Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Формирование читательской грамотности
через технологию проектной деятельности
Чтение является одним из важнейших навыков в жизни человека. Оно позволяет нам получать информацию, общаться, учиться и развлекаться. Однако для многих людей чтение может быть сложным. Проектная деятельность может быть эффективным способом развития навыков чтения у учащихся. Проектная деятельность включает в себя планирование, проведение и представление проекта. В рамках проекта ученики читают различные тексты, анализируют информацию и создают собственные продукты, демонстрирующие их понимание прочитанного материала. Этот процесс может помочь детям развить навыки критического мышления, анализа и решения проблем, которые необходимы для эффективного чтения.
Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления у учащихся. Предложив им задания на создание собственных произведений на основе прочитанного материала, педагог может стимулировать их фантазию и воображение. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и осмысленному восприятию текстов. Важным аспектом проектной деятельности является также возможность для школьников работать в коллективе. Совместная работа над проектом способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и находить общий язык с другими участниками группы. Это важный аспект социализации и развития личности. Кроме того, проектная деятельность позволяет стимулировать интерес к чтению у учащихся. Благодаря тому, что они могут выбирать тему проекта сами и самостоятельно исследовать ее, чтение перестает быть скучным и обязательным занятием, а становится увлекательным и полезным способом узнавать новое. Таким образом, проектная деятельность может стать эффективным инструментом развития читательской грамотности у учащихся различных возрастных групп.
Одним из важных аспектов проектной деятельности является также развитие самостоятельности у учащихся. При работе над проектом они учатся планировать свою деятельность, выделять главное, искать информацию и анализировать ее. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в жизни, помогая им стать успешными и самостоятельными людьми. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию исследовательских навыков у учащихся. Они учатся формулировать вопросы, искать ответы на них, анализировать информацию и делать выводы. В результате такой работы их критическое мышление улучшается, а способность к самообразованию и постоянному обучению укрепляется.
Таким образом, проектная деятельность играет важную роль в развитии учащихся, помогая им не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать целый ряд полезных навыков и качеств, которые пригодятся им в будущем.
В зависимости от индивидуальных, личностных особенностей ребёнка (тип темперамента, работоспособности, уровня интеллектуального развития, интересов, увлечений) я стараюсь подбирать для учащихся определённый тип проекта.
Тематическое планирование проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах
Класс
Название проекта
Вид проекта
Содержание проекта
Продукт
3 класс
«Сочиняем волшебную сказку»
Творческий
с элементами исследования
Придумывают героев, сюжет, составляют сказку.
Сборник сказок
«Как научиться читать стихи»
Творческий с
элементами исследования
Сочинение стихотворений. Учатся читать выразительно на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского
Стихотворения собственного сочинения
«Праздник поэзии»
Творческий
Составление сценария.
Сценарий
4 класс
«Создание календаря исторических событий»
Творческий, информационный
Сбор информации о современных важных событиях. Составление календаря.
Составление сборника рассказов о защитниках Родины.
Сборник рассказов
На основе данной таблицы мы можем сделать вывод, что в основном проекты творческого вида.
2.1. Описание методики исследования сформированности читательской компетентности у младших школьников
В соответствии с нашим исследованием мы подобрали методики изучения уровня сформированности читательской компетентности следующих авторов: Глаголевой Н.Н. [14], Каргиной О.И. [15], Пучковой Л.А. и Долговой О.В. [6]
Первая методика Глаголевой Н.Н. представляет собой анкету «Проверка читательского кругозора», состоящую из 8 вопросов и заданий.
Цель: определение читательского кругозора у учащихся 3 класса.
Инструкция: дети должны ответить на ряд вопросов.
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок.
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Обработка результатов:
8 – 7 положительных ответов – это высокий уровень читательского кругозора;
6 – 5 положительных ответов – это средний уровень читательского кругозора;
4 -0 положительных ответов – это низкий уровень читательского кругозора.
Вторая методика Каргиной О.И. также представляет собой анкету «Уровни восприятия художественных произведений».
Цель:определить уровни восприятия художественных произведений у учащихся 3 класса.
Инструкция: после прослушивания художественного произведения ученикам предлагается ответить на ряд вопросов, представленных в виде таблицы. Бланк с вопросами представлен в табл.2.1.
Таблица 2.1.
Бланк с вопросами для определения уровня восприятия
художественных произведений
Вопросы
Ответы детей
Понравился ли тебе рассказ?
С каким настроением ты его слушал?
Опиши, каким ты представляешь себе главного героя? (ответ ребенка близок к правильному)
Как ты думаешь, зачем автор так подробно описывает главного героя?
Как автор относится к нему?
О чем ты задумался, прочитав рассказ?
В чем автор убеждает читателя?
Обработка результатов:
7 – 6 – высокий уровень восприятия художественных произведений;
5 – 4 –средний уровень восприятия художественных произведений;
3 – 0 – низкий уровень восприятия художественных произведений.
Третья методика Пучкова Л.А. и Долгова О.В. представляет собой тестовые задания «Диагностика читательской компетентности»
Цель: определить уровень читательской компетентности у учащихся 3 класса.
Инструкция: прочитать текст и выполнить задания к нему.
Текст и задания для проведения диагностикинаходится в Приложении 1.
Обработка результатов:
Задания А оцениваются по 1 баллу.
Задания В оцениваются 1 – 2 балла. Критерии оценивания представлены в табл.2.2., 2.3.
Таблица 2.2.
В1
Критерии оценивания
«Диагностика читательской компетентности»
Указания к оцениванию
Баллы
Последовательность пунктов плана указана безошибочно
2
Допущена 1 ошибка (переставлены 2 соседних пункта плана) при правильном указании начала и конца текста (первого и последнего пунктов)
1
Допущено большее количество ошибок
ИЛИ
Ответ отсутствует.
0
Максимальный балл
2
Таблица 2.3.
В2
Указания к оцениванию
Баллы
Дан верный ответ на вопрос
1
Ответ неверен
ИЛИ
Ответ отсутствует
0
Максимальный балл
1
Задания части С оцениваются по 2 балла. Критерии оценивания представлены в табл.2.4., 2.5.
Таблица 2.4.
С1
Критерии оценивания
«Диагностика читательской компетентности»
Указания к оцениванию
Баллы
Приведено не более двух элементов верного ответа
2
Приведен только один элемент верного ответа
1
Ответ не содержит верных элементов
ИЛИ
Ответ отсутствует
0
Максимальный балл
2
Таблица 2.5.
С1
е
Указания к оцениванию
Баллы
Ответ представлен 2 и более предложениями, составляющими связное высказывание личного мнения. Оценка текста связана с его содержанием.
2
Ответ дан в виде отрывочных фраз или отдельных слов. Отношение к тексту слабо связано с его содержанием
1
Ответ отсутствует.
ИЛИ
Есть только констатация: «понравился – не понравился»
0
Максимальный балл
2
Результаты каждой части суммируются и выводится общий балл по каждому соответствующему уровню.
14 – 13 баллов – высокий уровень читательской компетентности;
11 – 8 баллов – средний уровень читательской компетентности;
7 – 4 балла – низкий уровень читательской компетентности.
2.2. Проекты на уроках литературного чтения, способствующие формированию читательской компетентности у младших школьников
Для того, чтобы учащиеся могли проявить свои способности необходимо создать творческую образовательную среду, в которой дети будут иметь возможность проявить себя, развивать свои природные способности в новых для себя условиях.
Младшему школьнику свойственно проявление инициативы в разных видах деятельности. Очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её. Проектная деятельность, это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере. Использование метода проектов способствует формированию ключевых компетентностей, включая и читательскую.
Мы разработали технологическую карту проекта на тему «Сочиняем волшебную сказку», 3 класс. Продуктом проекта является сборник волшебных сказок.
Технологическая карта проекта находится в Приложении 2.
Цель: формирование читательской компетентности при помощи выполнения творческого проекта.
Технологическая карта состоит из шести этапов:
Подготовка: на этом этапе идет организация детей, актуализация необходимых знаний для выполнения проекта, определение темы и цели; также этот этап включает в себя небольшое исследование.
Планирование: учащиеся предоставляют результаты исследования и на основе этого исследования начинается работа над проектом. Происходит деление на группы и распределение ролей в группе, составление плана работы.
Выполнение проекта: идет активная работа в группах по составленному плану.
Защита проекта: каждая группа презентует свою сказку и оформляют сказки в один сборник.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности: заполнение бланка «Письменная самооценка проектной деятельности», коллективное обсуждение и выставление оценок.
Бланк «Письменная самооценка проектной деятельности» находится в Приложении 3.
2.3. Методические рекомендации по использованию проектов, способствующих формированию читательской компетенции для учителя начальных классов и родителей
В младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. [2]
Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.
Памятка для учителя
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам. [1]
.
Очень важно, когда проект зарождается в детях. Ребёнка интересует какой-то вопрос. . Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослому, не даст должного эффекта, поэтому в данном проекте я выступала в роли помощника (посоветовала отправиться в краеведческий музей, некоторую литературу, помогла выбрать самую необходимую информацию).
Если дети боятся общаться с незнакомыми учителями, это особенно важно в выпускных 4 классах, можно использовать мини-проекты: интервью, можно в виде анкеты, их должно быть несколько в течение года (задал вопрос-выслушал ответ). Робкий ребёнок получает опыт общения, вступая в контакт с определёнными людьми.
Требования к учебному проекту достаточно простые, но главное из них- «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок- тем проще проект.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.