Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»
Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира.
(1слайд) Одним из компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками
- Что же это такое естественнонаучная грамотноть. Под этим термином подразумевается способность…
(2слайд) Естественнонаучная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественнонаучных явлений.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования, использовать научные доказательства для получения выводов.
(3слайд)Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности- использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и разъяснение данных.
(4Слайд) Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир»
8.(5слайд)Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать задания, которые содержат следующие операции:
- переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
- «читать» таблицу, схему, рисунок, модель;
- определять значимые характеристики информации, представленные в графическом или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи; - анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой или графической информации;
- представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления
8. Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом
9. (6 слайд)Активные методы обучения — это способы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
10. Методы и приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое старое».
11. (7слайд)Эффективные способы формирования естественнонаучной грамотности
(8слайд) Метод проблемного обучения - создание проблемной ситуации.
Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью предметных знаний.
12.(9слайд)Проектно-исследовательская деятельность
- создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.
В процессе формирования естественнонаучной грамотности важно особое внимание уделять исследовательскому подходу в обучении, поисково-исследовательской деятельности младших школьников как приоритетной.
На уроках окружающего мира ученики выполняют следующие проекты: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Их поисково-исследовательская деятельность будет включать в себя:
• познавательный мотив (Зачем?),
• цель как прообраз результата деятельности (что должны получить?),
• исследовательские действия (гипотеза /гипотезы; операции) – (что будем исследовать?)
• интеллектуальные действия (анализ, сопоставление, обобщение, классификация) – (как будем действовать?)
• регулятивные действия (контроль, оценка, комментарий) – (правильно ли действовали?),
• представительские действия (способы презентации полученных результатов) – (как представим результаты?)
К эффективным способам формирования функциональной грамоты можно отнести следующие приемы:
13. (10слайд)Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления. Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Хорошее и плохое – понятия противоположные, антонимы. Распознать сразу не всегда удаётся. Надо ненавязчиво помочь ребятам разобраться в понятиях «добро» и «зло»? т.е. «хорошо» и «плохо».
14.(11слайд) Приём «Ложная альтернатива»
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например
Что растет не березе - яблоки или груши?
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры?
16.( 12 слайд)Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала.
17. (13слайд) Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Фишбоун тоже составляется под руководством учителя.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Вывод:чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы
18. (14слайд) Приём «Синквейн» – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка:2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка: 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Например:
1.ВОДА
2.Чистая, прохладная
3.Течет, журчит, загрязняется
4.Без воды человеку не прожить.
5. Жизнь
19.Заключение
Все эти методы и приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.