Подласый И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед.колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -400 с.: ил.
Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
Физкульт.минутки для глаз
«Радуга»
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен, но в настоящее время она становится первостепенной, поскольку здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей.
Однако, традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают дискомфорт. Поэтому возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. С этой целью на уроках можно использовать физминутки.
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О») Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево) Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
Подвижные физкульт.минутки
«Кошка»
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.) Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.) Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.) Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.) Вот налево повернулась. (Смотрят влево.) Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.) Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. (Дети приседают.) Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.) И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)
«Зарядка»
С олнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три — четыре И на месте поскакать — пять.
«Лебеди» (Дети выполняют движения по тексту) Лебеди летят. Крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой, Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.
«Зайчишки» (Дети выполняют движения по тексту) Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Вправо, влево повернись, Наклонись и поднимись. Лапки вверх и лапки вбок – И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку (Бег между рядами) Молодцы, мои зайчишки! Замедляем, зайки, шаг. И на месте стой! Вот так. А теперь мы сядем дружно. Нам еще работать нужно
Разминка для пальцев
Сад. Фрукты. Ягоды"
(Загибаем поочерёдно пальцы)
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Мы сегодня рисовали» Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Пусть немного отдохнут, Снова рисовать начнут. Дружно локти отведем, Снова рисовать начнем.
"Дождик"
Дождик, дождик (Стучи пальчиками поочерёдно) Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, (Сжимаем и разжимаем кулачки) Вся земля От воды размокла...