Просмотр содержимого документа
«Доклад "Самообразование учителя"»
Самообразование учителя
как необходимое условие профессиональной деятельности молодого педагога
Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д.Ушинский
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Условия продуктивности самообразования:
*потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
*понимание как позитивных, так и негативных моментов профессиональной деятельности;
*признание своего несовершенства, а следовательно открытость для изменений;
*педагогическая рефлексия;
*включение в исследовательскую, поисковую деятельность;
*взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Классификация стадий профессионального роста учителя:
*стадия «выживания» - на первом году работы в школе;
*стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
*стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
*Ежедневная работа с информацией.
*Желание творчества.
*Стремительный рост современной науки.
*Изменения, происходящие в жизни общества.
*Конкуренция.
*Общественное мнение.
*Материальное стимулирование.
*Интерес. Учиться просто интересно.
Общие направления самообразования:
*профессиональное (предмет преподавания);
*психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
*психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
*методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
*правовое;
*эстетическое (гуманитарное);
*историческое;
*иностранные языки;
*политическое;
*информационно-компьютерные технологии;
*охрана здоровья;
*интересы и хобби…
Формы самообразования:
*Индивидуальная (предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня);
*Коллективная (направленная на активное участие группы педагогов в методической работе)
Формы организации самообразования
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
*Получение второго высшего образования или второй специальности.
*Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
*Индивидуальная работа по самообразованию
*Сетевые педагогические сообщества
Основные методы самообразования:
*самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
*участие во всех формах методической работы;
*изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе образования;
*взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
*анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
*разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов,
*подготовка рефератов, методических материалов, докладов, лекции т. д.
Источники самообразования:
*телевидение;
*газеты, журналы;
*литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
*Интернет;
*видео, аудио информация на различных носителях;
*семинары и конференции;
*мастер-классы;
*мероприятия по обмену опытом;
*экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
*курсы повышения квалификации;
*вебинары.
Результаты самообразования:
*повышение качества преподавания предмета;
*разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии;
*разработка новых форм, методов и приемов обучения;
Структура личного творческого плана педагога по самообразованию
*перечень литературы, которую планируется изучить;
*формы самообразования;
*срок завершения работы; предполагаемые результаты
Технология организации самообразования
1 этап – установочный.
2 этап – обучающий.
3 этап – практический.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
5 этап – итогово-контрольный.
Самообразование становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой оно является объектом рефлексии.
Самообразование как профессиональный рост педагога становятся основой для эффективного педагогического труда и помогает значительно повысить качество образования в школе.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Доклад по теме самообразования учителя русского языка и литературы "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы""
["seo_title"] => string(80) "doklad_po_teme_samoobrazovaniia_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatury_ispolzova"
["file_id"] => string(6) "534025"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1577683121"
}
}