Духовые инструменты являются важной составной частью, группой, входящей в состав симфонического оркестра. С этой группы я начинаю цикл, посвящённый симфоническому оркестру, а точнее, его инструментам, поскольку ваша активность в запросах на эту тему говорит об интересе. Прежде всего хочу напомнить о существовании двух групп духовых инструментов, которые получили своё название в зависимости от материала, из которого они сделаны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовые инструменты симфонического оркестра»
Группы Духовых инструментов симфонического оркестра! Духовые инструменты являются важной составной частью, группой, входящей в состав симфонического оркестра. С этой группы я начинаю цикл, посвящённый симфоническому оркестру, а точнее, его инструментам, поскольку ваша активность в запросах на эту тему говорит об интересе. Прежде всего хочу напомнить о существовании двух групп духовых инструментов, которые получили своё название в зависимости от материала, из которого они сделаны. Духовые инструменты, которые принято изготавливать из меди, получили название медных инструментов. Те же духовые, которые с древних времён изготавливались из дерева, получили название деревянных духовых инструментов (хотя сегодня они тоже изготавливаются в основном из металла). Медные духовые не всегда изготавливаются из меди. Нередко их делают из латуни, иногда покрывая тонким слоем серебра, а реже они могут быть и из цельного серебра. Основные инструменты, входящие в эту группу: труба (в оркестре от двух до пяти, обычно две-три), валторна (в оркестре их бывает от двух до восьми, но обычно четыре), тромбон (тромбонов в оркестре, как правило, три), туба (обычно одна). Современным медным инструментам в древности предшествовал охотничий рог, а впоследствии военные трубы для сигнала, почтовые рожки, а в Древней Греции предками медных инструментов можно считать фанфары. Поначалу из таких инструментов можно было извлечь только звуки натурального звукоряда. Впоследствии (в 19 веке) был изобретён вентильный механизм, который резко увеличил возможности этих инструментов. Вообще вся основная модернизация духовых инструментов и, соответственно, достижение ими современного, более совершенного звучания, приходится именно на 19 век. Если раньше звук зависел от силы потока воздуха, проходящего через корпус инструмента и положения губ исполнителя, то теперь большую роль играют также вентили, управляемые пальцами. Некоторые медные инструменты (такие, как, например, тромбон) имеют специальную выдвижную трубку «кулису», которую двигают вперёд-назад, меняя таким образом длину воздуха, находящегося в инструменте. От этого зависит высота звука. Деревянные инструменты, как и струнные, в оркестре часто солируют. Со струнной группой они соотносятся в пропорции один к трём или один к четырём. Это связано с тем, что художественные и технические возможности дерева не столь велики. Основные деревянные, входящие в состав симфонического оркестра, следующие: флейта (со своей разновидностью пикколо), гобой, кларнет и фагот. Объём деревянных не превышает 3 октавы, возможности менять силу звука сложно назвать значительными. Они менее подвижны технически, чем струнная группа и, в отличие от неё, не способны извлечь более одного звука одномоментно. Однако, каждый из них имеет свой неповторимый, очень красивый тембр, причём особенно эти тембры «играют» именно в сочетании с другими инструментами. Слушать долгое время один и тот же духовой инструмент порой бывает утомительно, но в ансамбле с другими инструментами или в оркестре они просто незаменимы! Есть у духовой группы инструментов ещё одна интересная особенность, которая нередко «портит кровь» концертмейстерам-пианистам: некоторые духовые являются так называемыми «транспонирующими» инструментами. Это означает, что играют эти инструменты в одной тональности, а запись нот ведётся в совершенно другой, с другими ключевыми знаками. Этот «прикол» имеет своё объяснение. В период создания духовых инструментов они ещё были очень несовершенны и могли играть лишь в тональностях с количеством ключевых знаков не более двух-трёх. Со временем требования оркестра возросли, и возникла необходимость менять возможности духовых в плане расширения тонального охвата. После усовершенствования инструменты получили больше возможностей, однако исполнителям, у которых уже давно установились определённые отношения между движением пальца и нотной записью, оказалось очень сложно поменять свои навыки и привычки. Именно для удобства исполнителей и была сохранена привычная запись нотного текста. И теперь пианистам, при аккомпанементе транспонирующим духовым, приходится разбираться со всеми этими бесконечно разнообразными «ключами До», для того, чтобы адекватно ориентироваться в тексте. Ещё бы! Они же имеют дело только со своей нотной строчкой, а нам приходится держать в голове всю фактуру. Но, как говорится, «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Отнесёмся к этому, как к ещё одному преимуществу: мы сильные, для нас не делают скидки, к нам не подстраиваются, а наоборот, на нас рассчитывают.