СТЕРЛИТАМАКСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(ГАПОУ СМПК)
Выпускная квалификационная работа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Работа допущена к защите
«___»_________ 2021 г.
Председатель П(Ц)К
_________ О. В. Пехенько
Выполнила:
студентка IV курса группы ДО-417з специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Яхина Алиса Муслимовна
Руководитель:
Кнеспель Нина Павловна.
Стерлитамак, 2021
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 6
1.1. Процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 6
1.2. Использование здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 12
Вывод по первой главе 21
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 22
2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня здоровья у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий 31
2.3. Повторная диагностика и сравнительный анализ результатов опытно-практической работы 36
Вывод по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение
Введение
Жизнь в XXI веке ставит перед обществом много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Забота о здоровье детей – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В наши дни состояние здоровья детей разных возрастов оставляет желать лучшего, при том, что требования к ним очень высоки, и справляться с ними под силу только здоровым детям. Поэтому важнейшей задачей общества стало их оздоровление на различных этапах развития, с учетом того, что здоровье – это не только отсутствие болезней и недомоганий, но и гармоничное развитие, высокий уровень работоспособности (умственной и физической), готовность организма адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, а также социальная активность.
Среди дошкольников всего 3-4% практически здоровых детей, у 50-60% ребят выявляется нарушение осанки, а у 30%-плоскостопие. Свыше 15% дошколят старшего возраста медики причисляют к 3-й группе здоровья. К семи годам некоторые дети имеют проблемы с органами чувств, дыхания и желудочно-кишечного тракта, нервной системой. Нередки инфекционные и паразитарные заболевания. Снижения этих показателей пока не наблюдается, а в числе причин специалисты называют состояние экологии, неправильное питание, недостаток двигательной активности, перегрузки информационного и нейропсихического характера. Чтобы добиться позитивных изменений в этой ситуации, в условиях дошкольной организации предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей.
Одним из таких мероприятий являются здоровьесберегающие технологии. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей имеет глубокие исторические корни. Определенное внимание ее изучению уделяли Бецкой И.И., Каптерев П.Ф., Лесгафт П.Ф., Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Покровский Е.А., Ушинский К.Л., Эрисман Ф.Ф., и т.д. Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как Алямовской В.Г., Ахутина Т.В., Бондарева Г.Х., Змановского Ю.Ф., Крыловой М.А., Матвеева Т.Г., Павлова М.А. Сафаргулина Э.И., Юматова Д.Б. и др., а также источники сети интернет.
Актуальность исследования определяется выявленным противоречием понимания эффективности применения в физкультурно-оздоровительной работе здоровьесберегающих технологий и недостаточным их использованием на практике. Исходя из актуальности исследуемой проблемы, определена тема исследования: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: определить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Гипотеза исследования: использование здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы будет более эффективным, если:
– рассмотреть особенности процесса сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста;
– осуществить отбор здоровьесберегающих технологий;
– использовать рациональные методы и приёмы в применении здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
На основе поставленной цели и гипотезы выдвигаются следующие задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Рассмотреть процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Определить методы и приёмы использования здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать серию мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретические (изучение, анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования);
– статистические (обработка количественных данных по результатам диагностики).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанные конспекты мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы студентами колледжа в рамках производственной практики и молодыми воспитателями в своей профессиональной деятельности.
База опытно-практической работы: Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация средняя общеобразовательная школа д. Новофедоровское дошкольная группа Стерлитамакского района Республики Башкортостан.
Глава I. Теоретические основы использования здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 1.1. Процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраст
Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.
Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Фролова А. считает, что цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья [35, с. 134].
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Ребёнок должен расти, здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Поэтому, основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста, совершенствованию их физического развития. Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования [43].
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см [33, с. 224].
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода заканчиваются к шести годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, горки и т. д.). Диспропорционально формируются у дошкольников и некоторые суставы. У детей 5-7 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они стоят. В развитии мышц выделяют несколько этапов. Один из них – это возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц [24, с. 193].
С возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка увеличиваются. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, т. е. менять темп [24, с. 194].
У детей шестилетнего возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает [13, с. 226].
Интенсивно формируется и сердечная деятельность: средняя его частота к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту. К семи восьми годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной.
У детей старшего дошкольного возраста позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции.
Достигаемый в старшей группе уровень развития детей в большой мере определяет готовность к учению в школе и перспективы дальнейшего совершенствования [37, с. 98].
Психо-гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Здоровье детей старшего дошкольного возраста невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.
Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы.
Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки.
Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха.
Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке.
Ежедневно с детьми старшей группы проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности: утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, гимнастика пробуждения после дневного сна, игры и упражнения на прогуле.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях – в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в движении.
По мнению Валериной И.А., высокий закаливающий и оздоровительный эффект несут игры и упражнения на прогулке в течение всего года. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям [44, с. 218].
Во время подъема детей после дневного сна используется бодрящая гимнастика. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Во всех видах деятельности используются физкультурные минутки и динамические паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Проводятся они в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, игры, игры на релаксацию [46].
Динамические паузы проводятся во время познавательных занятий, 2-5 мин., для предупреждения утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Как считает Миллер Т.Н., правильная организация двигательной деятельности ребенка в повседневной жизни способствует улучшению его психофизического здоровья. Целесообразное чередование характера деятельности ребенка предусматривает рациональное сочетание интеллектуальной и физической активности, что обеспечивает профилактику утомления нервной системы, создает у ребенка жизнерадостное настроение и оптимальную работоспособность [4, с. 155].
Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использование упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спины, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содействует выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укрепления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и закаливающий эффект как на самой утренней гимнастике, так и в сочетании с закаливающими процедурами.
Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.
При распределении игр на день, неделю, месяц воспитатель планирует использование многообразного двигательного материала, его повторяемость и вариативность, обеспечивающие систему совершенствования двигательных навыков [8, с. 116].
Таким образом, процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста характеризуется систематическим проведением необходимых мероприятий двигательного режима с учётом физического развития и состояния здоровья детей, эффективным применением современных здоровьесберегающих технологий.
Использование здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных организациях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка [47].
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим физкультурно-оздоровительной процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
К особенностям здоровья детей старшего дошкольного возраста относится система комплексной оценки состояния здоровья. Она основывается на 4-х базовых критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Крылова М.А. отражает в своей статье, что основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр [11, с. 127].
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
- к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или с избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
- к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
- к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
- к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков [19, с. 372].
Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных организаций, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит полный клинический диагноз с указанием основного заболевания, его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами [49].
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно – врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей – отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольная образовательная организация должна постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья [50].
По мнению Амановой О.Н. здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора .
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [17, с. 124].
Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья. Технологии сохранения и стимулирования здоровья заключаются в динамических паузах. Они проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия [14, с. 226].
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский П.И., Рахманинов С.), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться [12, с. 69].
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом [24, с. 49].
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на профилактику плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей детям обычно готовится массажная дорожка. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни ребенка, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Здоровьесберегающие технологии в группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно [25, с. 129].
Чтобы обучить здоровому образу жизни необходимо соблюдать некоторые действия. Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки нужно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Используем в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыка используется перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включают спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и просят их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращается внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела [8, с. 179].
Все описанные моменты здоровьесбережения можно использовать и на физических занятиях.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время.
Таким образом, грамотное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сохранять и укреплять здоровье детей.
Вывод по первой главе
Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Здоровьесберегающие технологии играют большую роль в формировании здоровья, они обеспечивают физическую готовность ребенка к дальнейшему развитию. Здоровьесберегающие технологии направлены на достижение такого состояния физиологических функций, которое определяет высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений.
Использование в работе здоровьесберегающих технологий позволяет практично, целенаправленно действовать, открывает возможности формирования личного жизненного опыта взаимодействия с окружающим миром.
В методах оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста важно учитывать возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности, решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.
Таким образом, была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме, а также рассмотрен процесс физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста 2.1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
На основании теоретического анализа литературы по проблеме использования здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста были поставлены цель и задачи опытно-практической работы.
Цель опытно-практической работы: апробировать комплекс мероприятий по использованию здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи опытно-практической работы:
1. Определить уровень здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный анализ результатов опытно-практической работы.
Опытно-практическая работа проводилась на базе МОБУ СОШ д. Новофедоровское Республики Башкортостан.
Дошкольная группа МОБУ СОШ д. Новофедоровское работает по Основной образовательной программе, разработанной на основе инновационной программы «От рождения до школы», под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. [38].
В опытно-практической работе, приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста: Назгуль А, Ярослав Г, Арсений И, Иван И, Алина И, Салават И, Гульниса Т, Ринат К, Софья М, Эльмина Т.
Таблица 1.
Уровень физического здоровья детей с учетом групп здоровья по В. В. Шишкиной, М. В. Мащенко
№ п/п
Фамилия, имя
Вес (кг.)
Рост (см.)
Группа здоровья
Оценка физического развития
Мед. группа
1
Назгуль
13,8
104
1
Ср.
Осн.
2
Ярослав
12,2
104
1
Ср.
Осн.
3
Арсений И.
14,1
103
1
Ср.
Осн.
4
Иван И.
14,7
107
1
Ср.
Осн.
5
Алина И.
13,4
96
2
Ср.
Осн.
6
Салават И.
14,5
98
2
Ср.
Осн.
7
Гульниса Т.
13,0
101
2
Ср.
Осн.
8
Ринат И.
15,3
100
1
Ср.
Осн.
9
Софья М.
13,1
110
1
Ср.
Осн.
10
Эльмина Т.
14,5
97
1
Ср.
Осн.
На основании анализа медицинских карт детей и беседы с медсестрой выявлено, что состояние здоровья и уровень физического развития детей, принимающих участие в опытно-практической работе, в основном соответствует возрастным нормам (см. табл. 1).
Первая группа здоровья объединяет семь здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, редко болеющих за период наблюдения.
Со второй группой здоровья – три ребенка. Вторую группу здоровья составляют здоровые дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие острыми простудными и респираторными заболеваниями (более 4 раз в год), дети с ослабленным иммунитетом. Алина И. часто болеет ОРЗИ, ангиной при этом имеет много пропусков. У Салавата И. ослаблен иммунитет, и он болеет бронхитом. Гульниса Т. часто болеет ОРВ и ОРВИ.
На основании таблицы все дети относятся к основной медицинской группе.
В начале опытно-практической работы для изучения развития физических качеств, проведены наблюдения за детьми седьмого года жизни, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
На основании результатов анализа документации, наблюдений за детьми, беседы с воспитателями было выявлено, что у детей физические качества в основном развиты неплохо, но некоторые испытывают затруднения в выполнении определенных заданий.
В опытно-практической работе принимало участие 10 детей: Назгуль А. (7 л.,1 мес.), Ярослав Г. (7 л., 5 мес.), Арсений И. (7 л., 1 мес.), Иван И. (7 л.,2 мес.), Алина И. (7 л.,6 мес.), Салават И. (7л., 2 мес.), Гульниса Т. (7 л.,5 мес.), Ринат К. (7л., 4 мес.), Софья М. (7л., 1 мес.), Эльмина Т. (7 л.,11 мес.).
Опытно-практическая работа проводилась в три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
На констатирующем этапе опытно-практической работы была проведена диагностика уровня развития физических качеств, детей седьмого года жизни по методике Лесковой Г.П. и Ноткиной Н.А.
Методика 1.Бег на скорость (30м/c).
Цель: определить уровень развития бега у детей седьмого года жизни.
Методика обследования бега: до проведения проверки движений воспитатель размечает беговую дорожку: длина не менее 40м; до линии старта и после линии финиша должно быть 5-6м. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента и т. п.). Воспитатель знакомит детей с командами («На старт», «Внимание», «Марш»), правилами выполнения задания: начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки. Целесообразно организовать бег парами: в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес, мобилизующий силы детей. Даются две попытки с интервалом для отдыха 2-3 мин, фиксируется результат.
Таблица 2.
Количественные показатели:
возраст
Пол
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
7
М
Д
7,2 – 6,8
7,5 – 7,3
7,3 – 7,5
7,6 – 7,9
7,6 – 8,0
8,0 – 8,7
Качественные показатели:
Положение туловища и головы.
Согласованность движения рук и ног.
Положения стопы.
Сохранение направления.
Критерии оценки:
2 балла – развит показатель бега.
1 балла – допущены небольшие неточности.
0 баллов – не развит показатель бега.
Выводы об уровне оценки:
Высокий уровень – 8 баллов.
Средний уровень – 5-7 баллов.
Низкий уровень – 3-4 балла.
Очень низкий уровень – 0-2 балла.
Таблица 3.
Первичная диагностика уровня сформированности бега детей старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Количественные
Показатели (с)
Качественные показатели
Итог
Положение туловища
и головы
Согласованность
движения рук и ног
Положения стопы
Сохранение
направления
Баллы
Уровни
Назгуль А.
7
7,0
2
2
2
2
8
В
Ярослав Г.
7
7,3
1
2
2
2
7
С
Арсений И.
7
7,1
2
2
2
2
8
В
Иван И.
7
7,5
2
2
2
2
8
В
Алина И.
7
7,6
2
1
2
2
7
С
Салават И.
7
7,8
2
0
2
2
6
С
Гульниса Т.
7
7,3
1
2
2
2
7
С
Ринат К.
7
7,4
2
2
2
2
8
В
Софья М.
7
7,8
0
2
2
2
6
С
Эльмина Т.
7
7,4
2
0
2
2
6
С
Анализ: результаты диагностики показали, что у детей седьмого года жизни уровень развития бега у 4 обследуемых детей (Назгуль А., Арсений И., Иван И., Ринат К.) – высокий, у остальных детей ( Ярослав Г., Алина И., Салават И., Гульниса Т., Софья М., Эльмина Т.) – средний, потому что у некоторых детей нет согласованности движения рук и ног, неправильно держат спину и голову.
Диаграмма 1. Результаты первичной диагностики уровня развития бега у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, анализ результатов, представленных в диаграмме, показывает, что у детей седьмого года жизни составляют показатели высокого уровня – 40 %, среднего – 60%. Это позволяет сделать вывод о том, что задание пробежать определенную дистанцию с заданным темпом для детей, оказалось не совсем легко.
Для выявления уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста была подобрана методика Руновой М.А., Сердюковской Г.Н. диагностических тестов «Метание вдаль», «Отбивание мяча от пола».
1. Метание вдаль.
Задание выполняется на асфальтированной дорожке или физкультурной площадке. Коридор для метания должен быть шириной не менее 3м. и длиной 15-20м. дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояния. Линия отталкивания шириной 40см заштриховывается мелом. По команде педагога ребенок подходит к линии отталкивания, из исходного положения стоя производит бросок мячом одной рукой из-за головы, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага.
При броске нельзя менять положение ступней. Взрослый осуществляет замер после каждого броска. Засчитывается лучший результат из трех попыток. Для выполнения задания необходимо оборудование: легкие мячи или мешочки с песком до 200г. (не менее трех), рулетка длиной 20м, мел, размеченная дорожка.
При проведении диагностики определяются следующие качественные показатели:
Исходное положение: стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок. Правая рука с предметом на уровне груди, локоть – вниз.
Замах: поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее массу тела, левую – на носок. Одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз-назад-в сторону. Перенос массы тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута – «положение натянутого лука».
Бросок: продолжая переносить массу тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить. Хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх. Сохранять заданное направление полета предмета.
Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия.
Таблица 4.
Критерии оценки показателей метания вдаль
Уровень
Показатели
Баллы
Высокий
правильно выполняются все основные элементы движения
2 балла
Средний
справляется с большинством элементов техники, допуская незначительные ошибки
1 балл
Низкий
при выполнении упражнения допускаются значительные ошибки
0 баллов
Выводы об уровне оценки:
Высокий уровень – 7-8 баллов
Средний уровень – 4-6 балла
Низкий уровень – 0-3 балла.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок, равно 8 баллам.
Фактические результаты приведены в таблице 5 и наглядно отображены на диаграмме 2.
Таблица 5.
Распределение детей старшего дошкольного возраста
по уровню развития метания вдаль
Фамилия, имя ребенка
Качественные показатели
Итог
Исходное положение
Замах
Бросок
Заключительная часть
Баллы
Уровни
Назгуль А.
2
2
2
2
8
В
Ярослав Г.
2
2
1
2
7
В
Арсений И.
1
1
2
1
5
С
Иван И.
1
1
1
1
4
С
Алина И.
1
1
1
2
5
С
Салават И.
1
1
2
1
5
С
Гульниса Т.
1
1
1
1
4
С
Ринат К.
1
0
0
1
2
Н
Софья М.
0
1
1
0
2
Н
Эльмина Т.
0
1
1
0
2
Н
Анализ результатов диагностики показал, что дети недостаточно хорошо справились с заданием. Арсений И., Иван И., Алина И., Салават И., Гульниса Т. допускали ошибки при принятии исходного положения, ноги ставили параллельно, руку опускали ниже уровня груди. Ринат К., Софья М., Эльмина Т. неправильно выполняли замах, не сгибали правую ногу и не переносили на нее массу тела, не поворачивали грудь в направлении броска. У Рината и Софьи наблюдалось неправильное выполнение броска, правую руку с предметом не выпрямляли, не сохраняли заданное направление полета предмета. Из 10 детей только у Назгуль А. и Ярослава Г. все показатели находятся на высоком уровне развития. У других детей чаще всего бросок был непрямолинеен, во время заключительной части не сохраняли равновесие.
Диаграмма 2. Результаты первичной диагностики уровня развития метания вдаль у детей старшего дошкольного возраста
Анализ диаграммы показал, что высокий уровень развития метания в даль у 2 детей (Назгуль А. и Ярослав Г.), что составляет 20%, средний уровень у 5 детей (Арсений И., Иван И., Гульниса Т., Алина И., Салават И.), что составляет 55%, низкий уровень у 3 детей (Ринат К., Софья М., Эльмина Т.), что составляет 25%.
Если сравнить полученные результаты диагностики с особенностями развития метания вдаль детей старшего дошкольного возраста, то следует отметить, что все ошибки, которые допускали дети, были характерны данному возрасту.
По результатам проведенной начальной диагностики, можно сделать следующие выводы: большинство детей можно отнести к среднему уровню, что составляет 55% детей, 20% детей к высокому уровню и 25% детей к низкому уровню.
Таблица 6.
Результаты констатирующей диагностики по трем упражнениям
Фамилия, имя ребенка
Качественные показатели
Итог
Исходное положение
Замах
Бросок
Заключительная часть
Баллы
Уровни
Назгуль А.
2
2
2
2
8
В
Ярослав Г.
2
2
1
2
7
В
Арсений И.
1
1
2
1
5
С
Иван И.
1
1
1
1
4
С
Алина И.
1
1
1
2
5
С
Салават И.
1
1
2
1
5
С
Гульниса Т.
1
1
1
1
4
С
Ринат К.
1
0
0
1
2
Н
Софья М.
0
1
1
0
2
Н
Эльмина Т.
0
1
1
0
2
Н
Результаты первичной диагностики показали, что у 2-х детей (Назгуль А., Ярослав Г.) высокий уровень; у 5-х детей (Арсений И., Иван И., Алина И., Салават И., Гульниса Т.) – средний уровень и Ринат К., Софья М., Эльмина Т. показали низкий уровень.
Таким образом, из полученных данных по диагностическим исследованиям на констатирующем этапе выявлено, что необходимо проводить физкультурно-оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
2.2. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В физкультурно-оздоровительную работу с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий вошли такие мероприятия: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна (самомассаж, дыхательная гимнастика).
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Являясь важным средством физического развития, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.
Мы применяли приемы слухового, наглядного, двигательного восприятия в работе с детьми для повышения их уровня физической подготовленности и состояния здоровья.
Приемы зрительного восприятия обеспечивают восприятие изучаемого действия, которое выполняет педагог или другой ребенок. При этом возможно использование наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям. Демонстрация наглядных пособий в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, диафильмы), а также кино- и видеофильмов используется для уточнения техники физических упражнений.
Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов; указание о выполнение движений; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижных игр; вопросы детям, которые задаются до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры и т.д.; команды, распоряжения, сигналы, требующие различной интонации, динамики и выразительности; считалки короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего, или распределения ролей в игре; образный сюжетный рассказ применяется в целях развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.
Подвижная игра: «Ловишка, бери ленту».
Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Ход игры: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
Варианты: выбрать двух ловишек. У присевшего играющего нельзя брать ленту. Играющие пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».
Подвижная игра: «Парный бег».
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т. д., по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов, огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.
Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
Подвижная игра: «Перебежки».
Цель: развитие выносливости детей, тренировка дыхательной системы (чем медленнее бег, тем лучше, тренировка мышечно-суставного аппарата.
Ход игры: На расстоянии в 40-50 м. друг от друга чертятся две линии (или выбираются два дерева/столба). Игроки начинают бег в среднем темпе от одной линии (дерева). Добежав до другой линии, игроки разворачиваются и бегут обратно до первой линии. Так бегают от линии до линии до тех пор, пока не останется самый выносливый игрок - он и является победителем. Постепенно из игры будут выбывать самые слабые участники.
Примечание: так как никому не хочется считаться слабым или в числе самых слабых - игроки будут «выжиматься» полностью, каждый в меру своих возможностей, чего трудно достичь при беге на определенные дистанции на время.
Одной из форм утренних гимнастик после сна как здоровьесберегающих технологий является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Ходить босиком в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18*. Начинают с 2-3 минут (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1мин в день.
И доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.
После дневного сна используется сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной литературы. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнообразными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10* +18*С 1кг соли на 10 л воды 0,5кг на 5л. Воды 0,25кг на 2,5л. воды.
Данный метод здоровьесберегающих технологий доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Также одним из форм является массаж, в особенности подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
Дыхательная гимнастика. Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего:
-укрепление физического и психического здоровья детей,
- повышение работоспособности малышей,
-тренировка дыхательной мускулатуры,
-развитие артикуляционного аппарата для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков,
-развитие умения управлять своим телом.
«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.
Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.
Таким образом, данные технологии способствуют улучшению уровню здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Повторная диагностика и сравнительный анализ результатов опытно-практической работы
Для подтверждения эффективности разработанной и реализованной программы по цели дипломной работы был проведен завершающий этап опытно-экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста группы, на которой применялись те же методики, что и на констатирующем этапе: методика Лесковой Г.П. и Ноткиной Н.А., методика Руновой М.А., Сердюковской Г.Н. диагностических тестов «Метание вдаль», «Отбивание мяча от пола».
Таблица 7.
Повторная диагностика уровня сформированности бега детей старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Количественные
Показатели (с)
Качественные показатели
Итог
Положение туловища
и головы
Согласованность
движения рук и ног
Положения стопы
Сохранение
направления
Баллы
Уровни
Назгуль А.
7
7,0
2
2
2
2
8
В
Ярослав Г.
7
7,3
2
2
2
2
8
В
Арсений И.
7
7,1
2
2
2
2
8
В
Иван И.
7
7,5
2
2
2
2
8
В
Алина И.
7
7,6
2
2
2
2
8
В
Салават И.
7
7,8
2
1
2
2
7
С
Гульниса Т.
7
7,3
1
2
2
2
7
С
Ринат К.
7
7,4
2
2
2
2
8
В
Софья М.
7
7,8
1
2
2
2
7
С
Эльмина Т.
7
7,4
2
2
2
2
8
В
Анализ: результаты диагностики показали, что у детей седьмого года жизни уровень развития бега у 7 обследуемых детей – высокий, у остальных – средний, те, кто раньше отставал на 1 балл - подтянули свои показатели, а тот, кто не справлялся с заданиями – сейчас совершают малейшие неточности.
Диаграмма 3. Результаты повторной диагностики уровня сформированности бега детей старшего дошкольного возраста
Таблица 8.
Распределение детей старшего дошкольного возраста
по уровню развития метания вдаль
Фамилия, имя ребенка
Качественные показатели
Итог
Исходное положение
Замах
Бросок
Заключительная часть
Баллы
Уровни
Назгуль А.
2
2
2
2
8
В
Ярослав Г.
2
2
2
2
8
В
Арсений И.
2
2
1
2
7
В
Иван И.
2
2
2
2
8
В
Алина И.
2
2
2
2
8
В
Салават И.
2
2
2
2
8
В
Гульниса Т.
2
2
2
2
8
В
Ринат К.
1
1
1
2
5
С
Софья М.
1
1
1
2
5
С
Эльмина Т.
1
1
1
2
5
С
Анализ результатов диагностики показал, что дети повысили свои показатели. Назгуль А., Ярослав Г., Арсений И., Иван И., Алина И., Салават И., Гульниса Т. теперь с высоким уровнем, Ринат К., Софья М., Эльмина Т. подняли свои показателя с уровня низкий на уровень средний.
Диаграмма 3. Результаты повторной диагностики уровня развития метания вдаль детей старшего дошкольного возраста
Заключительным (контрольным) этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение дошкольников.
Контрольная диагностика показала улучшение развития, большинство детей можно отнести к высокому уровню, что составляет 70% детей, 30% детей к среднему уровню и 0% детей к низкому уровню.
Сравнивая результаты диагностики на начальном и контрольном этапе исследования, мы построили графики, на которых можно проследить динамику развития уровня.
Диаграмма 4. Динамика уровня здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Данные диаграммы говорят о положительном изменении уровня здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста 7 детей показали высокий уровень – 70 %, средний – 3 ребенка 30%, детей с низким уровнем не выявлено. Следовательно, прослеживается положительная динамика формирования уровня здоровья и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Данные диаграммы убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы с использованием здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, уровень здоровья и физической подготовленности детей вырос на 75%. Поэтому мы считаем, что проделанная работа в условиях детского сада была эффективной, проведенные мероприятия были успешно апробированы.
Вывод по второй главе
Опытно-практическая работа была организована в МОБУ СОШ д. Новофедоровское, в дошкольной группе. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.
В начале опытно-практической работы для изучения развития физических качеств, проведены наблюдения за детьми седьмого года жизни, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
На основании результатов анализа документации, наблюдений за детьми, беседы с воспитателями было выявлено, что у детей физические качества в основном развиты неплохо, но некоторые испытывают затруднения в выполнении определенных заданий.
Опытно-практическая работа велась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе опытно-практической работы была проведена диагностика уровня развития физических качеств, детей старшего дошкольного возраста по методике Лесковой Г.П. и Ноткиной Н.А. Методика 1. Бег на скорость (30м/c); 2. Метание вдаль.
Изучив полученные результаты на констатирующем этапе в ходе первичной диагностики, мы пришли к выводу, что необходима применять игровые, тематические комплексы здровьесберегающих технологий с элементами формирования здорового образа жизни: закаливания, массажа, утренней гимнастики.
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня здоровья и физической подготовленности детей. Данные свидетельствуют о том, что здоровьесберегающие технологии положительно влияют на здоровье детей и формируют привычку к здоровому образу жизни.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, определили, что одной из главных задач развития страны является формирование здорового и жизнеспособного подрастающего поколения. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном образовательном учреждении. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровьесберегающие технологии представляют собой системно организованный комплекс программ, приемов, способов организации процесса образования, который ориентирован на укрепление и сохранение здоровья дошкольников. Во многих дошкольных образовательных организациях чаще всего используют здоровьесберегающие технологии.
В ходе опытно-практической части нашего исследования была проведена работа по выявлению уровня развития физических качеств, детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил в условиях старшей группы МОБУ СОШ д. Новофедоровское Республики Башкортостан. В эксперименте участвовало 10 детей.
На основании анализа медицинских карт детей и беседы с медсестрой выявлено, что состояние здоровья и уровень физического развития детей, принимающих участие в опытно-практической работе, в основном соответствует возрастным нормам.
В начале опытно-практической работы для изучения развития физических качеств, проведены наблюдения за детьми седьмого года жизни, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
На основании результатов анализа документации, наблюдений за детьми, беседы с воспитателями было выявлено, что у детей физические качества в основном развиты неплохо, но некоторые испытывают затруднения в выполнении определенных заданий.
На констатирующем этапе опытно-практической работы была проведена диагностика уровня развития физических качеств, детей старшего дошкольного возраста по методике Лесковой Г.П. и Ноткиной Н.А. Методика 1. Бег на скорость (30м/c); 2. Метание вдаль.
С учетом результатов первичной диагностики был подобран и апробирован на практике комплекс мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе проведения мероприятий мы убедились, что эффективность работы воспитателя во многом зависит от правильно подобранных методов и приемов. Методы и приемы развития двигательных качеств в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться.
После целенаправленной работы с использованием здоровьесберегающих технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, уровень здоровья и физической подготовленности детей вырос на 75%.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Список литературы
Айдаркин Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е.К. Айдаркин, Л.Н. Иваницкая. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017. – 176 c.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2017. – С. 17-26.
Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. – М. : Аркти, 2016. – 410 с.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 21 – 28.
Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования: учебное пособие / В.В. Батколина. – М. : Российский новый университет, 2018.– 80 c.
Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / З. И. Береснева. – М. : Сфера, 2016. – 32 с.
Ввозная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В. И. Ввозная, И.Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2016. – 128 с.
Волкова Т. М. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ / Т.М. Волкова, О.В. Трофимова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016.
Волошина Л. Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя / Л. Волошина, Л. Кривошей // Здоровье дошкольника. – 2016. – №3. – С. 7-12.
Гилева А. В. Инновации в управлении ДОУ: учебно-методическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических колледжей и вузов/ А.В. Гилева, Н.С. Исупова. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. – 172 c.
Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ / М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 235 с.
Зайцева И. В. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации / И.В. Зайцева, Е.В. Егорова, Н.Б. Петрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 196–200.
Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 194 с.
Змановский Ю. Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – №8. – С. 5-9.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2017. – 425 с.
Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н. Кузнецова. – М. : Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
Матвеева Т. Г. Современные образовательные технологии в ДОУ / Т.Г. Матвеева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). – С. 292–295.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М. : Академия, 2016. - 326 с.
Меличева М. Целительная сила кругооборота года – ритмические игры для здоровья детей: методическое пособие / Меличева М. – СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. – 135 c.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М. : ИВФ РАО, 2016. – 304 с.
Николаева Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб. : Детство-Пресс, 2016.– 271 с.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.М. Новикова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 426 с.
Павлова М. А. Зоровьесберегающая система ДОУ / М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2017. – 377 с.
Пастухова И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ / И.О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2016. - №4. – С.33-35.
Прищепа С. Современные тенденции обновления физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С. Прищепа // Детский сад от А до Я. – 2018. – №1. – С. 6-10.
Радионова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.В. Радионова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. – 124 с.
Реализация ФГОС в дошкольном образовании: достижения, проблемы: материалы всероссийской научно-методической конференции / Л.Р. Адилова [и др.]. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. – 223 c.
Сафаргулина Э. И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ / Э.И. Сафаргулина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 129 –132.
Сериков Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. – Екатеринбург – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. – 242 с.
Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова // Методист – 2017. – № 2. – С. 9-12.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2016. – 489 с.
Смирнова Н. К. Педагогика и психология здоровья // Под ред. Н. К. Смирнова. – М. : АПКиПРО, 2016. – 389 с.
Старченко Е. А Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Е.А. Старченко. – М. : ACT, 2016. – 277 с.
Федоровская О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О.М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 33-36.
Фролова А. Педагогическое руководство физическим развитием детей 6-7 лет / А. Фролова, Н. Агафонова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №4. – С. 17-25.
Хашабова К. А. Оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома / К.А. Хашабова. – М. : Школьная пресса, 2017. – 268 с.
Шарипова Д. Д. / Д.Д. Шарипова, М.А. Исмаилова, Г.А. Шахмурова // Система ценностей современного общества. – 2017. – №22. – С. 290-295.
Шарманова С. Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. – 2016. – № 4.– С. 40-45.
Юматова Д. Б. Самосбережение здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольниками / Д.Б. Юматова // Дошкольная педагогика. – 2018. – №5. – С. 10-15.
Якимова Е. А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: методическое пособие / Е.Я. Якимова, Н.Э. Фатюшина, И.Л. Тимофейчук. – СПб. : КАРО, 2014.– 296 c.
Аманова О. Н. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] / О.Н. Аманова, В.Ф. Храмкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56811.htm. (дата обращения: 12.05.21).
Бондарева Г. Х. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ [Электронный ресурс] / Г.Х. Бондарева // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 91-94. – URL https://moluch.ru/archive/188/47859/ (дата обращения: 12.05.21).
Здоровье детей в период дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Здоровье. – URL: http://szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/detey-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 12.05.21).
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Электронный ресурс] / И. А. Валерина // Вопросы педагогики. – URL: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7566-zdorovesberegayushhie-texnologii-v-dou.html (дата обращения: 12.05.21).
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.Н. Миллер // Открытый урок. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/620330/ (дата обращения: 12.05.21).
Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения качества образования дошкольников по направлению физическое развитие [Электронный ресурс] / Н. Энкельман. URL: http://ds9ishim.ru/sites/default/files/pedagodi/marhel/zdorovesberegayushchie_tehnologii.pdf (дата обращения: 12.05.21).
Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Титаренко // Портал педагога. – URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9852 (дата обращения: 12.05.21).
Крылова М. А. Анализ современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / М.А. Крылова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). – URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 12.05.21).
Саяпина Л. И. Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.И. Саяпина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 1-3. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/460/ (дата обращения: 12.05.21).
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Здоровьесбережение. – URL: http://7.obr-rf.ru/wp-content/uploads/2016/01/Здоровьесбережение.pdf (дата обращения: 12.05.21).