kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Речевой этикет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в обществе, поэтому так или иначе зависим от него и от людей, которые нас окружают. Чтобы нам жилось, как можно комфортнее, нужно научиться жить в ладу со всеми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Речевой этикет"»

Доклад на родительском собрании на тему «Речевой этикет»

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет.


Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.

Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.


Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь,

читаете – все это для ребенка имеет большое значение»

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.


Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.

Мы живем в обществе, поэтому так или иначе зависим от него и от людей, которые нас окружают. Чтобы нам жилось как можно комфортнее, нужно научиться жить в ладу со всеми, кто находится рядом с нами, а также уметь ориентироваться в любой ситуации, ведя себя со всеми вежливо и корректно.

Для этого и существует этикет.

Формы этикета:

Речевой (словесное выражение уважения к людям)

Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям)

Разновидности этикета:

Деловой Служебный Семейный Столовый Гостевой Подарочный Танцевальный Этикет телефонного разговора Этикет в общественных местах

Нередко родители называют своего сына или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но у него притупляется свойственное школьникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.

Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами.

Понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетика, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. Важными знаками в окружающей человека среде является выражение лиц людей. Вот что об этом пишет В.Солоухин “А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.

Этикет играет огромную роль в воспитании детей. Благодаря привитым с детства правилам, они вырастают вежливыми, и понимают, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Вся сложность состоит лишь в том, что ребенку все правила необходимо правильно преподнести.

Познакомив детей с теми или иными правилами на уроках , закрепляем их через игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. Дети учатся, как можно встретить гостей, учились здороваться, прощаться, благодарить. За выполненные правила ребенка следует хвалить, чтобы закрепить его успех.

Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Читая сказку К. Чуковского “Мойдодыр” дети переживали за мальчика, на которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным и неумытым. Были прочитаны сказки К.Чуковского “Федорино горе” и другие. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.



Речевой этикет для детей

Ребенку необходимо прививать уважение к старшим и научить его выражать уважение вербально. Например, первым здороваться с взрослыми, ко взрослым следует обращаться на «Вы», за исключением близких родственников, не влезать в разговоры старших, обязательно прощаться с ними. Впрочем, уважение в рамках общения он обязан проявлять не только к старшим, но и к ровесникам, и к детям младше себя.

Ребенок должен знать такие слова благодарности, как спасибо и пожалуйста. Если он в чем-то провинился, он должен извиниться перед теми, кого обидел.



Не забывайте о чувстве юмора.
ДОРИФМУЙ.  не оканчивая фразу, родители добавляют нужные слова в конце строки.

В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще… (здравствуйте)

Нужно знать, как дважды два
Все… (волшебные слова)

В день не бойся раз до ста
Говорить… (пожалуйста).


У вежливых и воспитанных родителей редко вырастают грубые дети. Следите за своей речью, меньше одергивайте ребенка. Вместо «Надень куртку!» говорите «Надень, пожалуйста, куртку», не забывайте говорить ребенку «Спасибо», он ведь тоже личность



И главное! Родители, соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш ребёнок вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.




















Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах, а иногда и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

Итак, у меня зазвонил телефон...

Телефонный разговор тоже имеет свою специфику и особые речевые формулы.

  1. Послушаем диалог.

«Почему обиделась мама?»

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Маша: Да так, знакомая. А где Катя?

Мама: Её нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.



Обсуждение ошибок.

  • Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».

  • После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.

  • Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.

  • Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.

  • Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.



Работа над ошибками.



Мама: Алло. Слушаю вас.

Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.

Мама: Здравствуйте, я вас слушаю.

Маша: Можно пригласить вашу дочь к телефону?

Мама: К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?

Маша: Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?

Мама: Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.

Маша: Спасибо. Я обязательно перезвоню.



Напомним несколько важных правил разговора по телефону.

- Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.

  • Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).

  • Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.

  • Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

  • Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.

  • На работе говорите по телефону коротко.

  • Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.

  • Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.

  • Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.

  • По правилам русского речевого этикета абонент, которому звонят, может себя не называть.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Доклад "Речевой этикет"

Автор: Алимардонова Лязат Жаксылыковна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Доклад "Речевое взаимодействие учащихся на уроках английского языка""
    ["seo_title"] => string(75) "doklad_rechevoe_vzaimodeistvie_uchashchikhsia_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "604456"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649442027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства