Методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников в ГПД
Методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников в ГПД
Цель работы- изучить методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников в ГПД.
Задачи работы:
? узнать особенности экологического воспитания младших школьников в ГПД;
? выявить наиболее оптимальные подходы к экологическому воспитанию младших школьников в ГПД;
? познакомить с формами работы по экологическому воспитанию в ГПД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников в ГПД»
Введение
Человек всегда стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Казалось, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а человека воздействует на природу несущественно. Но обнаружилось, что наша планета не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь ее запасы. Проблема «человек – общество – природа» сегодня имеет первостепенное значение. Решение этой проблемы неразрывно связано с формированием ответственного отношения к природной сфере, которое включает в себя «систему теоретических и практических, нравственных и эстетических, деловых и бескорыстных связей человека с окружающим миром». Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды.
Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. Важно правильно организовать педагогическую работу, которая будет способствовать развитию познавательных процессов, формировать у детей ценностную картину мира, воспитывать экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Цель работы- изучить методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников в ГПД.
Задачи работы:
узнать особенности экологического воспитания младших школьников в ГПД;
выявить наиболее оптимальные подходы к экологическому воспитанию младших школьников в ГПД;
познакомить с формами работы по экологическому воспитанию в ГПД.
Объект – младшие школьники.
Предмет – методические подходы к организации экологического воспитания младших школьников.
Наиболее значимые для современности достижения опыта экологического воспитания нашли отражение в трудах выдающихся людей: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский и др.
Глава 1. Особенности экологического воспитания младших школьников.
Компонентами процесса экологического воспитания являются:
Цели, принципы, задачи экологического воспитания Содержание экологического воспитания Методы, формы, средства Условия Результаты.
Основной задачей экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача состоит из конкретных образовательных и воспитательных задач:
1. Общеобразовательные задачи включают в себя:
систему знаний о единстве человека, общества и природы;
систему нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций;
умение использовать нормы и правила отношения к природе в реальном поведении;
умение использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней.
2. Воспитательные задачи предусматривают формирование:
потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
убеждений в необходимости сбережения природы;
потребности участия в труде по изучению и охране природы.
Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, организующая процесс формирования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Мною рассматривается экологическое воспитание во внеучебной деятельности, а точнее, в ГПД.
Младший школьный возраст наиболее оптимален для усвоения нравственных норм и ознакомления их с общественной жизнью. Через участие в общественной жизни (общественные акции, общественно полезный труд, школьные и государственные праздники, коллективные творческие дела, забота о природе и т. д.), совместный труд, чтение детских периодических изданий, дети приобщаются к жизни своей страны, познают ту реальную экологическую действительность, которая их окружает.
Поэтому, организуя экологическое воспитание, мы опираемся на психологические особенности младших школьников.
Ребенок 6-9-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции. Он не проникает в сущность природных явлений. Поэтому ознакомление детей с жизнью природы строится на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, принимая участие в работе на пришкольном участке, дети выращивают цветы, овощи, учатся ухаживать за растениями, видят процесс развития декоративных и овощных культур и результаты своего труда.
Необходимо облекать знания о природе в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в группе наглядны, конкретны. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие земля, природа сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому экологическое воспитание начинается с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению - к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша родная земля — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Организуя экологическое воспитание, учитываем и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, неуёмная энергия детей этого возраста предоставляют нам широкие и разнообразные возможности в организации экологического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Важно вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы об окружающем мире. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств выполнения, анализе и оценке результатов. Например, при подготовке к празднику, каждый может высказать свои идеи, принять участие в разработке мероприятия. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности.
Важное место в жизни младших школьников занимает игра. В экологическом воспитании широко используем игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, игровые названия, девизы - все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Глава 2. Методическая система экологического воспитания в ГПД
Методическая система экологического воспитания в ГПД, на мой взгляд, организуется в соответствии с научно-теоретическими представлениями о процессе как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осознание ребенком своих взаимоотношений с миром и себя в мире.
Воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.
Основное назначение воспитывающей среды – дать образец, модель поведения, вовлечь детей в реальные ценностные отношения. Ребенок в силу своей подражательности и узости социального опыта и знаний о явлениях жизни заимствует эти образцы и отношения к миру, как бы создавая себе опору для вхождения в мир. Поэтому мы создаем такую среду, которая способствовала бы экологическому воспитанию учащихся.
Знакомство с жизнью природы и участие в ней расширяет контакты детей с окружающим миром, выводит их за рамки класса, школы. Мы побуждаем детей к постановке вопросов, поощряем их интерес к происходящему вокруг.
Как известно, душа народа в его языке. Поэтому мы считаем, что языковая среда есть важная составляющая воспитывающей среды. Она, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова». «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова...» Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь.
Все наблюдения в природе сопровождались упражнениями детей в описании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учились слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова. В практике своей работы мы также используем данный приём.
Воспитание любви к родному слову немыслимо без хороших книг, без чтения. Поэтому не только на уроках, но в группе продлённого дня необходимо постоянно обращаться к книге, побуждать детей к чтению. Для этого мы используем собственное выразительное чтение, обсуждение прочитанных книг.
Жизнь детей неотделима от природного окружения. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений - все это пробуждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах своего края, своей страны.
Значение личности воспитателя столь велико, что он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразительная, эмоциональная речь учителя усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети, осваивая образцы культурного общения, поднимаются выше в своем языковом развитии.
Задача воспитателя- максимально использовать природное окружение школы для развития мышления детей, для воспитания экологической культуры, для активного взаимодействия с природными объектами.
Формирование экологических знаний, умений и навыков связано с воспитанием чувства эмоционально-положительного отношения к природе, её объектам и явлениям, развитием способности ориентироваться в окружающей природной среде и иметь осознанное представление о её экологических проблемах. Почерпнуть знания дети могут не только из учебника, но и из непосредственного общения с природой. Вот почему особенное значение придается «зелёным урокам» (занятия в природе). «Зелёный урок» отличается от экскурсии тем, что дети не только ведут наблюдение за природным объектом, а выполняют определённое задание. Они расширяют свой кругозор, развивают мышление, устанавливая связи с собственным запасом знаний и увиденным на «зелёном уроке». В ходе такого занятия дети делают пометки в своих записных книжках, выполняют зарисовки, затем зафиксированные записи анализируются и сравниваются. Дети на таких занятиях учатся общению с природой, бережному отношению к ней. Очень часто во время занятия возникает необходимость реальной помощи (подвязать молодое деревце, подкормить птиц и т. д.).
Мы организуем групповое взаимодействие, вводим нормы достойного общения, заботимся о самочувствии каждого ребенка, устанавливаем определенный порядок и дисциплину, вместе с детьми обсуждаем законы (правила) коллективной жизни, осуществляем принцип неприкосновенности личности, создаем условия для развития детей, охраны их здоровья. Кроме того, мы оказываем влияние и на семейную среду, стремимся улучшить ее с целью воспитания и развития ребенка.
Мы считаем, что влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит немаловажным компонентом в воспитывающую среду. Именно в семье происходит социализация личности. А выход семьи за рамки семейных отношений в другие сферы социальной жизни (во время прогулок, поездок, путешествий, походов в музей, театр, в процессе обучения в школе, просмотра телепередач, чтения газет и журналов) формирует в сознании ребенка представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.
Учитывая влияние семейной среды, налаживаем взаимодействие с семьей, организовываем совместную деятельность детей и родителей, привлекаем семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.
Надо учесть, что окружающая среда становится фактором воспитания и личностного формирования только при условии активного взаимодействия личности с этой средой.
Деятельность - активная форма отношения субъекта (ребенка) к объекту (событию, факту, предмету, явлению и т. д.). В процессе деятельности ребенок вовлекается в заботу об окружающей среде.
Важное значение для воспитания ценностного отношения к природе имеет активное участие детей в экологических мероприятиях. Дети не только становятся участниками праздника, но принимают активное участие в разработке сценариев.
Внеучебная деятельность является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся, предполагает закрепление полученных знаний на уроках, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности.
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеурочная работа очень разнообразна:
· индивидуальная работа;
· групповая работа;
· массовые мероприятия.
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Большие возможности для экологического воспитания создает организация различных видов воспитывающей деятельности: социальной, трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной.
Так, в социальной деятельности мы осуществляем ориентацию детей на социальные ценности, воспитываем активную гражданскую позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. Учащиеся знакомятся с жизнью своей страны, ее историей, современным положением, государственным устройством, символикой.
В этой деятельности начинается процесс формирования правовой культуры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.
В познавательной деятельности развивается экологическое сознание детей. В ней происходит познание природных явлений, факторов, вызывающих разрушение природы и т.д. Познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения устных журналов, викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр («Экологический калейдоскоп», «Конкурс пословиц и поговорок», «В гости к Дедушке Морозу» и др.).
На наш взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их экологического сознания и самосознания.
В трудовой деятельности материализуется отношение детей к природе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окружающим людям ценен тем, что является бескорыстным.
Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, уход за комнатными растениями, работа на пришкольном участке, уборка территории - все эти виды трудовой деятельности используются при воспитании экологических чувств детей.
Художественно-эстетическая деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобразительную культуру. Кроме того, включаю детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, художественное слово. Это наиболее близкая детям деятельность, именно в ней ребенок ярче всего проявляет себя.
Считаю, что художественная деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира, активности, непосредственности. Все эти особенности способствуют успеху в данной деятельности.
В художественной деятельности важно, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от общения с искусством, от процесса созидания, активного творчества.
Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. И мы считаем, что этому помогает третий фактор воспитания патриотизма - осмысление мира и себя в этом мире. Назначение этого фактора - осознание ребенком значения (ценности для общества) и личностного смысла (ценности для себя) таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, народ, его культура, страна и др. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощутил себя носителем этих отношений.
Важную роль играет работа кружка «Волшебный карандаш». На занятиях кружка дети не только рисуют, лепят природу, но знакомятся с пейзажами известных художников.
Таким образом, можно сделать вывод, экологическое воспитание будет успешным при соблюдении определенных методических условий.
Оно должно быть теснейшим образом связано с социальным воспитанием. Отношение к родной земле - одно из стержневых отношений, поэтому его формирование встраивается в процесс нравственного воспитания. Воспитание патриотического отношения неразрывно связывается с воспитанием других отношений: к людям, обществу, труду, самому себе. Для младших школьников такое объединение имеет особый смысл, т. к. Родина для него - это, прежде всего, его близкое окружение.
Отсюда можно сформулировать следующее условие: детям должна быть близка и понятна идея Родины как места, где человек родился и вырос, где живут близкие и родные люди, где все знакомо с детства. Она должна быть близка и жизни ребенка: его интересам, потребностям, желаниям и т. д.
По нашему мнению, воздействие, оказываемое на ребенка в процессе патриотического воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.
Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание детей своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.
Следуя возрастным изменениям детей, патриотическое воспитание строится последовательно, поэтапно: постепенно расширяется круг социальных объектов (мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, товарищи, класс, школа, улица, город (село), страна, мир), углубляется понимание патриотизма (быть патриотом - значит любить свою семью, свой дом; быть патриотом значит любить свою школу; быть патриотом - значит любить, беречь, охранять природу родного края; быть патриотом — значит любить и защищать свою Родину), усложняется нравственно-патриотическая деятельность (от заботы о своем маленьком уголке родного края - до участия в серьезных общественно-политических акциях старших школьников).
И последнее. Патриотизм - глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер. «Особенность этого отношения, — пишет Н. Е. Щуркова, — такого глубокого, тонкого и в такой степени скрытого, что сам человек не догадывается о "тепле патриотизма", — о том, что оно не выставляется на общее обозрение, не демонстрируется...»
Считаем, что воспитание столь глубокого и скрытого отношения требует от педагога тонкого, деликатного подхода. Его нельзя насаждать авторитарными методами, прямой пропагандой, которые скорее могут оттолкнуть ребенка от идей, проповедуемых педагогом. В патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребенка.
Глава 3. Формы работы по экологическому воспитанию
Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значение в эффективности образовательной работе с учащимися.
Формы и методы организации экологического воспитания также должен отвечать возрастным требованиям к воспитательной работе с учениками начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
С помощью форм и методов экологического воспитания возможно решение задач экологического образования младших школьников.
Таблица 1
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы
Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).
Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
Выбор форм и методов воспитательной работы зависит от средств экологического воспитания учащихся. Например, натуральные объекты природной среды обеспечивают:
- обучение детей правилам ухода (практические методы);
- наблюдения за развитием и ростом (наглядные).
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: поручения, коллективный труд в природе и др.
Одним из широко используемых методов наблюдение. С помощью наблюдений можно выявить перемены в росте и развитии растений либо при внесении нового растения. Для этого педагогу необходимо подробно рассматривать с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказывать о специфических особенностях ухода за ним, что не всегда можно осуществить в процессе урока.
Многолетняя практика убеждает в эффективности проведения во внеурочное время цикла наблюдений для формирования познавательного интереса к природе.
Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или школьного участка.
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание. В комплексе наблюдений одного цикла у школьников формируются разносторонние и систематизированные знания о растениях или животных.
В ходе наблюдений детям ставятся вопросы, которые стимулируют возникновение поисковой деятельности, например:
- Почему цветок назван иван-да-марья?
- Где можно увидеть кузнечика?
- Как рыбки дышат? И т.д.
При использовании наблюдений необходимы: (по М.Д. Большаковой)
Компактное проведение. Одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. В этом случае содержание каждого следующего наблюдения, «наслаиваясь» на предыдущие, укрепляет (уточняет и дополняет) единую систему знаний об объекте.
Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию при непосредственном рассматривании ими объекта. Вопросы и очень короткие пояснения побуждают их называть увиденное. Отсюда вытекает следующее требование: в каждом конкретном наблюдении должно одновременно участвовать столько детей, сколько может расположиться вокруг объекта (аквариума, клетки с птицей и т. п.), чтобы беспрепятственно его рассматривать. В отдельных случаях, когда наблюдение проводится на прогулке, в нем может участвовать весь класс.
Охват наблюдениями всех детей. Каждое конкретное наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.
Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия. Например, черепаха активна, если ее тело разогрето (рефлектором, солнцем),– можно наблюдать процесс ее питания, способы передвижения.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы».
Показ сказки средствами кукольного театра разворачивает описанную в ней ситуацию, делает ее понятной и эмоционально близкой для детей.
Для реализации задач экологического воспитания требуется подбор разнообразных форм учебного взаимодействия учащихся с воспитателя и объектами природы: эксперимент, экскурсии, театрализованная природоведческая сказка, проектное исследование.
Эксперимент
Так, наблюдая прорастание луковицы, можно поставить луковицу в банку с водой (для наблюдения и за развитием корневой системы), в течение месяца (1 раз неделю – через 7 дней) зарисовывать изменения, происходящие с луковицей.
Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности.
В качестве объектов исследования могут быть ростки овса, которые находились в разных условиях (на свету или в темном месте).
Для формирования представлений о качествах земли, ее структуре, с детьми могут проводиться опыты:
- Почему разные почвы нуждаются в разной степени поливки?
- В три мензурки помещается с грядок разная почва: песчаная, глинистая, чернозем, уплотняется и поливается сверху водой. По тому, с какой скоростью почва пропускает влагу, дети судят о ее особенностях: земля с песком быстрее пропускает влагу, чернозем не так быстро как песок, глинистая хуже всех. Все эти наблюдения обобщаются и выносятся на всеобщее обсуждение для формулировки выводов.
Экскурсии
Экскурсии в природу бывают: вводными; текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими)
На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели луга ».
Обобщающие экскурсии предполагают конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей.
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Проводилась экскурсия «Садовый центр «Новинки»», знакомились с растениями, которые не встречаются в окружающей природе нашего посёлка.
Во время целевых прогулок дети могут наблюдать за живыми объектами, измерять рост растений, фиксировать видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте.
Театрализованная природоведческая сказка
Содержание таких мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Проектная деятельность
Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Учебный исследовательский проект позволяет:
- выделить в работе учащихся цели деятельности;
- сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;
- провести анализ полученных результатов;
- подготовить соответствующий отче т и провести обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Работа в проектной группе требует от учащихся четкого планирования действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкого распределения ролей, т.е. определенного объема заданий для каждого участника с учетом его возможностей при условии тесного взаимодействия с остальными участниками группы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, готовыми к применению.
Таким образом, методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы в группе продлённого дня. Внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности.
Заключение
Младший школьный возраст наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система экологического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
Перечень учебно-методической литературы
Артамонов, В.И. Редкие и исчезающие растения [Текст] / В.И. Артамонова. – М., 2008. – 383с.
Афанасьева Е. Экология не знает границ [Текст] / Е. Афанасьева.- Юный натуралист. – 1999. - №1. – С.30-32.
Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст] /Т.А. Бабанова - Начальная школа. – 2007. - №9. – С. 16-17.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.
Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст] /И.Р. Голубев – М.: Просвещение, 2006. – 192с.
Захлебный, А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.
Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный– М.: Педагогика, 2010. – 184с.
Салеева, Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе [Текст] : Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М.: 1977. – С.14-39.
Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные [Текст]: – М.: Лесная промышленность. -1987. – 48с.
Усова, А.В. Бобров, А.А. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты [Текст]/ А.В. Усова – М.,2003. – 98 с.
Филатова, Л.М. По страницам Красной книги [Текст] // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.