kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить сегодня и сейчас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников.»

Экологическое воспитание младших школьников.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить сегодня и сейчас. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, столько восстановлением нормальных условий жизни. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме – Земле – должен знать каждый человек планеты.

Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе. Фундамент взаимодействия с природой закладывается у дошкольников, а затем получает дальнейшее развитие в начальной школе. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы. к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного. чувство поэзии, а может быть и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Экологическое воспитание должно продолжаться всю жизнь и быть массовым, поскольку оно влияет на все сферы производственной деятельности человека и органично вплетается в концепцию непрерывного образования.

Основные направления экологической деятельности:

познавательное — формирование и углубление знаний о природе, механизмах взаимодействия живых организмов в ней;

природоохранное — воспитание навыков бережного отношения к окружающему миру;

исследовательское — обучение основам теоретической и научно-практической экологической работы;

художественно-эстетическое — развитие эстетических чувств, прослеживание взаимосвязи между природой и искусством;

правовое — формирование основ правовой экологической культуры, изучение правовых последствий негуманного отношения к природе;

семейное — экологическое воспитание путем личного примера в семье.

В процессе экологического воспитания я использую следующие виды деятельности:

1)сюжетно-ролевые игры, театральные постановки, отражающие различные события в природе.

В начальной школе игровые технологии – очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки. Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей. Викторина – одна из форм экологического воспитания. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области окружающего мира и общая эрудиция. 

На уроках и во внеурочной деятельности часто применяю занимательный материалы: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Использование занимательного материала на экологическую тематику помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. 

Приведу примеры. Данную игру использовала на этапе определения темы урока «Сохраним можжевельник».

Игра «Шифровка» (Работа в парах)

  1. В словеМОЖНО – возьмите первый слог.

  2. Лесная ягода ЕЖЕВИКА подарит второй слог.

  3. Кислый ЩАВЕЛЬ – 2 слог.

  4. Ароматный БАГУЛЬНИК – последний слог.

Ответ: МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

А эта игра помогла первоклассникам понять значимость данного растения и подвести итоги урока.

Игру «Хлопни»

А может слово можжевельник произошло от слова МОЖЕТ. Вон это растение сколько всего может! Если вы со мной согласны, то хлопните в ладоши.

Оно может:

-вылечить;

-оздоровить;

-омолодить;

- исцелить;

- убивать бактерии;

- приносить удовольствие;

- источать целебный аромат;

- радовать глаз и душу.

Сколько же у этого растения достоинств – не перечесть!

Приём «Ассоциативный куст». (Веточка можжевельника – это ладошка ученика, обведённая на цветной бумаге зелёного цвета. На каждой ладошке дети пишут пожелания по сохранению данного вида растений. «Ладошки» крепятся к «стволу» и, при желании, озвучиваются.)

Варианты ответов:

- не ломать ветки деревьев;

- наказывать людей за незаконную вырубку;

- принимать участие в высадке новых саженцев у дома, у школы;

- рассказывать друзьям, знакомым о данной проблеме;

- участвовать в различных конкурсах по сохранению этого растения;

- рисовать агитационные листовки, рисунки;

- выпускать школьные стенгазеты;

- изучать в библиотеке соответствующую литературу.

Данный приём дал возможность юным экологам осознать, что и они могут быть помощниками природе.

Широко использую на уроках и во внеурочной деятельности театральные постановки. Театрализованное представление – это яркое, броское, зрелищное действие. Искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Но не менее важно то, что театр помогает детям обрести социальный опыт. Известно, чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать образец, причём яркий и привлекательный. А игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Ценность её заключается в том, что можно, играя, получить прочные знания, умения и навыки. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, требующими от него мыслительной деятельности.

Театрализация «Случай в лесу»

Цель: повысить уровень экологического сознания учащихся, понимание значимости проблемы сохранения растений и животных, привлечь внимания обучающихся к проблеме сохранения природы.

Действующие лица: Мальчики Сергей и Егорка, царица Ботаника.

Ход мероприятия

-Мы шагаем лесными тропинками.

Я Егорка!

-А я Сергей!

- Стало скучно нам что-то в городе,

Вот торопимся в лес поскорей.

- Можно тут поваляться под кустиком,

Заглянуть там в чьё-то гнездо,

Сломать ветку у этого дерева.

Всё равно не увидит никто!

-Ветка видишь какая красивая,

От неё идёт аромат.

Будет пахнуть в нашей квартире,

Надоест, потом выброшу в сад.

-А ещё можно вырезать что-нибудь

На стволе этом толстом, большом.

Все узнают потом, что тут были мы.

Вот гордиться как будем собой!

И блеснуло на солнце лезвие,

И взлетела Егора рука.

На стволе провел линии резкие,

Но услышал вдруг издалека:

- Стойте! Стойте! Остановитесь!

Вы вокруг себя оглядитесь,

Вы попали в реликтовый лес!

Вы хотите, чтоб он исчез?

Перед вами деревья большие,

Они с виду как будто немые,

Вам не могут о боли сказать,

Только стонут, безмолвно кричат.

- Вы смеётесь? Деревья кричат?!

Да они всегда ведь молчат!

- Их вон сколько вокруг, посмотрите!

И, вообще, вы кто, расскажите?

- Я Ботаника – мать всех растений

И хочу вам сказать, к сожалению,

В мире стало много ребят,

Вот они растеньям вредят.

Оглядитесь, ребята, вокруг!

Здесь и птицы, и звери живут,

В этом чудном, прекрасном лесу

Вы сможете встретить лису.

Вы играли, резвились, шутя

И, идею свою воплотя,

Это дерево повредили,

Жизнь его вы уже сократили.

Ветку дуба там обломали,

По дороге ее потеряли.

Можжевельник ты держишь в руке,

Он окажется скоро в ведре.

А ведь он исцеляет людей,

Станет каждый из нас здоровей,

Фитонциды вдохни поскорей,

Не нужна будет куча врачей.

Берегите леса, берегите!

Не губите красу, не губите!

Пусть осинка, берёзка и ель

Украшают Землю. Поверь!

Станет мир тогда чище и краше,

Ведь растения – богатство наше.

Чистым воздухом будем дышать,

Вкус плодов ароматных вкушать.

Будь то дуб, ольха, можжевельник-

Всё нам нужно, друзья, непременно!

И отплатит природа потом

Чистым воздухом, тёплым дождём.

2) практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов.

Ухаживая за растениями и животными в уголке природы, дети запоминают порядок полива, ухода, дозировку пищи. При этом они обращают внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит – нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову – не хватает кислорода; листья у растения завяли – не хватает воды или света.

3) детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе.

Детское творчество имеет огромное значение для всестороннего развития детей разных возрастов. Оно позволяет малышам отразить все, что они видят в окружающем мире, передавать свои эмоции, выразить свое внутреннее состояние. Создавая изображение, ребенок преображает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Ребята любят создавать как каждый свою работу, но еще и охотно работают вместе над коллективным панно. В процессе рисования, лепки, аппликации, ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, огорчается, если что-то не получается. Детское творчество отражает окружающий мир. Развитие детского творчества непременно должно быть частью воспитательного процесса, не только в школе, но и дома. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на него, вызывает у него удивление, радость, восторг. побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

4) общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдения, оценочные суждения, действия по уходу.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Так, в процессе ухода за растениями уголка:

- дети получают представление о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать;

- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения;

- в процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Экскурсии стараюсь проводить в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения.

5) экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями, созданием проекта.

Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Решению этой проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования

Учебный исследовательский проект позволяет:

- выделить в работе учащихся цели деятельности;

- сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;

- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;

- провести анализ полученных результатов;

- подготовить соответствующий отчет и провести обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников: речевая деятельность совершенствуется, идет обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова.

6) просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Экологическая работа проводится не только с детьми, но и с родителями: на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации. На них я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях.

Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в современном мире. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой. Общение с природой положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче, будит в них лучшие чувства.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Экологическое воспитание младших школьников.

Автор: Наталья Викторовна Шмойлова

Дата: 04.03.2024

Номер свидетельства: 646734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методические подходы к организации  экологического воспитания  младших школьников в ГПД"
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskiie-podkhody-k-orghanizatsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-v-gpd"
    ["file_id"] => string(6) "275084"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452514790"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Экологическое воспитание младших школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskoievospitaniiemladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "264555"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449746883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Роль экологического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
    ["seo_title"] => string(91) "rol-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "129308"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415663019"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья на тему: "Экологическое воспитание младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(68) "stat-ia-na-tiemu-ekologhichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "234458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443451433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Экологическое воспитание младших школьников."
    ["seo_title"] => string(51) "ekologhichieskoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "445843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513877723"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства