Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова,
(Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).
Общая характеристика. Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Утверждена приказом директора МБОУ «Николаевская СОШ»
№ от «___ » _______________
________________ Л.И. Иванова
Автор: Королёва Татьяна Александровна учитель начальных классов, I квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, Издательство Просвещение 2011 год; на основе авторской программы «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год).
Общая характеристика. Курс «Этика, азбука добра » реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 и 2 классах, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Актуальность данного курсаосновывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников
связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы
общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель:
формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров.
Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание курса «Этика: азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей
понимания, что их нравственное взросление идет от поступка к нравственным качествам на основе правил.
Объём программы Рабочая программа по кружку «Этика: азбука добра» для 1-2 классов составлена на основе авторской программы И.С.Хомякова, В.И.Петрова, предусматривающей 33 часа. На реализацию программы с 1 по 2 класс отводится 1 час в неделю. Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено 33 учебных недель, во 2 классе 35 учебных недель, фактически должно быть проведено 35 часов. Рабочая программа составлена на 35 часов. (2 ч – «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» проведение итогового мероприятия).
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав курса «Этика: азбука добра» Возраст детей от 6,5 лет до 8 лет, численность 7 человек.
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Этика: азбука добра».
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Метапредметные результаты:
сравнение;
анализ;
синтез;
обобщение;
классификация.
Материально – техническое обеспечение
Используемая литература
Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Содержание работы курса «Этика: азбука добра» (35 ч – 1 час в неделю)
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в
школе) (7 ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При-
ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и
недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),
оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (7 ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида (4 ч)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (6 ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного
человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко
и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведение в общественных местах.
Календарно – тематическое планирование курса «Этика: азбука добра»
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
35 ч
Содержание деятельности
Школьный этикет (7 ч)
1/1
Мы пришли на урок.
1
Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.
2/2
Правила поведения на уроке
1
Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок
3/3
Зачем нужны перемены?
1
Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений
4/4
Правила поведения на перемене
1
Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.
5/5
Мы в школьной столовой.
1
Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.
6/6
Правила поведения в столовой
1
Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.
7/7
Как быть прилежным и старательным
1
Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.
Правила общения (11 ч)
1/8
Зачем нужны «вежливые» слова
1
Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра
2/9
Доброжелательность
1
Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок
3/10
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
1
Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами
4/11
Общение по телефону
1
Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ
5/12
Мой учитель
1
Конкурс рисунков. Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок
6/13
Общение со взрослыми
1
Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем
7/14
Добро и зло
1
Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.
8/15
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
1
Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.
9/16
Эмоции
1
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение.
10/17
Наши имена
1
Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.
11/18
Моя семья
1
Конкурс рисунков. Дидактическая игра.
О трудолюбии (7 ч)
1/19
Старательность - помощник в учебе
1
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
2/20
Старательность - помощник в учебе
1
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
3/21
Старательность - помощник в учебе
1
Чтение и обсуждение отрывков детских книг
4/22
Как мы трудимся: в школе и дома.
1
Конкурс рассказов
5/23
Как мы трудимся: в школе и дома.
1
Дидактическая игра
6/24
Бережливость: каждой вещи своё место
1
Наведение порядка в дневнике, портфеле.
7/25
Бережливость: каждой вещи своё место
1
Наведение порядка в кабинете.
Культура внешнего вида (4 ч)
1/26
Основные правила Мойдодыра.
1
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
2/27
Основные правила Мойдодыра.
1
Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»
3/28
Учимся не болеть
1
Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.
4/29
Каждой вещи свое место
1
Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.
Внешкольный этикет (6 ч)
1/30
Правила поведения на улице.
1
Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.
2/31
Правила поведения в транспорте
1
Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.
3/32
Правила поведения в гостях
1
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации
4/33
«Спасибо» и «пожалуйста»
1
Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.
5/34
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
1
Проведение и организация итогового мероприятия.
6/35
« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»