kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

   

       Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы  «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,    
 (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).
 

Общая характеристика.    
  
Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этика»



Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована

Педагогическим советом

МБОУ «Николаевская СОШ»

протокол №

Утверждена приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ»

№ от «___ » _______________

________________ Л.И. Иванова









Автор: Королёва Татьяна Александровна
учитель начальных классов,
I квалификационная категория




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,
(Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).

Общая характеристика.
Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Актуальность данного курса основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме

нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои

действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников

связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы

общения наиболее интересны для детей данного возраста.


Цель:

  • формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.


Задачи:

  • формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.


Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения.
Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей


понимания, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.


Объём программы
Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа.
На реализацию программы с 1 по 2 класс отводится 1 час в неделю.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов.
Рабочая программа составлена на 35 часов. (2 ч – «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» проведение итогового мероприятия).

Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.

Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра»
Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 7 человек.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Этика: азбука добра».

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Метапредметные результаты:

  • сравнение;

  • анализ;

  • синтез;

  • обобщение;

  • классификация.


Материально – техническое обеспечение

Используемая литература

  • Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;


  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;









































Содержание работы курса «Этика: азбука добра»
(35 ч – 1 час в неделю)


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в

школе) (7 ч)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-

ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,

учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).


Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и

недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление

ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
    анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
    реальной жизни, героев произведений);

  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

  • описывать сюжетную картинку (серию);

  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.





О трудолюбии (7 ч)

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и
обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися

собственного отношения к труду. Способы бережного отношения

к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление

от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.


Культура внешнего вида (4 ч)

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

  • оценивать внешний вид человека.


Внешкольный этикет (6 ч)

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного

человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;

  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.





Календарно – тематическое планирование курса
«Этика: азбука добра»


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

35 ч

Содержание деятельности

Школьный этикет (7 ч)

1/1


Мы пришли на урок.

1

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

2/2


Правила поведения на уроке

1

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

3/3


Зачем нужны перемены?

1

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

4/4


Правила поведения на перемене

1

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

5/5


Мы в школьной столовой.

1

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

6/6


Правила поведения в столовой

1

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

7/7


Как быть прилежным и старательным

1

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

Правила общения (11 ч)

1/8


Зачем нужны «вежливые» слова

1

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

2/9


Доброжелательность

1

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок   

3/10


Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

4/11


Общение по телефону

1

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

5/12


Мой учитель

1

Конкурс рисунков.  Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок

6/13


Общение со взрослыми

1

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

7/14


Добро и зло

1

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

8/15


Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

9/16


Эмоции

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

10/17


Наши имена

1

Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

11/18


Моя семья

1

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

О трудолюбии (7 ч)

1/19


Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

2/20


Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

3/21


Старательность - помощник в учебе

1

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

4/22


Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Конкурс рассказов

5/23


Как мы трудимся: в школе и дома.

1

Дидактическая игра

6/24


Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

7/25


Бережливость: каждой вещи своё место

1

Наведение порядка в кабинете.  

Культура внешнего вида (4 ч)

1/26


Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

2/27


Основные правила Мойдодыра.

1

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»   

3/28


Учимся не болеть

1

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

4/29


Каждой вещи свое место

1

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Внешкольный этикет (6 ч)

1/30


Правила поведения на улице.

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

2/31


Правила поведения в транспорте

1

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

3/32


Правила поведения в гостях

1

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

4/33


«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

5/34


« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.

6/35


« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

1

Проведение и организация итогового мероприятия.











12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этика

Автор: Колосова Елена Анатольевна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-kursu-osnovy-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-narodov-rossii-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "124438"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414694604"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок по курсу ОРКиСЭ в соответствии с ФГОС. Тема Урока "Этика. Мораль. Нравственность.""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_po_kursu_orkise_v_sootvetstvii_s_fgos_tema_uroka_etika_moral_nravstvennost"
    ["file_id"] => string(6) "583304"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623646678"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Модуль"Основы светской этики".Конспект урока на тему:"Что такое светская этика?". "
    ["seo_title"] => string(82) "modul-osnovy-svietskoi-etiki-konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-takoie-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "118342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413115975"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Основы религиозных культур и светской этики. Рабочая тетрадь.Модуль "Основы светской этики". "
    ["seo_title"] => string(94) "osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-rabochaia-tietrad-modul-osnovy-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "128640"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415543835"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства