно – перекладывать на свой опыт. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе необходимо, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и пониманию, близкая тема вдохновляет детей узнавать, и знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. На первом этапе обучения надо – развивать умение каждого школьника мыслить с помощью логических приемов: анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание.
Логические приемы. Примеры заданий. 1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, назвать, показать. 2. Уровень – понимание. Описать, объяснить, выделить признаки, сформулировать по-другому 3. Уровень – использование. Применить, сделать иллюстрацию, решить. 4. Уровень – анализ. Проверить, проанализировать, сделать эксперимент, сравнить, организовать, увидеть различия. 5. Уровень – синтез. Создать, разработать, составить дизайн, выполнить план(пересказа) 6. Уровень – оценка. Дать аргументы, защитить точку зрения, доказать, прогнозировать.
Перед учителем начальной школы стоит задача: развить ребёнка. Развить речь, аналитико-синтетические способности, память, внимание, фантазию, пространственное восприятие, воображение, мелкую моторику, способность контролировать свои движения. Важно развить коммуникативные способности, уметь общаться, выражать свои эмоции, управлять поведением. Важным навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) является обязательным условием успешности. Развитию понимания чтения необходимо уделять большое внимание, особенно на первой ступени. Грамотно читающий человек понимает текст, излагает свои мысли, размышляет над его содержанием, легко общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.
Формировать читательскую грамотность надо на любом уроке. Однако основным предметом для этого является литературное чтение. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного. Можно использовать с целью формирования читательской грамотности учащихся работу с текстом, а так же формирование навыков смыслового чтения.
Задание с незнакомыми словами, задание по выписыванию неизвестных слов и работу с Толковым словарем. Каждый ребенок сначала самостоятельно выпишет непонятные именно для него слова, затем сформулирует свои предположения насчет толкования этих слов, а затем сравнит свои записи со словарем.
Ребенку необходимо прочитать устаревшие словосочетания, определить их значение, увидеть, что это не просто новое слово, это целый образ. Чтение и понимание художественного текста также является частью функциональной грамотности.
Составление рассказа по предложению. На основе предложения, взятого из прочитанного текста, нужно продолжить рассказ, или восстановить события, которые были до. Здесь идет работа с текстом, развитие читательского воображения. Диалог с автором текста.Школьникамнадоответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения, выбрать пословицу, раскрывающую смысл рассказа, и обосновать, почему подходит эта пословица. Интересное задание палитра чувств. Дети анализирует, как поменялись чувства героя, в какой последовательности и что происходило. Задание с закрытой верхнейчастью строк.Такие упражнение расширят поле зрения и предупреждает регрессию глаз. Очень нравится детям чтение текста с использованием разных шрифтов. На уроках внеклассного чтения можно использовать читательские дневники, цель, научить ребят делать выводы из прочитанного, понимать лучше и запоминать тексты, развивать читательскую культуру.
Разнообразные и интересные задания помогают детям освоить важную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Процесс формирования функциональной грамотности непрерывен и должен протекать в течение обучения ребенка в школе. Учитель должен заинтересовать ребят, показать им важность их работы и внушить уверенность в своих силах.