В наши дни, когда духовные ценности постепенно теряют своё значение, очень важно оглянуться к нашему наследию. К сожалению, многие даже не представляют себе, что означают названия своих деревень и когда они были основаны. Исследования и изучение истории деревень Усть-Канского района способствовало бы наполнению этой пустоты, пробела.
Недавно на уроке окружающего мира мы говорили о нашем селе, истории, Малая родина…для нас это наше родное село Келей. Очень красивое и любимое нами место.
На уроке окружающего мира мы говорили о малой родине. Провели в классе анкетирование, и оказалось, что никто из ребят не знает историю нашего села. Но ведь не зная нашей истории, нельзя построить будущее. В этом и заключается актуальность нашей исследовательской работы. Марина Юрьевна предложила узнать у библиотекаря, у бабушек и дедушек историю возникновения нашего села.
Нас это заинтересовало, что и определило выбор нашей темы.
Гипотеза: допустим, что село Келей со временем стало красивее и больше.
Объект исследования: объекты села Келей.
Мы поставили перед собой следующую цель: узнать, изменилось, изменится ли в будущем наше село.
Для этого мы должны решить следующие задачи:
Узнать, почему наше село назвали Келей;
Изучить фотоматериалы прошлых лет и сравнить их с настоящим;
Методы исследования и сбора информации выбраны следующие:
-изучение литературы по теме нашего проекта в сельской библиотеке;
-наблюдения, экскурсии;
-фотографирование и работа на компьютере;
- анализ полученных результатов;
-презентация исследовательского проекта на школьной конференции;
Теоретическая значимость: нам хотелось познакомить обучающихся нашей школы с историей малой родины.
4.
1.Основная часть.
1.1. История происхождения названия села.
Нам очень хотелось узнать больше о своем родном селе. После уроков мы сразу пошли в сельскую библиотеку, где Эльвира Алексеевна нам рассказала факты из истории нашего села.
Вот, что мы узнали…
Существует много легенд, вот одна из них, которую когда то рассказала бабушка, из рода меркит, Аракчина Айтпас.
Когда- то давно в нашем селе жил старик (он не выговаривал букву «р»). Решил он провести праздник и позвать гостей. Он всем проезжающим кричал: «Келей, улустай», что на русском обозначает «идите сюда, приходите в гости».
«В 1700 году образовалось урочище Келей. Расстояние до ближайшего населенного пункта – 5 километров. Расстояние до больницы – 37 км. (здесь имеется ввиду районная больница). Расстояние до сельского Совета – 18 км. ( Яконурский с/совет). В 1926 году людей насчитывалось – 265. Хозяйство составляло- 66» - архива республиканского музея г.Горно-Алтайска.
4.
Исследовательская работа.
Проблемы села.
В данное время в нашем селе проживает 46 семей, молодых семей всего-11.
Жилых домов- 40, а ещё есть очень много домов, в которых уже давно никто не проживает. В селе, в основном, проживают люди преклонного возраста. Это, наверное, из-за того, что в селе есть только начальная малокомплектная школа. С пятого по одиннадцатый класс дети учатся в Усть-Мутинской средней общеобразовательной школе, где проживают в интернате. Между нашими селами расстояние пять километров. Есть родители, которые работают в с.Усть-Кан, с. Усть-Мута. Но, мы все-таки, очень счастливы, что нашей малой родиной является село Келей. Здесь живут очень добрые, честные, доброжелательные люди. И мы гордимся тем, что у нас есть.
Чтобы на все наши вопросы нашлись ответы мы обратились к нашему главе сельского поселения, Тоедову Валерию Андреевичу, он наш земляк, тоже родился в селе Келей, где в данный момент проживают его родители. Глава нам пообещал, что все будет хорошо. Школа будет работать ( существование нашей школы, в дальнейшем, зависит от рождаемости детей). По возможности, государство обеспечит молодое поколение работой, а мы в свою очередь пообещали Валерию Андреевичу, что будем учиться хорошо. Получим образование, приедем обратно в малую родину и будем работать над её процветанием .
5.
Достопримечательности села.
Первая школа
1936 год
Первый сельский клуб
1957-1958 гг.
Первый магазин
1936 г.
Первый медпункт
1939-1940 гг.
Конечно, прошло много лет и наше село очень изменилось. И вот мы прошли с фотоаппаратом по нашему селу, чтобы запечатлеть самые красивые места нашей малой родины.
В 1936 году была построена первая школа. Новое здание школы, в котором мы учимся, построили 1974 году. В данное время директором является Кыйынова Лариса Васильевна. Нашей школой мы очень гордимся. Вместе с нашими учителями участвуем в различных конкурсах, проводим мероприятия. Сейчас в школу с радостью ходят учиться 11 ребят.
Очень украшает наше село памятник, героям Великой Отечественной войны, который находится в самом «видном» месте нашего села.
В селе функционирует один продуктовый магазин Орусовой Натальи Ивановны.
Также гордостью нашего села является наш сельский клуб, который собирает всех односельчан. Рядом с клубом есть сельская библиотека, где очень много интересных книг, где можно найти любую информацию.
В каждом доме, в семье есть своё хозяйство.
Раньше в селе были избы, простые и не очень красивые. А сейчас наше село украшают красивые, даже новые дома, ухоженные цветники, чистые улицы.
Также мы гордимся людьми, которые родились и прославили наше село: первый летчик- Сандин Байрам Кыргымаевич, журналист Белеков Михаил Борсукович, юрист- прокурор- Белеков Павел Николаевич, заслуженный артист РФ – Майманова (Минакова) Ирина Удуевна, Маташева Jергелей Михайловна, военный хирург Маташев Артур Михайлович.
6.
Результаты, заключение.
История деревень – неотъемлемая часть истории народа, поэтому мы отнеслись к заданию очень серьезно.
Надо понимать правильно, невозможно полностью охватить историю. И эта работа – маленькая часть нашего труда. Каждое сведение, каждый факт для нас очень дорог, мы трудились над ним долго и усердно.
В ходе исследования мы пользовались разными методами. Например: искали сведения в литературных источниках и зафиксировали, рассматривали документы.
И в конце мы объединили собранные данные и сведения, сопоставили, проанализировали, сравнили- в итоге появилась эта работа. Осветили историю культуры с момента обоснования села, включая сегодняшние дни. Историю происхождения нашего села.
В ходе работы мы узнали много нового. Раньше мы как то не придавали значения истории Келея теперь окунувшись, нам уже не хочется оторваться от этого.
Каждый народ имеет не пропадающие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники. Это делало людей добрее, сближало народов – соседей. А мир и согласие, добро и любовь – это и есть главное богатство и счастье в жизни каждого человека, большого или маленького.
В заключении хотелось бы подвести итоги проделанной работе. В результате проведенной работы, мы подтвердили свою гипотезу, согласно которой наше село живет и процветает и будет жить и процветать. Ч
Мы достигли цели своего исследования, и в дальнейшем полученные знания сможем использовать на уроках. Также в будущем, будем рассказывать, показывать нашим детям.
7.
Информационные ресурсы.
Газета «Кан-Чарас» № 11, 2017г. –автор Делдошпоева Э.А.