Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы»
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
Содержание
1.Введение
2.Актуальность
3.Теоретические аспекты
4.Заключение
5.Приложение
Введение
Мы живем в век информации. Телевидение, радио, интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, и кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Неужели она отживает свой век?
И всё же трудно представить себе современного человека, который за всю жизнь не прочитал бы ни одной книги. Роль книги в современном обществе остаётся по-прежнему высокой и незаменимой, ведь мощное развитие науки, техники, общественных движений было бы невозможно без фиксации знаний и опыта предыдущих поколений. Неслучайно книга всегда высоко ценилась людьми, а тех, кто много знал, окружали почётом и уважением.
Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к чтению, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека».
В. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».
Основная цель библиотеки - помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы. Приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь оттого, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
«...Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым...» - Джон Хершел.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе. Данный предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основной целью работы библиотеки является — формирование читательской компетентности, а именно осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Работа с книгой предполагает знакомство учащихся с высокохудожественными книгами, на основе содержания которых происходит осмысление таких нравственно-этических ценностей, как «добро», «милосердие», «сострадание», «справедливость», «правда». Ученик начальной школы формирует своё отношение к изображаемому: к героям, их поступкам, представленным событиям. На основе прочитанного или прослушанного моделируется поведения ребёнка в каждой конкретной ситуации.
Приоритетными задачами, которые решаются в процессе формирования читательской грамотности являются:
- освоение общекультурных навыков чтения и работы с текстами; воспитание интереса к чтению и к книге;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- выработать необходимую потребность в чтении.
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Масштабность проблемы чтения.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.
Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике раскрыть умения, и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также помочь ему научиться учиться.
В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?
На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:
Не заинтересованные в воспитании родители (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)
Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере
Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему, поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).
Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
Смысловое чтение текста, котороележит в основе всех эффективных реформобразований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности- это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Значит, цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.
Интерпретация текста.
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.
Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».
К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:
описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).
К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.
Стратегии работы с текстом.
Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным».
Стратегий работы с текстом достаточно много, о них можно прочитать в статье Н.Н. Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.
Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.
Стратегии предтекстовой деятельности
Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание - прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
Целью предтекстовых стратегий являются:
постановка цели и задач чтения;
актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;
актуализация предшествующих знаний;
диагностика;
формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;
повышение скорости чтения и количества прочтений;
мотивирование читателя;
включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;
формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
С помощью антиципации – догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения – читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается - по логике развития мысли автора,- о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.
Предваряющие чтение вопросы. Предваряющие изложение вопросы побуждают ученика искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
«Мозговой штурм» (целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).
«Глоссарий» (цель стратегии – актуализация и повторение слов, связанных с темой текста).
«Предвосхищение содержания текста» (целью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста).
«Вопросы для припоминания» (припоминание важной информации, касающейся темы текста, может быть организовано с помощью вышеназванных стратегий, также может быть использована стратегия, называемая «Батарея вопросов»).
«Рассечение вопроса» (целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия).
«Предваряющие вопросы» (целью стратегии является актуализация имеющихся знаний по теме текста).
Стратегии текстовой деятельности
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются:
выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;
размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
«Чтение в кружок» («Попеременное чтение»)
«Чтение про себя с вопросами»
«Чтение про себя с пометками»
Стратегии послетекстовой деятельности
Цель данной стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Рассмотрим некоторые стратегии послетекстовой деятельности:
«Проверочный лист»
«Тайм-аут».
«Алфавит за круглым столом»
«Вопросы после текста».
Вывод.
Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в
каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ОГЭ и ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами.
Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь к данной проблеме родителей.
В заключении хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Приложение
Евгений Пермяк «Первая рыбка»
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Вопросы
Начало формы
1.Какую рыбку поймал Юра? а) Окуня
в) Щуку
с) Леща
д) Ерша.
2. Что сделал Юра со своей первой рыбкой? а) Отпустил в реку.
б) Угостил кота.
с) Отдал бабушке для ухи.
д) Принес домой.
3. Подпиши иллюстрацию словами из текста.
а) Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать.
б) Юра жил в большой и дружной семье.
с) Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить.
д) А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.