Данная работа основана на исследовании исторических фактов доказывающих образование молодой столицы Казахстана - Астаны на месте, где распологался ее древний предок городище Бозок, имеющий статус духовного и политического центра существовавшем более десяти веков назад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.3. Роль города на духовной и политической арене ………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………............……...20
ВВЕДЕНИЕ
Изучая одну из тем предмета «Познание мира», я познакомился с профессией–археолог. Людей всегда интересовало: как становилась цивилизация, как зарождалась та или иная культура, как на пустом месте вырастали села, города и страны, каким был уклад и быт жизни древних людей, наших предков. Человек, исследуя тайны древней жизни, проводил научные исследования, археологические экспедиции, проникая глубоко под землю и под воду. Обнаружив огромное количество археологических захоронений, люди многое узнали о жизни предков всего человечества, опровергли многие исторические факты. А это значит, у нас появилась возможность прикоснуться к истории и дополнить ее новыми фактами.
Так, для меня работа археолога, показалась захватывающей и увлекательной, полной неожиданных и сенсационных открытий. Воодушевленный, я очень захотел испробовать себя на этом поприще, возможно когда-нибудь в будущем, я тоже смогу стать первооткрывателем.
Мой педагог предложила мне работу над проектом: «Городище Бозок». Мне предстояло найти как можно больше информации о нем. Воссоздать его историю происхождения, уклад жизни людей заселявших древний город.
И сейчас, на этих страницах, я хочу осветить всю проделанную работу, которую мы проделали для того, чтобы представить вам «Бозок» - совершенно необычный тип средневекового оседлого городища.
Актуальность и целесообразность
Во-первых, изучение истории Казахстана и жизни заселявших его древних жителей всегда актуальна для любого, кого интересует история нации, народа, уходящая далеко в корни. Во-вторых, при работе с таким материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо история стимулирует образное мышление, прививает духовные ценности. В-третьих, “Городище Бозок” не просто предполагаемый город, а существовавший несколько сотен и десятков лет назад, несший огромное политическое значение, стоявший у истоков зарождения цивилизации в бескрайних степях Казахстана.
Цель работы
Основная цель работы – выяснить, какой след в истории оставила древняя цивилизация; повлияла ли жизнь, традиции и обычаи древних людей, на ценности современного человека.
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо:
Изучить литературу и интернет-ресурсы по данной теме.
Выяснить значение термина «Бозок».
Найти примеры доказательств древней цивилизации, сохранившей историю и традиции современного Казахстана.
Посмотреть видеоматериал по теме своего проекта.
Воссоздать макет древнего города, на основании проведенного исследования.
Написать доклад о Древнем городе существовавшем на месте ныне расположенного г. Астана.
Объект исследования
Древний город «Бозок».
Предмет исследования
Ценность археологических раскопок, переписавших историю древнего Казахстана.
Новизна
На сегодняшний день, конечно, существует множество работ, посвященных истории Казахстана. Однако мы решили изучить этот проект, с целью исследования доказательств возникновения молодой столицы на исторической земле. В ходе исследования выяснилось, что «Городище Бозок» — является прародителем нынешней столицы Казахстана, неся еще с древности огромное духовное и политическое значение. В этом и заключается новизна нашего исследования.
Гипотеза
С помощью изучения истории Древнего Казахстана можно увлечь тех учащихся, которые имеют малую степень мотивации к обучению, а значит выполнить самую важную школьную задачу.
РАЗДЕЛ I
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ГОРОДИЩА «БОЗОК» - ПРОРОДИТЕЛЬНИЦЫ НЫНЕШНЕЙ СТОЛИЦЫ КАЗАХСТАНА
История открытия городища археологом К. Акишевым.
Начиная своё исследование, мы проконсультировались с учителем истории. Что известно об этом городке из учебников? Она рассказала нам, что из учебников истории, Бозок - совершенно необычный тип средневекового оседлого городища, столица древних кыпчаков, с Х по ХIV века – был политическим и духовным центром Сары-Арки.
Воспользовавшись интернет – ресурсами, мы начали многочасовую и многодневную работу по сбору всей информации о нашем проекте.
В первую очередь нас интересовал вопрос: какой археолог сделал это открытие? Городище Бозок было открыто в 1998 г. К.А.Акишевым — руководителем и основателем Ишимской археологической экспедиции.
Кемаль Акишевич Акишев - советский и казахстанский археолог, один из основателей национальной школы, совершивший находку «Золотого человека». Лауреат Государственной премии Казахстана (1982). Доктор исторических наук (1988), член-корреспондент Германского археологического института (1982). Заслуженный деятель науки (1989), лауреат Государственной премии имени Ш. Уалиханова (1966).
К открытию этого города археолог шел не один десяток лет. Будучи еще аспирантом Ленинградского отделения института археологии Академии наук СССР, К. Акишев обнаружил в архивах сведения о том, что в верховьях Ишима, у брода Караоткель, в 1816 году русским топографом Иваном Шангиным был открыт средневековый город, побывавшего в Степном крае по заданию Генерального штаба. Его путевые заметки были опубликованы в 1820 г. [1; 58-147]. Поисками развалин этих городов в 50-70-е годы ХХ в. занимались А.Х.Маргулан и местные краеведы. Однако точное местонахождение таких городов, как Батагай, Бозок не было установлено. Лишь с переносом столицы из Алматы в Целиноград (Акмолинск-Астана) начинается планомерное археологическое обследование Верхнего Приишимья. Раскопки памятника ведутся с 1999 г.
За семь полевых сезонов (1999 - 2006 г.г.) было исследовано более 6 тысяч кв.м. Раскопы были поставлены на всех структурных частях городища. Памятник оказался сложным и неоднослойным. Но к сожалению в 2003году в 79 – летнем возрасте Кемаль Акишев скончался, так и не успев завершить раскопки. Но продолжить эту экспедицию решила Марал Хабдуллина, вдова Кемаля Акишева, возглавляющая сейчас НИИ археологии Евразийского университета, названный именем покойного ученого.
По ее словам, последняя находка ее мужа являлась для него делом государственной важности. В тот год, когда Президент подписал памятный Указ о переносе столицы, перед ним была поставлена такая задача: посмотреть и найти объекты, которые могли бы говорить о древности или хотя бы о какой-то значительной истории данной части Казахстана. Кто ищет, тот всегда найдет. Кемаль Акишев, словно по заказу президента обнаружил памятник доказывающий, что нынешняя столица Казахстана возникла не на пустом месте, а на территории, обжитой человеком еще в глубокой древности.
Марал Хабдуллиной предстояло завершить дело, начатое ее мужем. Раскопки городища продолжились. Все, что было обнаружено в ходе раскопок, потрясло своей исторической значимостью и ценностью. Уже сегодня, мы можем составить полную картину возникновения этого городка. Его географическое месторасположение, духовное и политическое значение для людей того времени.
Реконструкция городка по обнаруженным раскопкам археологического исследования.
Городище Бозок находится на восточном берегу озера Бузукты, расположенного в пойменной долине левого берега р. Ишим, в 5 км юго-западнее брода Караоткель — места традиционной переправы через Ишим. Топоним «Караоткель» упоминается в путевых записках И.П.Шангина —. Топоним сохранился до настоящего времени. Городище расположено в месте, где река Нура, извиваясь, наиболее близко подходит к Ишиму.
Вероятно, не случайно расположение городища оказалось знаковым и на современной карте. Из этого следует, что в появлении города, как и в выборе места обитания нашими далекими, предками особую роль сыграло его срединное положение в центре восточной части евразийского пространства. Это место крайне важно с позиций геостратегического фактора. Здесь пересекается пучок торговых караванных, следовательно, и военно-миграционных путей древнего населения Евразии. Здесь, у брода Караоткель, можно было контролировать и организовывать этот поток.
Руины памятника имеют типично степной облик. Ничего монументального. Невысокие земляные валы (высотой 0,6-1,0 м) окружают ровные поверхности площадок квадратной формы. Конфигурация площадок четко выделяется за счет внутренних рвов. Во рвах фиксируются перемычки проходов. То, что памятник располагается среди болот, спасло его от уничтожения в годы целины. Но первоцелинниками были разобраны кирпичи мавзолеев, руины которых видел И.П.Шангин в начале XIX в. (Фото 1).
Раскопки городища Бозок.
Структурно памятник состоит из четырех частей, занимающих в целом площадь около 40 га. Центральной градообразующей являются три площадки размерами, в среднем, 35х35 м, названные нами «кварталами». Каждый из них обнесен валом и внутренним рвом. Внутри трехчастной композиции находится сакральный центр городища, где открыты основания двух кирпичных мавзолеев, одного минарета, кирпичеобжигательной печи и 11 погребальных сооружений.
В 70 м на север от кварталов расположен комплекс жилищ городища Бозок. В 40 м на юг от центральных кварталов находится некрополь. Здесь раскопан мавзолей, внутри которого была сагана, покрытая ганчем и расписанная полихромным растительным узором. К сожалению, могильная яма оказалась ограбленной. Южнее мавзолея видны могильные холмики позднего времени. Четвертая структурная часть памятника — это ирригационная планировка, окружающая развалы строений городища с востока и севера.
Таким образом, структура города включает две функционально различные единицы: жилищно-производственные строения и погребальные (культовые) объекты. Эти объекты возникли не одновременно. Это было место, куда люди постоянно возвращались в течение столетий, обживали его, достраивали либо хоронили, пристраивая могилы к стоявшим мавзолеям (Рис. 2).
2.Реконструкция городка.
Жизнь древнего города со дня его основания.
В истории Бозока выделяются три периода его функционирования. К самому раннему времени относится центральная часть памятника, состоящая из трех кварталов. Изучение строительных горизонтов северного квартала, содержание и характер заплыва грунта в заполнении рвов, столбовые конструкции, форма и архитектура оборонительных укреплений позволяют предположить, что эти «кварталы» были построены в раннем средневековье в VIII-IX вв.
Городище Бозок — первый масштабно исследованный средневековый памятник степной зоны Казахстана. Открытие и раскопки городища ставят перед нами вопросы этнической принадлежности тех племен, которые в раннем средневековье заселили степи Казахстана.
Раннее средневековье — VI-IX вв. — время проникновения на территорию Казахстана тюркоязычных и монголоязычных племен. По письменным источникам эта территория была местом расселения огузов, кипчаков, куманов, йемеков. Правобережье Иртыша осваивают кимаки, Приаралье и Сыр-Дарью — огузы (гузы). Сарыарка стала родиной кыпчаков.
Появление этого этноса в степях Сарыарки связано с бурными политическими событиями, истоки которых уводят в Центральную Азию и касаются истории Тюркских каганатов.
Городище Бозок является одной из первых ставок кыпчаков на пути освоения ими евразийского пространства и превращения Сарыарки в домен Кипчакского ханства.
Первая волна тюркоязычных кочевников, осваивавших неизвестные им просторы Евразии, судя по множеству аналогий, выбирала для обитания пойменные болотистые места, имевшие природные защитные свойства. Этим выбором достигалось сразу два важных условия: обеспечение безопасности и занятие земледелием. Обжитая территория с запада ограничена берегом озера Бузукты, с востока — системой болот, с юга территория городища ограничена искусственным каналом, прорытым от южной кромки озера в восточном направлении. В целом система искусственных водотоков и естественных водоемов окружает территорию городища общей площадью 1,3 х 0,4 км.
Кыпчаки, проникшие в Верхнее Приишимье, построили три квадратной формы площадки — «кварталы». Кварталы примыкают друг к другу, но каждый отдельно огражден рвом и валом. Кварталы смещены относительно друг друга и композиционно имеют вид трехлепесткового цветка. Размеры кварталов примерно одинаковы: 35х35 м. Современная высота валов достигает 1 м, ширина основания 10-15 м. Каждый квартал огражден внутренним рвом шириной 3 м, глубиной 0,5-1,0 м. Кварталы соединены проходами. Северный имеет один проход, южный — два. Из восточного квартала можно было пройти в северный, южный кварталы и выйти на север, за пределы центральной градообразующей части.
В центральной части, на стыке всех трех кварталов, возвышается площадка прямоугольной формы, вытянутая с запада на восток. Размеры ее 60х20 м, высота 2,0 м. Как выяснилось в процессе раскопок, это возвышение, господствующее над другими сооружениями, являлось сакральным центром городища. Здесь стояли мавзолеи, минарет, здесь проводились религиозные церемонии и обряды.
В чем смысл именно такой планировки центральной градообразующей части городища Бозок? Почему были построены именно три квадратные площадки? Разгадка смысла такой композиции связана с определением даты городища.
В датировке памятника особую роль играет семантика планиграфии этой трехчастной композиции и этимология слова «Бозок». Эти два факта переплетены между собой.
Среди известных сегодня средневековых городищ Евразии нет памятника, имеющего такую форму трехчастной композиции в размещении градообразующих строений. Но именно эта планиграфия имеет особый смысл и является кодом, оставленным нам его строителями. Для кочевых ставок и резиденций правителей тюрко — и монголоязычных кочевников с глубокой древности было характерно особое пространственное размещение. Ни один военачальник или аристократ не имел права ставить юрту, пока не будет установлен центр — орду. И лишь после этого начиналось размещение свиты согласно рангу и социальному статусу. Ставка делилась на три части: центр — орду, правое крыло — учук, левое — бузук. Такой же принцип был заложен в административном делении древних и средневековых государств: восточные владения назывались бузук, западные — учук, центр — орду. Отсюда федеративное деление Казахского ханства на три жуза, отсюда названия: Ак Орда, Кок Орда, Золотая Орда.
Вне сомнения, в семантике пространственного размещения «кварталов» городища Бозок заложен смысл трехчастного деления древних резиденций кочевых племен. Удивительно, что, несмотря на бурные события тысячелетней истории Великой Степи, древнетюркские термины сохранились в народной памяти и остались в топонимике. В нашем случае — это название озера «Бузукты», зафиксированное на крупномасштабных картах Целиноградского района. Именно по названию озера и этимологии слова «бозок» мы назвали наш археологический памятник — городище Бозок.
РАЗДЕЛ II
НЕОЖИДАННАЯ И УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МОЛОДОЙ СТОЛИЦЫ.
2.1. Символическое название городка
Бозок — тюрко-огузский термин, название восточной части административной структуры древнетюркских государств. По смысловому содержанию тюрко-огузский термин бузук может означать— проникающая, разрушающая стрела (буз ок), если же произносить боз ок, то — светлая стрела.
В архитектуре городища Бозок память о героической эпохе тюркских каганатов сохранилась в необычной планировке оборонительных сооружений: внутренний ров и внешний вал. Такая конструкция находит аналогии в княжеских поминальных оградках древнетюркской эпохи. В VI-VIII вв. на территории Монголии знатным тюркам строили поминальные «храмы», имеющие сегодня вид прямоугольных оградок, обнесенных внутренним рвом и внешним валом [6]. Эта аналогия - еще один факт в пользу ранней даты появления кыпчакской ставки в пойме Ишима. В топографии, планировке, архитектуре — во всем присутствует «древнетюркский шлейф» памяти об исторической родине.
За годы раскопок исследована архитектура этих оборонительных укреплений. Каждый квартал окружен рвом шириной 3-5 м, глубиной 2,0-3,0 м. Глина изо рва укладывалась наружу. Из нее формовали сырцовые кирпичи и строили крепостную стену. Стена в древности имела ширину основания 8 м, ширину верха 5 м, высоту 2-3 м. Между стенкой и рвом оставалась незастроенная полоса шириной 1,5-2,0 м — обходная галерея. Во рву оставлены перемычки проходов. Нами исследована конструкция прохода в северный квартал. Ширина ворот была 2,3 м.
Прошли века. Это место было оставлено его первопоселенцами. Второй этап в истории Бозока приходится на период усиления в степях Казахстана Кипчакского ханства (Х-XII вв.). В этот период кипчаки очистили заново рвы, подсыпали внутренние площадки глиной, построили на них наземные дома из глиняных кирпичей и дерева. В центре площадок стояли юрты. Основания их были открыты нами в процессе раскопок. Они досыпали пространство между площадками («кварталами»), подняли его и на его поверхности построили первые мавзолеи и минарет. В этом нет ничего удивительного, так как с глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков. И до настоящего времени сохранилась эта традиция (например, мавзолей Ходжа Ахмета Ясави и г. Туркестан; Кремль и Москва).
Вокруг поселения жители заложили огороды и посевы, создав продуманную систему ирригационных сооружений. Она сохранилась в виде арыков, каналов, окружающих ныне руины городища.
В северной части городища Бозок раскопано 4 дома земляночного типа. Жилища состоят из 2-4 помещений, расположенных в ряд и объединенных общим коридором. Площадь комнат 9-12 кв.м. Между комнатами оставлены глиняные перегородки толщиной 0,9 м. Глубина землянок 1,5-1,8 м. Сверху вдоль котлована настраивались стены шириной 2,0-2,5 м. Высота стен над землей вместе с крышей достигала 1 м. Таким образом, общая высота жилого пространства могла равняться 2,5-3,0 м. Дома были пристроены впритык друг к другу и представляли единый массив.
Жилища имели узкие входы, от дверных проемов сохранились основания деревянных столбов. Кровля, вероятно, была плоской. В ее перекрытии использовали жерди, сверху могли закрывать камышовыми матами, обмазать озерным илом. При высыхании ил становился прочным и водонепроницаемым. Комнаты освещались люками, оставленными в крыше. Люки одновременно являлись дымовыми отверстиями.
Время сооружения жилищ уточняет кирпичная погребальная постройка (мазар), содержавшая 4 могилы. Мазар построен на руинах домов и перекрывает оплывшие стены жилищ № 1 и 2. В двух могилах погребального сооружения найдены вещи конца XIII - начала XIV вв. Следовательно, к концу ХШ в. дома были уже заброшены.
Третий этап освоения этого места начинается в золотоордынскую эпоху (XIII-XIV вв.) и продолжается до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра и становятся местом погребения для элиты Нура-Ишимского региона. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней. На городище Бозок исследованы остатки пяти мавзолеев, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Рядом с мавзолеями открыты кирпичеобжигательные печи.
2.2. Коллекция археологических находок.
Всего за годы работ на городище Бозок раскопано 52 погребения. 12 из них содержат вещи, которые позволяют определить время их захоронения в пределах X-XIV вв. Остальные погребения совершены по мусульманским канонам, без вещей, головой на запад, лицом на юг, в сторону Мекки.
Яркой является группа грунтовых погребений (5) золотоордынского времени. Все они найдены случайно при раскопках различных сооружений городища. Их стратиграфическое положение свидетельствует, что эти погребения были сделаны тайно и уже после того, как территория городища была оставлена его обитателями. Над их могилами нет никаких наземных сооружений. Все эти могилы содержат погребения воинов в полной боевой экипировке. Рядом с ними найдены берестяные колчаны с железными наконечниками стрел, железные ножи, железные удила, стремя. В одном из погребений на лицевой части черепа сохранились остатки кожаной маски, в ногах были поставлены железные котлы. Погребения с такими вещами относятся к категории княжеских могил кыпчаков (Фото 3).
3.Глиняная посуда.
Среди этой группы княжеских погребений есть и погребение женщины, которая тоже захоронена с предметами вооружения. Ее могила расположена прямо у входа в южный квартал. Уже этот факт свидетельствует, что городище было заброшено. У подошвы вала, окружавшего южный квартал, была выкопана могила глубиной 1,5 м. На дно ее опущен деревянный гроб с умершей. Верх гроба закрыт шелковой тканью, от которой остался тлен фиолетового цвета и видно, что ткань была задрапирована складками и скреплена костяными «пронизками». В гробу головой на север похоронена женщина, богато одетая, в красивом головном уборе. До археологов дошли только металлические, глиняные и костяные вещи и украшения, но даже по ним мы можем реконструировать обряд погребения. На запястья рук были надеты серебряные браслеты. Правая кисть прикрывала серебряную чашу. Слева у пояса висел железный кинжал в деревянных ножнах. Рядом с кинжалом находилась железная пика. В ногах вне гроба были положены железные удила. От головного убора сохранился фрагмент берестяного цилиндра с налипшими раковинами каури. С двух сторон черепа найдены серебряные сережки в виде знака вопроса с полыми подвесками на концах. У височных костей расчищены скопления речного жемчуга. Жемчуг нанизан на шелковую нить. С каждой стороны черепа обнаружено по 400 жемчужных бисеринок. Когда-то они украшали головной убор умершей. Некоторые участки скоплений жемчуга сохранили ромбовидную форму, по ним мы реконструировали подвески головного убора, описанного ниже. На шее у женщины была нитка бус. Среди них есть мелкие серебряные бусины, есть и жемчужные. Основная часть — это бусы из особого состава обожженной глины, покрытой голубой глазурью. В центре висела подвеска длиной 2 см в виде клюва пеликана, рядом находились бусы в виде фигурок птиц. По определению антропологов, женщина умерла в возрасте примерно 50 лет (Фото 4,5).
4. Воительница.
Украшения.
Одно это погребение и сопровождающие женщину вещи раскрывают многие стороны истории и культуры племен, живших в районе Астаны в XIII-XIV вв. Не вызывает сомнения высокий социальный статус погребенной здесь женщины. В ее могилу была поставлена серебряная чаша, сама она имела серебряные украшения. Головной убор был богато украшен жемчугом. Она была не только хранительницей очага, но наравне с мужчинами участвовала в боях. Судя по кинжалу и пике, она была не рядовым воином, а выполняла руководящие функции. Жемчуг и раковины каури были доставлены из дальних стран, возможно, во время далеких походов. Бусы в виде водоплавающих птиц говорят о культе воды и культе птицы, образ которой был излюбленным мотивом украшения тюркоязычных и финно-угорских народов. По вещам погребение женщины датируется концом ХШ в.
На городище Бозок открыто 40 мусульманских погребений. 15 из них сконцентрировано на центральной площадке, возведенной между тремя кварталами. Из большого числа требований ортодоксального ислама наибольшее распространение в Золотой Орде получили два условия. Мусульмане должны хоронить правоверных:
1) без вещей,
2) лицом на юг, в сторону кыблы (Мекки), с небольшим разворотом туловища на правый бок.
Могила должна иметь перекрытие из дерева или сырцовых кирпичей [8]. Далеко не все мусульманские погребения городища Бозок выдерживают эти правила. Даже погребенные в мавзолеях лежат лицом вверх и сопровождаются наконечниками стрел. В могилах, обнесенных оградками, найдены остатки жертвенной пищи в виде скелетов баранов, черепов лошадей. Это связано с тем, как отмечают исследователи, что ислам в Степи воспринял и сохранил многие языческие культы. И главным для правящей верхушки было то, что население Золотой Орды считало себя мусульманами, платило зякет и выполняло некоторые предписания ислама.
На территории городища Бозок зафиксированы все типы могил, которые встречаются обычно на мусульманских городских некрополях XII-XIV вв. Это захоронения в подбоях, устья которых закрыты обожженным кирпичом, кирпичные склепы различной конструкции, ямы с заплечиками — щель (шакк или хуфра), на заплечиках — перекрытия из дерева. Зачастую умершие лежат в дощатых гробовищах. Встречаются ямы, сочетающие в оформлении стен и дерево и кирпич одновременно. Возможно, часть открытых могил относится к Х-ХП вв.
Третий этап имеет бесспорную датировку по вещевым комплексам погребений конца ХШ-XIV вв., в которых найдены предметы вооружения, конской узды, предметы украшений. В одной из могил встречена серебряная монета, которая, по определению нумизмата Р.З.Бурнашевой, была выпущена в 1321 г.
2.3. Роль города на духовной и политической арене.
Таким образом, после того, как место было покинуто его первыми обитателями, территория военной ставки в течение многих последующих веков являлась сакральным культовым центром Нура-Ишимского междуречья. Здесь кроме жилых и производственных конструкций, открыты мавзолеи, мазары, погребальные оградки из сырцового кирпича. Раскопаны грунтовые захоронения золотоордынского времени XIII-XIV вв. Самые поздние погребения, возможно, относятся к XVII-ХVIII вв. На южной окраине археологического памятника расположены руины казахских зимовок ХVIII-ХЬХ вв. Дата установлена по фрагментам Кузнецкого фарфора.
Городище Бозок имеет уникальное значение для столицы Казахстана, как подтверждение его древних истоков. Появление более тысячи лет назад военной ставки на месте современной Астаны обусловлено геостратегическим фактором — возможностью контроля над караванными маршрутами Степного Шелкового пути. Городище Бозок, судя по концентрации на его территории мавзолеев, являлось духовным центром средневекового населения Нура-Ишимского региона.
В настоящее время археологический объект оказался в зоне столичной застройки. По генплану г. Астаны за озером Бузукты проходит внешнее объездное кольцо столицы. Будущий диаметр города 32 км. Территория памятника оказалась на главной оси города и удачно вписалась в архитектурную трактовку застройки: прошлое (Бозок), настоящее (центральная площадь с Ак-Ордой), будущее (университетскийгородок).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подобрав весь видео и фотоматериал нашего проекта, мы решили сделать макет реконструированного городка. Теперь, после тщательного изучения нами данного материала, мы точно знали как он застраивался, какую функцию несла та или иная часть этого городища, в какой его части были святыни, мавзолеи и минареты, что служило для него укреплением. Мы точно прожили жизнь наших предков, заселявших этот древний город.
Мы убедились, что многие обряды и традиции наша народность сохранила со времен древней цивилизации. А это значит, что у нашей культуры тоже есть своя история. Она выдержана веками и соблюдается с особым трепетом. А самое главное, мы узнали какую ценность несет та земля, на которой расположилась наша нынешняя, молодая столица нашей республики. Что ее история тоже уходит далеко в прошлое, древнее время. Теперь, мы точно можем сказать, что наша столица застраивалась не на пустой, распаханной целине, а является дочерью некогда царствующего здесь государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шангин И.П. Дневные записки путешествия в степи киргиз-кайсаков Средней Орды // Астана. История столицы и края XVII-XIX вв. — Астана: Фолиант, 2006. — С. 406.
2. Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. — Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1989. — С. 293.
3. Толстов С.П. Города гузов (историко-этнографические этюды) // СЭ, 1947. — № 3. — С. 55-102.
4. МагомедовМ.Г. Образование Хазарского каганата. — М.: Наука, 1983. — С. 225.
5. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. — М.: Наука, 1978. — С. 172.
6. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. — М.: Государственный музей Востока, 1996. — С. 27-55.
7. Хозяйство казахов на рубеже XIX-XX вв.: Материалы к историко-этнографическому атласу. — Алма-Ата: «Наука» Казахской ССР, 1980. — С. 160.
8. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII в. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1986 — С. 44-45.