В данном эссе учитель делится с коллегами своими размышлениями о том, как избежать профессионального выгорания, знакомит с акростихом, дающим авторское толкование слова "вдохновение".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе "Вдохновение"»
ЭССЕ «ВДОХНОВЕНИЕ.?!»
Подготовила слушательница курса повышения квалификации и переподготовки кадров «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание» Боброва Ольга,
учитель начальных классов КГУ ОШ №155.
Начать свою работу мне хочется с притчи, с которой меня познакомил Ш.А.Амонашви-
ли. Её слова и смысл станут для меня камертоном по которому я буду сверять свои размышления.
Понял учитель тайну приобщения к вдохновению.
Призвал волю свою.
Призвал силы Света.
И поспешил к Огню Вдохновения.
Сидит рядом с Огнём хранитель.
Он спрашивает, а учитель отвечает:
-Кто ты?
-Гражданин Вселенной!
-Зачем тебе вдохновение?
-Чтобы гореть им вместе со своими учениками!
-Сколько тебе нужно вдохновения?
-Сколько вместит моё сердце!
-Что ты дашь взамен?
-Всё, что от тьмы во мне!
-Кому ты понесёшь вдохновение?
-Моим ученикам и всему миру!
-Что сотворишь?
-ЖИЗНЬ, РАДОСТЬ, БЛАГО!
Говорит хранитель:
-Ты вдохновишься от одной искры, бери её от Огня!
Вместил учитель в сердце своём одну искру Вдохновения и воспарил над Землёй.
Я - учитель со стажем больше двадцати лет. Всегда предлагала на уроках русского языка тему для сочинения «Кем я хочу стать» и имела возможность наблюдать, как от года к году менялись «профессиональные предпочтения» моих учеников от космонавтов, офицеров, артисток к бизнесменам, банкирам, президентам нефтяных компаний или рэкетирам (когда всё СНГ посмотрело фильм «Бригада», в нём талантливо сыграли нынешние «звёзды» российского кино А.Безруков и Д.Дюжев; в Казахстане тоже было снято «на потребу дня» подобное кино- «Рэкетир»), но всегда находились в классе два- три ученика, которые мечтали стать в будущем учителями. Много это или мало? Не знаю, но если их смогли зажечь и увлечь уроки, общение с учителем, пусть их желание сохранится и они пойдут за своим Призванием, ибо в детстве канал Ребёнок -Космический Разум открыт и дети знают и чувствуют своё Истинное Предназначение в Жизни. Прохо-дит время незаметно и словно по щелчку эта связь с Подлинным Я, увы, утрачивается…Настоящее: «дружба» с нужными и полезными для карьеры людьми, работа ради денег, всё более разгорающееся желание потреблять (купить что-то новое, заменить какую-то модель, наслаждаться последней версией чего-то), мир наполняется вещами, мир становится вещью. Уже нет в нём пространства для фантазии, творчества, чувств, светлых поступков, познания себя. А значит, забывается и детская мечта!
Читатель, предлагаю проследовать за мной в школу. Вы удивлены переменами, трансформациями, перерождением? Школа больше не напоминает вам второй дом из вашего детства: тёплый, уютный, родной? Да, здание школы новое, имеются информационные и познавательные стенды, в кабинетах – озеленение, удобные парты, телевизор, DVD и прочие «чудеса» техники, но вы, как и я, не ощущаете эфира любви, понимания, доверия, творчества, идей, вдохновения. Прислушайтесь, о чём говорят на педсоветах: парадигма образования, когнитивная или коммуникативная компетентности, учитель-менеджер, коучинг и т.д. и т.п. Очень трудно уловить смысл сказанного выступающим. Загляните в кабинеты. В них вы увидите прилежных «учеников», быстро заполняющих и сдающих десятки справок, бланков, протоколов, форм и формочек отчётности с указанием в процентах СОКов, Госстандарта, качества знаний и успеваемости, а также ведомостей по питанию, количественному и качественному составу класса…Тише, не мешайте! Это – учителя!!! А где же ученики? Они тоже здесь - в классе.
Каждый занят своим «делом». Процессы обучения и воспитания формализованы, регла-
ментированы, отформатированы. Всё это исключает творчество, вдохновение, иссушает Душу Учителя.
Школе НУЖЕН вдохновляющий и вдохновлённый учитель! Где же учитель может сделать вдох новых для него духовных знаний? Где он сможет встретить единомышлен-
ников? Это-Институт Гармоничного Развития Человека в Алматы. Его сотрудники, Мука- жанова Р.А. и Омарова Г.А., вдохновлённые и вдохновляющие наставники удивляют, про-
светляют, пробуждают мысль, дарят любовь к своему предмету, вселяют веру в возрожде-
ние образования. Оно возможно. Надо только начать себя. Учитель может и должен постараться найти для себя источники вдохновения во внешнем материальном мире. Для меня это:
-моя семья (муж, сын, родители);
-учительская династия (мои бабушка и дедушка учительствовали на Украине в Сумской области);
-неиссякаемая энергия и любознательность моих воспитанников;
-книги великих философов, выдающихся педагогов;
-цитаты, как квинтэссенция мудрости и вдохновения (уже более десяти лет под стеклом на моём столе в школе заповеди Матери Терезы);
-красивый вид на горы Заилийского Алатау, открывающийся из окна (в ясную погоду их
белоснежные остроконечные пики напоминают мне о чистоте помыслов и вечности ис-
тинных ценностей);
-музыка и хоровое пение (гармонизируют, очищают душу подобно весеннему дождику);
-путешествия, дарящие свежие впечатления, встречи с прекрасным;
-юмористические передачи, комедии, делающие жизнь ярче;
-перезагрузка: быстрая смена минуса на плюс.
А если обратиться к себе как источнику, прослушать в тишине «музыку» ВДОХНОВЕ-
НИЯ и разложить по «нотам» мелодию слова, то почудится:
В - ВЕРА в себя, учеников, непреходящие истины
Д - ДЕЛО моей жизни учить мальчишек и девчонок, расти с ними четыре года начальной
школы, помогая стать счастливее, сильнее духом, сплочённее
О - ОЗАРЕНИЕ, которое приходит внезапно, подсказывая верное решение или даря идею
урока
Х - ХРАБРОСТЬ, чтобы противостоять всему косному и формальному в образовании
Н - НАСТОЙЧИВОСТЬ, необходимая для познания собственного высшего Я, собствен-
ной Миссии на Земле
О - ОДУХОТВОРЁННОСТЬ как возможность ощутить в себе присутствие Духа
В - ВОЛШЕБСТВО познания мира вместе с ребёнком
Е - ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, которой никогда не устану учиться у детей
Н - НАСЛАЖДЕНИЕ, получаемое при общении с единомышленниками
И - ИСКРЕННОСТЬ моих маленьких друзей, трепет растущих крыльев за спиной
Е - ЕДИНСТВО мыслей, слов, поступков, которое позволяет мне пребывать в гармонии с
собой и миром.
Главное теперь не расплескать это богатство любви, а щедро поделиться им с близкими и далёкими, коллегами и, конечно же, учениками. Теперь я надеюсь, что мои уроки русского языка, математики, изо, трудового обучения будут пронизаны идеями, которые почерпнула на курсах по самопознанию, и просто уроки станут и для меня и для учеников УРОКАМИ ЖИЗНИ.
Закончить хочется также словами, принадлежащими Ш.А.Амонашвили, «Чтобы даритьРебёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света».