kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот буклет адресован учителям начальных классов, методистам, руководителям образовательных учреждений, а также родителям младших школьников. Он станет полезным инструментом для всех, кто заинтересован в развитии у детей ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации в современном мире.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

С 1 сентября 2022 года начальные классы школ перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Функциональная грамотность является одним из составляющих обновлённых ФГОС.

Одна из важнейших задач современной школы формирование функционально грамотных людей.




Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.





Составляющие функциональной грамотности

1 . Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

2. Естественно-научная грамотность.  Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность.  Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.






























«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»


И.Г.Песталоцци





Притча

«Чайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.


Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».



ГБОУ «Средняя школа №14

г.о. Мариуполь»






Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе







2025 – 2026 уч.год







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Козуля Ирина Юрьевна

Дата: 29.10.2025

Номер свидетельства: 676371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_mladshikh_shkolnikov_v_usloviiakh_"
    ["file_id"] => string(6) "675315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1760294480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_mladshikh_shkolnikov_na_urokakh_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "645080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706948354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-funktsional-noi-gramotnosti-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-tiekhnologiiu-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430707350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства