Факторы, способствующие развитию и становлению интереса к обучению у младших школьников.
Факторы, способствующие развитию и становлению интереса к обучению у младших школьников.
Развитие и становление интереса к обучению у младших школьников зависит от множества факторов, важнейшими из которых считаю:
1.Личность учителя, его коммуникативные способности.
Я всегда отрицала авторитарный, обезличенный и бездушный подход к ребенку и стремлюсь создавать в своих классах атмосферу любви, заботы и сотрудничества, условия для творчества и самореализации личности.
2.Сотрудничество с учениками.
Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы действовать вместе, ученики - мои товарищи, сотрудники; личность ребёнка для меня является не объектом, а субъектом в совместной деятельности. Я уверена: каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы. Главной задачей для себя считаю разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного развития личности, притом использовать их в полной мере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факторы, способствующие развитию и становлению интереса к обучению у младших школьников.»
Развитие и становление интереса к обучению у младших школьников зависит от множества факторов, важнейшими из которых считаю:
1.Личность учителя, его коммуникативные способности.
Я всегда отрицала авторитарный, обезличенный и бездушный подход к ребенку и стремлюсь создавать в своих классах атмосферу любви, заботы и сотрудничества, условия для творчества и самореализации личности.
2.Сотрудничество с учениками.
Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы действовать вместе, ученики - мои товарищи, сотрудники; личность ребёнка для меня является не объектом, а субъектом в совместной деятельности. Я уверена: каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы. Главной задачей для себя считаю разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного развития личности, притом использовать их в полной мере.
Учёба – труд, и труд нелёгкий, и не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом, что трудиться непросто. Если мы в школе будем пытаться облегчить труд ученика, то и в жизни, выйдя из стен школы, он будет искать лёгкие пути, так как не научиться, не привыкнет за время учёбы преодолевать трудности.
Более того, почему-то принято считать, что маленьким детям недоступны научные понятия, поэтому им всё надо давать в упрощённом виде. Упрощаем программу, упрощаем методику, упрощаем учебники и в результате выпускаем из школы безынициативную личность, не способную на преодоление трудностей, на творческий подход к любому делу. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы этот нелёгкий труд приносил удовлетворение, радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. В отношениях с детьми придерживаюсь принципа гуманизации и демократизации. Прямое принуждение не присуще мне, приоритетом в своей деятельности ставлю положительное стимулирование, поощрение. Я признаю право ребенка на ошибку, на собственную точку зрения. Стараюсь учить без принуждения, которое унижает, замедляет развитие. “Ничему не научит то, что тычет, талдычит, жучит” Б. Слуцкий.
3.Закрепление интереса, с которым дети пришли в школу.
Как правило, все дети идут в первый класс с большим желанием, им всё интересно они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на меня, когда я не спрашиваю их на уроке. Но приходит время, интерес постепенно угасает и часто в 6-7 классе некоторые ученики вообще не хотят учиться. Почему? Почему от класса к классу падает интерес к учебё? Почему ученик учится не потому, что хочется, а потому, что надо?
Что могу сделать я, чтобы интерес к учебе не падал, ведь от меня зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек.
Я понимаю, что становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на моих уроках в начальной школе, зависит то, как они в дальнейшем, в старших классах и после окончания школы будут думать, рассуждать, доказывать, самостоятельно и творчески мыслить.
Стараюсь преподавание строить на доверии, справедливой требовательности, отмечая каждое продвижение ребенка вперед, поощряя его стремления к новым успехам, формируя его положительное Я (я способен, я смогу, у меня обязательно все получится ). Я вижу в каждом ребенке личность, верю в нее, стараюсь создать ситуацию успеха, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнь приносила ребенку радость. Я принимаю лозунг: “Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться”. И здесь нельзя недооценивать роли игры в учебном процессе.
4.Игра - один из основных видов деятельности младших школьников.
В ней усваивают общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Кроме дидактической, развивающейся и воспитывающей роли, они формируют социальные ориентации: адаптацию к условиям среды, обучение общению, а главное- игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества, что очень важно, работая в системе ФГОС.
Каждый ученик будет работать на уроке с интересом, если выполняет посильное для него задание. Как раз одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, с которым справиться не может. Зная индивидуальные особенности детей класса, я подбираю для отдельных учащихся ( или групп учащихся) задания, посильные им, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности. В составлении таких заданий очень помогают игры, наглядность, индивидуальная работа, иллюстративный, раздаточный материал.
5.Самостоятельная работа как условие проявлений познавательной активности учеников.
В современных условиях объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, поэтому нам недостаточно дать детям определенный объем знаний. Мы должны научить их самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в мире информации, формировать умение учиться самостоятельно, прививать “вкус” к самостоятельному поиску, к открытиям. Все это требует и система работы в условиях ФГОС.
Самостоятельную работу считаю одним из важнейших средств для развития мышления и речи учащихся, для усвоения учебного материала, для закрепления и проверки знаний, а следовательно, и создания основы для развития интереса. Самостоятельная работа имеет громадное воспитательное значение, потому что она будит творческие силы детей, воспитывает внимание, волю, настойчивость в достижении поставленной цели.
Работая в системе ФГОС, я понимаю важность и необходимость развития инициативной личности ребенка, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения.