Просмотр содержимого документа
«Доклад «Русский язык в начальных классах: особенности проведения русского языка в начальных классах»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Парцинская основная общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Доклад
«Русский язык в начальных классах: особенности проведения русского языка в начальных классах»
Подготовила
учитель начальных классов
Девятаева Т. С.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Современный урок русского языка: во- первых, ни в коем случае нельзя представить себе, как урок, на котором ученики работают только фронтально: пристопроцентной фронтальной работе мы получаем безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны преобладать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима).
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В своём выступлении я остановлюсь более конкретно о формировании УУД на уроках русского языка.
Структура урока
Итак, оргмомент. Каким он может быть?
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.
Чтобы тему урока называли дети сами нужно еѐ «спрятать» можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее слово» и скороговорки. Показываем детям запись на экране или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить.
Примет, «Какие звуки повторяются в скороговорке? Гласные или согласные? – Что общего у этих звуков (обозначают шипящие согласные)» Дети определяют тему урока и самостоятельно ставят перед собой цель.
Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
Следующий этап — актуализация опорных знаний и их коррекция Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний недостаточно.
Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им недостаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока)
Обязательно уделяется внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл!
Не нужно отодвигать мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Например,
Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь контролирует их по степени сложности.
Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, на физминутке можно отработать правописание, я произношу слова. Если встречается буквосочетание жи-ши- присаживаются мальчики. Ча-ща – девочки, если нет этих орфограмм, то хлопаем в ладоши. Или, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» — дети делают прыжки, если «о» — хлопки и т.д. После хорошего отдыха предлагаем самое трудное
задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, учебником, или у нас есть диски к уроку, на которых ребята используют и закрепляют те знания, которые получили на уроке, а также могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, и т.д.) — а это одно из познавательных УУД.
Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и нагляднообразном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Не следует прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно.
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложитьразноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. Адополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности.
Приведу пример.
Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся идеятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Расскажу дома, что …
Урок дал мне для жизни…
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам и на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}