kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие "Полезные привычки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Распространение наркотизма в  среде несовершеннолетних является одной из актуальных социальных проблем. Растет число детей и подростков, имеющих опыт употребления наркотических и токсикоманических веществ, резко снижается возрастная планка начала приобщения к наркотизации. 

 Все вышеизложенное  определяет актуальность и значимость разработки  программы курса «Жизнь без вредных привычек: полезные навыки» цель которой – воспитание у младших школьников  личностных антинаркогенных установок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "Полезные привычки"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Игжейская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании

ШМО учителей начальных

классов протокол №1

от «28» августа 2015г

Проскурякова С.С. _______


Согласовано

заместителем директора

по учебно-воспитательной

работе

Маслова А.В.__________

Утверждаю

директор

МКОУ Игжейская СОШ

М.Г.Медведева_________






Рабочая программа

по факультативному курсу

«Полезные привычки»

для 4 класса















Составила: Проскурякова С.С.

учитель начальных классов








2015/2016 учебный год




Пояснительная записка


Распространение наркотизма в среде несовершеннолетних является одной из актуальных социальных проблем. Растет число детей и подростков, имеющих опыт употребления наркотических и токсикоманических веществ, резко снижается возрастная планка начала приобщения к наркотизации.

Все вышеизложенное определяет актуальность и значимость разработки программы курса «Жизнь без вредных привычек: полезные навыки» цель которой – воспитание у младших школьников личностных антинаркогенных установок.

Наиболее значимыми для школы являются программы педагогической профилактики, ориентированные не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления наркотических веществ, а на развитие у них социальных умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Педагогическая профилактика является составной частью первичной профилактики, и имеет свои специфические цели, задачи и сферы приложения.

Цель программы: овладение обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.


Задачи:

  • Формировать негативное отношение ко всем формам ПАВ как псевдоэффективным и потенциально опасным способам социализации.

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относится к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Учить детей эффективно общаться.

  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • Развивать навыки эффективной социальной адаптации.

Предмет педагогической профилактики - социальные и психологические факторы, которые способны спровоцировать приобщение детей к наркотизации, и на которые можно влиять педагогическими средствами.

Принципы формирования содержания программы:

  • системность: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

  • целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации ребенка ;

  • комплексность: задачи профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков реализуются в рамках единого педагогического процесса;

  • парциальность: педагогическая профилактика рассматривается как часть общего процесса формирования личности;

  • гибкость: дифференциация целей, задач, содержания педагогической профилактики в зависимости от вовлеченности адресных групп в наркогенную субкультуру;

  • безопасность: тщательный отбор информации , предоставляемый ребенку или подростку и исключение сведений, которые могут спровоцировать его интерес к наркотизации;

  • возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях, и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;

  • социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных с употреблением наркогенных веществ;

  • социальная адекватность: учет характеристик наркогенной ситуации , сложившихся в регионе, микросоциуме ( типичные фирмы наркотизации).

Принципы реализации программы:

  • принцип сотрудничества – создание условий для активного взаимодействия всех участников педагогической профилактики в процессе формирования новых социальных компетенций;

  • персонификация целевого воздействия - учет состава социальной группы, референтной для конкретного возраста, опора на социально значимые авторитеты;

  • дифференциация форм и методов работы в зависимости от степени вовлечения ребенка в наркотизацию;

  • использование имеющихся образовательных и воспитательных ресурсов образовательного учреждения;

  • использование атрибутов, являющихся модными, популярными в детской среде, с целью подкрепления желательных форм поведения;

  • возрастная адекватность- дифференциация используемых форм и методов работы в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей адресной группы.

Форма реализации программы:

-внеклассная работа (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.)

Формы проведения занятий:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ГРУППЕ. Для превентивного обучения наиболее эф­фективным оказался метод обучения в группе, куда входят кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, упражнения - энергизаторы.

Для лучшего усвоения материала целесообразно применять традиционные и групповые методы. Выступление в роли обучающего позволяет усвоить 90 % информации, в ролевых играх - 70%, при обсуждении в группах - 50% и лишь 10% при чтении и прослушивании лекции.

Преимущества обучения в группе:

  • обмен информацией друг с другом;

  • возможность выражать свое личное мнение;

  • возможность говорить, слушать и быть услышанным;

-возможность принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

КООПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики решают общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личной компетентности, помогает дружить. Основные элементы кооперативного обучения:

  • положительная взаимозависимость;

  • личная ответственность за происходящее в группе;

  • взаимодействие лицом к лицу;

  • развитие навыков работы в группе.

Алгоритм кооперативного обучения:

  • объединить учеников в небольшие группы, попросить их сесть лицом к лицу;

-наделить каждого определенной ролью (чтец, секретарь, докладчик, хронометрист);

-дать общее задание;

-предложить каждому поделиться информацией и материалами с остальными членами группы;

-предоставить каждому в группе возможность разъяснять непонятное, разрабатывать проблему, подвести итоги обсуждения;

-дать группе общую оценку (награду);

-в качестве контроля спрашивать по одному ученику в группе и в случайном порядке;

-способствовать рефлексии учеников или анализу событий, происходящих в процессе работы группы.

Руководство группами кооперативного обучения (КО). В одной группе должны быть разнополые дети, с разной успеваемостью, из разных культурных сред. Одни и те же группы должны существовать на протяжении всего периода обучения, в 1-3 классах лучше делить детей на пары и тройки, в 4 классе - по 4 человека, в средней и старшей школе - от 2-х до 8 человек (в зависимости от темы урока). Дети должны хорошо прочувствовать свои роли (чтеца, секретаря, докладчика, хронометриста).

Необходимо установить правила и выполнять их:

-убедись, что в разговоре участвует каждый:

-говори спокойно и ясно, и тебя услышат;

-говори только по делу.

Напишите правила на большом плакате, прикрепите его к доске (стене). Контролируйте выполнение этих правил. Дети быстро примут эти правила игры.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Необходим для повышения настроения в группе, использования творческого потенциала для решения проблем, принятия решений. Правила мозгового штурма:

-нельзя оценивать высказанные идеи;

-называя идеи, нельзя повторяться;

-чем больше список идей, тем лучше;

-«разрабатывая» проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы.

Мозговой штурм длится пять минут. Затем секретарь зачитывает идеи. Класс аплодирует идеям. Если позволяет время, группы могут нарисовать свои идеи. Поинтересуйтесь, какими еще способами можно принимать решение в группе, какие навыки понадобились группе для решения проблемы, понравилась ли работа в группе и как оценить личное участие каждого в работе.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ. Для организации совместной деятельности учеников необходимо организовать групповую дискуссию. Это позволит ученикам увидеть проблему со всех сторон, уточнить личные точки зрения учеников, сгладить скрытые конфликты, выработает общее решение класса, повысить, интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников, удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников. Групповую дискуссию можно использовать в начале урока и для подведения итогов.

РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Ролевое моделирование можно проводить в форме представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др.

Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни. Учитель может раздать роли заранее, может подать детям идею для реализации.

УПРАЖНЕНИЯ-ЭНЕРГИЗАТОРЫ. В середине любой совместной деятельности группа может испытывать снижение энергии, внимание рассеивается, дети становятся беспокойными, эффективность работы снижается. Для оживления активности группы необходимо провести короткое физическое упражнение или упражнение - энергизатор (подвижная групповая игра), которое восстанавливает энергию класса, привлекает внимание к учителю, позволяет снова включиться в работу.

Психофизиологические особенности учащихся начальной школы

  • недостаточное умение произвольно регулировать процесс восстановления по инструкции;

  • затруднение в выделении наиболее существенных признаков поступающей информации (если она не представляет непосредственного интереса для ребенка);

  • эмоциональные стимулы наиболее значимы (биоэлектрические реакции мозга на эти стимулы в полтора раза выше, чем на нейтральные раздражители);

- особенности внимания (если объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость сильно выражены - это активное внимание, дефицит внимания плохо компенсируется, а дефект все больше

проявляется в процессе взросления);

- в 6-7 лет интенсивно формируются механизмы произвольного внимания; ребенок способен планировать ближайшие действия и организовывать их в соответствии с поставленными задачами. Однако эта способность еще не очень стойкая и произвольное внимание может легко переключаться на более привлекательные интересы.


Возрастные особенности детей 8-10 лет:

- у большинства детей механизмы внимания совершенствуются, расширяется возможность и способность ребенка к обучению;

- у школьников 1-2 классов устойчивость внимания еще не развита, особенно при выполнении ими умственных действии;

- к 3-4 классам нейрофизиологические особенности произвольного внимания достигают значительной зрелости (возрастает объем внимания, его устойчивость). Ребенок учится контролировать одновременно происходящие действия, развивается распределение внимания;

- в младшем школьном возрасте происходят качественные изменения памяти: формируется произвольность и осмысленность;

- непроизвольно запоминается интересный материал, преподнесенный в игровой форме, с помощью ярких наглядных пособий или образов-воспоминаний, происходит осмысление материала, а не его повторение как у дошкольников.

Сроки реализации программы 4 года:

1 класс-1 час в неделю, за год 33 часа.

2-4 класс-1 час в неделю, за год 34 часа.


Характеристика программы.


« Жизнь без вредных привычек: полезные навыки» предназначена для работы в начальной школе. В нем рассмотрены вопросы, без понимания и решения которых организация работы по профилактике ПАВ в школе будет малоэффективной и даже может нанести вред учащимся, дискредитировать всю работу в этом направлении. Реально заботящийся о противостоянии наркозависимости у своих воспитанников педагог, руководитель должен иметь полное представление о здоровьесберегающей педагогике, психофизиологических особенностях учащихся, понимать, от каких опасных воздействий необходимо защищать школьников, как грамотно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами, обеспечив ее комплексный характер.


Содержание программы курса.

1 класс.

Я - неповторимый человек

Положительное отношение к себе - важное условие полноцен­ного развития личности. Для его формирования детям необходимо ощутить соб­ственную значимость в глазах других людей.

Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет класс. Неповто­римость каждого ученика ценна для класса.

Культура моей страны и Я

Ребенок приобщается к культурным ценностям через семью, являющуюся носительницей национальных традиций, традиций общества. Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Формиро­вание у детей чувства гордости за свою культуру. Знание культурных традиций здорового образа жизни важно для становления личности. Одна из традиций, ко­торую мы должны продолжить, - это традиция здорового образа жизни.

Чувства

Необходимо различать эмоции и чувства. Чувства меньше за­висят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повышает социаль­ную компетентность детей. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков. Чувства и желания. Понятие ожидания. Уметь предвидеть последствия своих поступков. Преодоление неприятных чувств. Приемы преодоления неприятных чувств.

Множество решений

Обучение детей навыкам принятия решений, анализу жизнен­ных ситуаций. Ребенок может предвидеть последствия своих решений. Алго­ритм принятия решений: остановись, подумай, выбери. Признаки здорового человека - умение делать здоровый (пра­вильный) выбор. Отказ от табака и алкоголя - правильный выбор. Здоровье за­висит от многих факторов, но, прежде всего, от принимаемых ребенком решений и поступков. Необходимо заботиться о своем здоровье, чтобы расти и хорошо учиться.

Нужные и ненужные лекарства

Проблемы детского здоровья и лекарства. Польза, приносимая лекарственными средствами. Потенциально опасные лекарства. Как правильно подобрать медикамент для детей. Риск, сопровождающий прием лекарственных средств.

Пассивное курение

Ребенок, находящийся в компании курящих детей или взрос­лых, является пассивным курильщиком. Пассивное курение очень вредно для здоровья. Научить правилам, защищающим права некурящих. Дети могут сами позаботиться о себе (попросить взрослого не курить в их присутствии или отой­ти от курильщика).


2 класс.


Вкусы и увлечения

Знание вкусов и увлечений помогает лучше узнать друг друга. Получение удовольствия от разных занятий, альтернативных употреблению табака и алкоголя. Полезные увлечения укрепляют здоровье.

Учись находить новых друзей и интересные занятия

Самовыражение ребенка через увлечения, развивающие его личность, - важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя. Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых можно многому научить­ся. Лучше находиться рядом с интересными людьми, занимающимися полезными для здоровья делами.В процессе общения люди используют вербальные (сло­весные) и невербальные (выразительные движения) средства. Эффективность общения раз­вивается при различных способах общения и передаче информации. У человека при выражении чувств особую роль играют мышцы лица (мимические мышцы). Объясните смысл выражения: «Написано на лице». Выразительные движения гово­рят о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику.

Учись понимать людей

Необходимым условием эффективного общения является использование одного языка и одинаковое понимание ситуации, в которой оно происходит.

Совпадение вербальных и невербальных компонентов общения приводит к взаимопониманию. Общение должно быть искренним и правдивым.

Опасные и безопасные ситуации

Обучите детей навыкам ориентировки в опасных и безопасных ситуациях. Научите принимать рациональные решения, не совершать поступков, разрушающих здоровье. Предложите вспомнить опасную ситуацию и рассказать, как они ее разрешили. Научите шагам принятия решений: «Остановись! Подумай! Выбери! Похвали себя!» Объясните им смысл пословиц: «Опасение - половина спасе­ния» и «Берегись бед пока их нет».Обучить навыку принятия решений. Научить сделать осознан­ный выбор тех вариантов поведения, которые не приносят вреда здоровью. На­вык принятия решений является важным условием неупотребления табака и ал­коголя. В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Прини­мая решение в опасной для здоровья ситуации, придерживайся «шагов принятия решений».


Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе

Мы живем в мире реклам, которые дают неправильную инфор­мацию о табачных изделиях и напитках, содержащих алкоголь. Убедите детей, что курение и употребление алкоголя не являются естественными потребностя­ми человека, как пища или вода. Компании тратят огромные средства на рекламу для того, чтобы люди покупали табачные изделия и алкогольные напитки. При этом компании обогащают­ся. Цель рекламы - продать потребителю товар. Наша цель – не совершать по­ступков, вредящих здоровью.


3 класс.

Твой характер

Расскажите ребенку о различных человеческих качествах (внешности и чертах характера). Научите его самоанализу. Самоанализ необхо­дим для формирования реалистической самооценки. Внутренние качества чело­века составляют его характер. Черты характера можно изменить в лучшую сто­рону. Можно достигнуть поставленной цели, но для этого необходимо знать о своих возможностях. Самооценка бывает заниженной, завышенной, реали­стичной или адекватной. Заниженная самооценка мешает развитию личности. Завышенная самооценка - преувеличивает подход к своим задачам и возможностям. Реалистичная самооценка - важ­ное условие развития ученика. Есть множество способов изменить свои качества в нужную сторону.

Учись взаимодействовать

Уважительное отношение людей друг к другу способствует эф­фективному общению. Положительные отношения формируются в процессе со­вместной деятельности. Согласованности действий или взаимодействию нужно учиться. Для эффективного взаимодействия и общения необходимо вести себя неагрессивно, соблюдать вежливость в разговоре.

Учись настаивать на своем

У каждого человека есть право отстаивать свое мнение. Навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволяет выражать свою волю в по­зитивной форме, защищать и поддерживать свои интересы и права, смело заяв­лять о личном мнении, не пытаясь скрывать его. Неагрессивное отстаивание сво­его мнения - это психологический фундамент умения оказаться в ситуации дав­ления (отказаться от употребления табака или алкоголя, когда их предлагают).

Люди бывают неуверенными в себе по разным причинам. Пре­одоление в себе неуверенности способствует принятию решений и ответствен­ности за свое поведение. Уверенность в себе помогает добиваться успеха при правильно поставленной цели и позволяет не поддаваться давлению окружаю­щих. Уверенность в себе следует развивать с детства.Давление сверстников - один из факторов приобщения детей к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Подростки с заниженной самооценкой не умеют противостоять давлению. Дети должны пом­нить, что давление, которое оказывают на них другие люди, может быть полез­ным и вредным. Необходимо научить детей противостоять давлению. Формиро­вание реалистичной самооценки и уверенности в себе - путь к реализации своих возможностей.

Курение

Дети, растущие в обществе, где широко распространено куре­ние, должны владеть информацией о табаке, никотине и вредных последствиях их воздействия на организм. Непосредственные и долговременные эф­фекты курения. Привыкание. Цена курения для успешной учебы. Курение и здо­ровье. Курение и спорт.


4 класс.

Самоуважение

Уважение - положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение - признание собственных досто­инств. Уважение окружающих и самоуважение необходимо для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение - защитный фактор про­тив приобщения к психоактивным веществам.

Привычки

Дайте определение привычек. Вредная привычка - регулярное употребление алкоголя и табака. Дайте примеры полезных привычек. Дети должны вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек.

Дружба

Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие дру­зей означает, что ребенок социально и эмоционально здоров. Сверстники - дру­зья подростков. Дружба возможна только при соблюдении определенных усло­вий, важнейшими из которых являются уважение прав друг друга, умение при­знавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и конструктивная критика. Знание условий дружбы и ее возможных влияний по­зволит подросткам отличить дружбу от принуждения, защитит от употребления психоактивных веществ.

Учись сопротивляться давлению

Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Дав­ление на человека может оказываться по-разному. Чаще всего употребление та­бака, алкоголя и других психоактивных веществ начинается с давления друже­ской компании, предлагающей попробовать. Давлению необходимо сопротив­ляться. Нужно самостоятельно решить, как поступить в каждом случае.

Основная причина начала курения и употребления алкоголя - не­умение отказаться. Формирование навыка отказа незнакомым людям, друзьям, старшим является защитным фактором предупреждения употребления психоак­тивных веществ. Научить детей твердо, но вежливо отказываться. Научить эф­фективным способам отказа.

Алкоголь и компания

Реклама алкоголя. Знание фактической информации об алкоголе и понимание механизмов действия рекламы способствуют осознанному при­нятию решения детьми и ответственному поведению в сложных ситуациях. Знание причин употребления алкоголя в компании сверстников и его возможных последствий способствует ответственному поведению и здоровому выбору. Употребление алкоголя подростками в компании приводит к отрицательным по­следствиям.


Проектная деятельность.


Тема проекта.

Сроки реализации

Результат.

1 класс.

Я уникальный человек.

ноябрь

Изготовление коллажа, выставка работ на тему «Мое любимое домашнее животное», «Любимое занятие», «Любимый человек».

Культура и я.

декабрь

Инсценирование сказок.

Множество решений.

Январь-февраль

Ролевые игры.

Учусь делать здоровый выбор.

Март-апрель

Импровизированные сценки.

2 класс.

Вкусы и увлечения.

ноябрь

Составление коллекций (в зависимости от увлечения детей в классе)

О чем говорят выразительные движения.

декабрь

Разыгрывание представления в театре Мимики и жеста.

Реклама табака и алкоголя.

Январь-февраль

Анализ прессы (составление антирекламы табака и алкоголя). Совместное создание стенда «Мы против…»

Что ты знаешь о себе.

Март-апрель

Составление дневника здоровья, оценивание детьми своей работоспособности в конкретный день.

3 класс.

Мой характер

ноябрь

Составление коллажа фотографий для сравнения внутренних и внешних качеств.

Учусь взаимодействовать

декабрь

Инсценирование ситуаций в целях демонстрации уважительного отношения друг к другу.

Курение

Январь-февраль

Индивидуальный подсчет детьми количества потраченных денег на курение 1 пачки сигарет ежедневно в течении года.

Курение

Март-апрель

Создание макета курения из подручных средств.

4 класс.

Дерево достижений.

ноябрь

Изготовление учащимися личных плакатов.

Выбор решений.

декабрь

Разрешение конфликтных ситуаций.

Как сказать «нет» и отстоять свое мнение.

Январь-февраль

Ролевая игра, где ребенок выступает в роли говорящего «нет»

Учись сопротивляться давлению.

Март-апрель

Проигрывание различных ситуаций. Как себя при угрозе, шантаже, дружеском давлении.


































4 класс.(1 час в неделю-34 часа в год).



Тема занятия.

1

Что такое здоровье.

2

Что такое эмоции.

3

Чувства и поступки.

4

Стресс.

5

Самоуважение, самооценка, авторитет среди сверстников.

6

Мнимый авторитет.

7

Почему некоторые привычки называются вредными

8

Зависимость.

9

Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.

10

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения.

11

Волевое поведение.

12

Дружба

13

Мы одна семья - мальчишки и девчонки.

14

Обида, каприз, ссора.

15

Как помириться после ссоры.

16

И снова алкоголь.

17

Алкоголь- ошибка.

18

Алкоголь - сделай выбор.

19

Алкоголь в компании.

20

Мифы и факты об алкоголе.

21

Создаем антирекламу.

22

Злой волшебник наркотик.

23

Наркотик-тренинг безопасного поведения.

24

Мифы и факты об наркотиках.

25

Создаем антирекламу.

26

Злой волшебник-табак.

27

Что мы знаем о курении.

28

Мифы и факты о табаке.

29

Создаем антирекламу.

30

Откуда берутся грязнули?

31

Чистота и порядок.

32

Будем делать хорошо и не будем плохо.

33

Я здоровье берегу - сам себе я помогу.

34

Мой выбор: здоровый образ жизни.











4 КЛАСС

Дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

план

факт



1

Что такое здоровье.

Вспомним о различных чувствах людей и возможности управления ими.

Привлечь внимание к факту многообразия человеческих чувств. Повторить, что неприятных чувств можно избежать.

Показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств. Показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков. Вспомнить, что для преодоления неприятных чувств существуют специальные приёмы.

Познавательные

  1. Общеучебные

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказы-ания в устной и письменной форме

  1. Логические

Анализ объектов

Сравнение объектов

Классификация объектов

Установление причинно-следственных связей.

Доказательство

Выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

Контроль

Планирование

Коррекция

Оценка

Саморегуляция




2

Что такое эмоции.



3

Чувства и поступки.



4

Стресс.







5.

Самоуважение, самооценка, авторитет среди сверстников.

Поговорить о качествах достойных уважения. Перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе. Способствовать самоуважению детей. Научить адекватному отношению к самому себе, научить ставить цель и планировать способы ее достижения. Дать детям понятия авторитет и мнимый авторитет.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

-Моделирование

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Коммуникативные

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Планирование

-Коррекция

-Оценка качества и уровня усвоения

-Волевая саморегуляция

Личностные

-Самоопределение

-Нравственно-этическая ориентация

-Смысл образования



6.

Мнимый авторитет.



7

Почему некоторые привычки называются вредными

Поговорить с учениками о привычках, перечислить привычки укрепляющие здоровье. Познакомить класс с шагами избавления от плохой привычки. Обратить внимание на то, что полезные привычки можно в себе развивать. Предупреждение возникновения вредных привычек как важный защитный фактор.

Познавательные

1. Общеучебные

-Смысловое чтение

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

2. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Планирование

  • -Коррекция

-Оценка

-Волевая саморегуляция



8

Зависимость.



9

Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.



10

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения.



11

Волевое поведение.



12

Дружба

Перечислить важные для дружбы качества. Описать проявления дружбы. Показать связь дружбы и социального здоровья. Поговорить о влиянии друзей друг на друга.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Построение речевого высказывания в устной форме

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Регулятивные

-Оценка качества и уровня усвоения

-Коррекция

-Волевая саморегуляция

Личностные

-Профессиональное самоопределение

-Смыслообразование

-Нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение точно и полно выражать свои мысли




13

Мы одна семья - мальчишки и девчонки.



14

Обида, каприз, ссора.



15

Как помириться после ссоры.



16

И снова алкоголь.

Повторить информацию об алкоголе и его рекламе. Повторить основные факты об алкоголе. Освежить представление механизма действия рекламы, способствующих осознанному принятию решений детей и ответственному поведению сложных ситуаций. Поведение в компании сверстников, которые предлагают тебе выпить.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Осознанное построение устного речевого высказывания

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Сравнение объектов

-Установление причинно-следственных связей

-Доказательство

-Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Управление поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные

-Самоопределение

-Смыслообразование

-Нравственно-этическая ориентация



17

Алкоголь- ошибка.



18

Алкоголь - сделай выбор.



19

Алкоголь в компании.



20

Мифы и факты об алкоголе.



21

Создаем антирекламу.



22

Злой волшебник наркотик.

Познакомить детей с пагубным влиянием наркотиков на организм. Раскрыть иллюзию удовлетворения потребности получения приятных ощущений от наркотического опьянения. Растущий организм и наркотик. Тренинг безопасного поведения.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Осознанное и произвольное построение речевого высказыв-ания в устной форме

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Сравнение объектов

-Синтез объектов

-Классификация объектов

-Построение логической цепи рассуждения

-Установление причинно-следственных связей

-Доказательство

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Коррекция

-Оценка качества и уровня усвоения

-Волевая саморегуляция



23

Наркотик-тренинг безопасного поведения.



24

Мифы и факты об наркотиках.



25

Создаем антирекламу.



26

Злой волшебник-табак.

Показать вредное влияние табачного дыма на организм. Предоставить детям возможности описать последствия курения, и разъяснить, какие смертельные заболевания связанны с долговременным курением.

Познавательные

  1. Общеучебные:

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

-Смысловое чтение

-Моделирование

  1. Логические:

-Анализ объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

-Установление причинно-следственных связей

-Построение логической цепи рассуждений

-Доказательство

-Выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные

-Контроль

-Коррекция

-Оценка

-Волевая саморегуляция

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли



27

Что мы знаем о курении.



28

Мифы и факты о табаке.



29

Создаем антирекламу.



30

Откуда берутся грязнули?

Игра- путешествие. Связь чистоты и порядка со здоровьем. Понятия: «бережливость, опрятность, аккуратность». Микробы, клещи, вредные бактерии и как с ними бороться.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Построение речевого высказывания в устной форме

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Регулятивные

-Оценка качества и уровня усвоения

-Коррекция

-Волевая саморегуляция

Личностные

-Профессиональное самоопределение

-Смыслообразование

-Нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение точно и полно выражать свои мысли



31

Чистота и порядок.



32

Будем делать хорошо и не будем плохо.

Доброта, милосердие, радость- основа человеческого счастья. Урок обобщения.

Познавательные

1. Общеучебные

-Смысловое чтение

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

2. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Коммуникативные

-Планирование учебного сотрудничества

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Планирование

  • -Коррекция

-Оценка

-Волевая саморегуляция



33

Я здоровье берегу - сам себе я помогу.

Обобщение по всему курсу «Жизнь без вредных привычек: полезные навыки».

Показать признаки здорового человека - умение делать здоровый (правильный) выбор. Отказ от табака и алкоголя - правильный выбор. Необходимо заботиться о своем здоровье, чтобы расти и хорошо учиться.

Познавательные

  1. Общеучебные

-Структурирование знаний

-Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

-Моделирование

-Смысловое чтение

  1. Логические

-Анализ объектов

-Синтез объектов

-Сравнение объектов

-Классификация объектов

Коммуникативные

-Постановка вопросов

-Разрешение конфликтов

-Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)

-Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

-Планирование

-Коррекция

-Оценка качества и уровня усвоения

-Волевая саморегуляция

Личностные

-Самоопределение

-Нравственно-этическая ориентация

-Смысл образования



34

Мой выбор: здоровый образ жизни.


Что должны знать, уметь учащиеся, изучающие курс «Полезные привычки».

Учащиеся, освоившие программу превентивного образования, будут обладать определенными знаниями, умениями, навыками, которые позволят им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.



4 класс

Свои достижения, за которые можно уважать себя.

Понятие полезных и вредных привычек.

Свои полезные и вредные привычки.

Понятие о дружбе и конструктивной критике.

Формулы конструктивной критики.

Варианты методов давления.

Способы сопротивления давлению.

Формулы отказа от предложенной сигареты.


Применять способы сопротивления давлению.

Умение приобретать полезные привычки.

Умение отказываться от вредных привычек.

Отличать критику от критиканства.

Применять конструктивную критику в случае несогласия с мнением одноклассников.


Ежедневно применять шаги достижения цели.

В дружбе использовать созидательную критику.

Применять навыки сопротивления давлению сверстников.

Навыки определения методов давления на учащихся.



Методические рекомендации для учителя

по оценке эффективности превентивного обучения


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

  1. Раздайте ученикам вопросники.

  2. Предложите подписать их.

  3. Прочитайте инструкцию ученикам.

  4. Если вопросы касаются содержания ответов, предложите ученикам ос­тавить непонятные им вопросы без ответа.


ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Дорогие ребята!

  1. Перед вами листок с вопросами. Подпишите его.

  2. Внимательно читайте каждый вопрос, а затем отвечайте на него так, как можете, или оставьте его без ответа.

3. Для ответа на некоторые вопросы нужно поставить галочку в квадратик, что означает, что вы согласны с данным ответом на вопрос.

4. Работайте самостоятельно.

ПРЕ-ТЕСТ И ПОСТ-ТЕСТ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

ОДИНАКОВЫЕ

Дорогой друг!

Перед тобой листок с вопросами. Внимательно прочитай каждый вопрос, по­думай и запиши ответ. Для ответа на некоторые вопросы надо поставить галочку в квадратик: [ ]. Если какой-то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа: [ ].

Имя Фамилия

Класс Дата


1. Чтобы хорошо учиться, надо быть аккуратным. Какое еще качество хо­рошего ученика ты знаешь?

2. Взаимодействие - это когда человек делает что-то вместе с другими людь­ми, например, учится или работает. Какое еще взаимодействие ты знаешь?

3. Каждый ученик может стать уверенным в себе. Отметь галочкой поведение уверенного ученика:

[ ] держится прямо, не сутулится;

[ ] смотрит в глаза собеседнику;

[ ] говорит четко, спокойно, громким голосом.


4. Иногда ученики сомневаются, правду ли им говорят. Отметь галочкой,
что надо делать, если возникли сомнения:

[ ] задать уточняющие вопросы;

[ ] проверить сведения/информацию.

  1. Какое вредное вещество содержится в табачном дыме?


  1. Курение вредно влияет на сердце и мозг. На какой еще орган тела вредно влияет табачный дым?

__________________________________________________________________

7. От табачного дыма портится аппетит, желтеют пальцы рук и зубы. Какое еще неприятное последствие курения ты знаешь?

_________________________________________________________________

  1. Тебе понравились уроки «Полезные навыки»? [ ] да, [ ] нет.

  2. Что тебе понравилось больше всего?


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ

Приступая к анализу результатов, сверьте ответы детей с правильными ответами. Анализируя и сравнивая результаты опроса в пре-тесте и пост-тесте, необ­ходимо учитывать следующие общие закономерности:

- Дети лучше справляются с рисуночным тестом по сравнению
с теми тестами, где им приходится писать ответы.

  • На закрытые вопросы, особенно если варианты ответа прилагаются, детям отвечать легче, чем на открытые вопросы.

  • На традиционные для отечественной школы вопросы (например, первый вопрос в каждом вопроснике) дети отвечают лучше, чем на нетрадиционные (например, второй и/или третий).

Анализируя результаты опросов, помните, что даже незначительное в коли­чественном выражении улучшение результатов пост-теста, по сравнению с пре-тестом, является объективным свидетельством эффективности проведенного превентивного обучения.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

  1. Правильный ответ - любые качества психически, нравственно и физически здорового человека.

  2. Игра.

  3. Три предложенных ответа правильные.

  4. Два предложенных ответа правильные.

  5. Никотин.

  6. Лёгкие.

  7. Неприятный запах изо рта, кашель, раздражительность, пожар в квартире.













Литература для учителя.

  1. Полезные привычки. Пособие для учителей. Москва- 1998г.

  2. М.М. Безруких и др. Все цвета кроме черного. Пособие для педагогов. Москва 2002 г.

  3. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. Москва 2005 г.


  1. Беспалова, Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка/ Е.В.Беспалова// Справочник классного руководителя. – 2008. - №3. – С.22-29.

  2. Выбор за тобой: модульный курс для подростков 14-17 лет// Здоровье детей: прил. к газете «Первое сентября». – 2009. - №1. – С.26-30; №2. – С.24-30.

  3. Войдыло-Осятынска Эва. Выздороветь от зависимости.-Варшава: Облмашинформ, 2006.

  4. Громова, Ю.О. Вся правда о курении: классный час/ Ю.О.Громова, И.Б.Сухарева// Классный руководитель. – 2007. - №5. – С.58-63.

  5. Дискуссионная трибуна/[авт.-сост. В.Н. Пунчик, А.Р.Борисевич]. - Мн.: Красико-Принт, 2009. - 128с. - (Деятельность классного руководителя).

  6. Здоровый я – здоровая страна/ [сост. Л.Н.Воронецкая, Е.А.Попок]. – Мн.: Красико-Принт, 2008. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

  7. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики/ Е. Иваницкая, Т.Щербакова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября»).

  8. Калягин, А.Н. Школа по преодолению табачной зависимости/ А.Н.Калягин, Е.А.Швецова// ОБЖ. – 2009. - №4. – С.54-60.

  9. Максимова, Е.К. Формирование здорового образа жизни/ Е.К.Максимова// Справочник классного руководителя. – 2007. - №8. – С.19-24.

  10. Науменко, Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования/ Ю.В.Науменко// Вопросы образования. – 2007. - №2. – С.140-160.

  11. Носова, Е. Предупреждение пивного алкоголизма/ Е.Носова// Воспитание школьников.- 2007 - №8. – С.21-25.

  12. Носова, Е. Предупреждение подростковой наркотизации/ Е.Носова// Воспитание школьников. – 2008. - №7. – С.61-66.

Паскал, В.В. Как уберечь ребенка от наркотиков/ В.В. Паскал// Справочник классного руководителя. – 2008. - №12. – С.62-64.

  1. Петрова, З. Профилактика вредных привычек у подростков/ З. Петрова// Беспризорник. – 2009. – С.40-55.

  2. Потемкин, Г.А. Факультативный курс «Твое здоровье»// Г.А. Потемкин// Справочник классного руководителя. – 2008. - №4. – С.39-46; №5. – С.44-52.

  3. Программа профилактики правонарушений, наркомании, токсикомании среди учащихся// Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. - №9. – С.28-38.

  4. Смокотина, Е.В. Влияние курения на здоровье подростков/ Е.В. Смокотина// Справочник классного руководителя. – 2008. - №7. – С.28-41.

  5. Соловьев, С. Алкоголь – угроза здоровью и социальному статусу человека/ С.Соловьева// Воспитание школьников. – 2008. - №4. – С.58-62.

  6. Торговлю спиртным – под общественный контроль!// Здоровье детей: прил. к газете «Первое сентября». – 2009. - №1. – С.5.

  7. Черкасова, В.Б. Опыт работы классного руководителя по преодолению вредных привычек/ В.Б.Черкасова// Классный руководитель. – 2008. - №5. – С.73-74.

  8. Фёклин, С. Наркоситуация в России: ответственность школы/ С. Фёклин// Народное образование. – 2008. - №9. – С.50-55.



Литература для учеников.

Рабочая тетрадь «Полезные привычки» 1, 2, 3,4 класс. Москва 2000г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативное занятие "Полезные привычки"

Автор: Проскурякова Светлана Сергеевна

Дата: 13.10.2016

Номер свидетельства: 348875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Факультативный курс "Гигиена и здоровье" "
    ["seo_title"] => string(41) "fakul-tativnyi-kurs-gighiiena-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "241669"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445280677"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ "ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО" "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaia-litieratura-obrazovatiel-nyi-modul-zdorovo-zhit-zdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "228643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441440720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства