Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников»
Жидиловский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Заворонежской средней общеобразовательной школы
Статья:
«Экологическое воспитание младших школьников»
Автор:
Гурова О. Н.
2023
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». К. Паустовский
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Пришло время, когда обществу нужно изменить свое отношение к природе и сформировать подобающее воспитание и образование нового поколения. Начинать заниматься экологическим воспитанием стоит с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям необходимо заложить основу экологической культуры и развить у детей ответственное отношение к природе. Дети младшего школьного возраста выражают большой познавательный интерес к миру природы, и он может послужить началом в экологическом воспитании на уроках окружающего мира. Интерес – сильный мотив для активности учащихся. Именно в интересе отображается отношение ребенка к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является мотивом формирования бережного отношения к окружающей среде, с другой – его результатом, означающим собой относительную завершенность определенной стадии экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к окружающей среде исходит от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени.
Экологическое воспитание с его нацеленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является основным и обязательным компонентом общеобразовательной подготовки учащихся. Изучение естественных наук увеличивает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, воспитывает внимательное отношение и любовь к природе, формирует основы экологического воспитания.
Особенность младшего школьного возраста в том, что его можно считать, как переходным от периода, когда ведущей деятельностью являлась игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. Игра – наиболее естественный и приятный вид деятельности для младших школьников, формирующий их характер. Вследствие этого можно успешно применять игровые методы обучения при экологическом воспитании, так как они обладают хорошей результативностью, способствуют стимуляции познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, мышления. Игры и игровые элементы дают возможность развивать у учеников различные положительные черты и облегчают понимание преподнесенных проблем и знаний. Игры привносят в уроки эмоциональную черту, делают их живыми, а, значит, и наиболее интересными для детей. Игровые методы обучения содействуют формированию у младших школьников стимула к изучению экологии. Игра как метод экологического воспитания является не только способом развлечения, но и методом, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром.
Экологическое воспитание в младшем школьном возрасте только начинается, часть экологических знаний, полученная в детстве, поможет ребенку ориентироваться в окружающей реальности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической воспитанности.
Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Методы экологического воспитания школьников младших классов можно поделить на две группы:
традиционные;
инновационные.
К традиционным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести следующее: тематические классные часы, беседы, экскурсии, экологические мероприятия и т.д. К инновационным формам экологического воспитания младших школьников можно отнести экологические проекты, исследования, экологические акции (флеш-моб), социальный опрос. Сегодня всё большую популярность приобретают занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок.
Также формы экологического воспитания младших школьников подразделяют на:
массовые – организация праздников, фестивалей и конференций, работа по благоустройству помещений, дворов и другое;
групповые – факультативные занятия в специализированных кружках и секциях, экскурсии, туристические походы;
индивидуальные – деятельность, направленная на подготовку рефератов, докладов, записей о наблюдениях за растительным и животным миром, рисование и другое.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг, и обязанность – заботиться о ней. Ведущие методы экологического образования и воспитания:
наблюдение;
эксперимент;
моделирование;
прогнозирование.
Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:
экскурсии;
уроки с раздаточным материалом;
практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
самостоятельные наблюдения детей.
Педагог должен чётко понимать, какие методы, формы и средства подходят для данного класса, а какие – нет. Ведь всегда нужно помнить, что дети разные, поколения сменяются очень быстро и нельзя использовать одни и те же методы, формы и средства на каждом этапе обучения, во всяком случае, дифференцировать их набор в зависимости от возраста.
Младший школьный возраст – это наиболее удачный период, когда необходимо начинать заниматься экологическим воспитанием для того, чтобы сформировать экологические знания, бережное отношение ко всему живому и ответственное отношение к природе.
Экологическое воспитание младших школьников будет успешным только при условии взаимосвязи различных типах и видах познавательной деятельности обучающихся, то есть при использовании в работе индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работе.
Нельзя забывать и о проблеме практической деятельности. Ведь в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Поэтому очень важно создавать условия, при которых ребёнок сможет реализовать себя в природоохранительной деятельности посильной для младшего школьника.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
Экологическая обстановка и экологические проблемы, которые сейчас остро стоят перед современным миром, ставят перед человечеством важную задачу – сохранить гармонию в природе и спасти её, научив будущее поколение заботиться о ней, то есть поколение экологическому воспитанию, которого будет осуществляться уже начиная с начальной школы.
Конечным результатом экологического воспитания младших школьников является формирование у них основ экологической культуры, компонентами которой являются экологические знания, умения применять их на практике и бережное отношение к природе. Для ее формирования используются различные методы, приемы и формы, технологии обучения и воспитания.Наиболее действенным является проектная внеурочная деятельность. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, занятиях дополнительного образования.
Задача учителей начальных классов – донести до сердец детей то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека. Нравственная цель экологического образования и воспитания – воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.