Доклад по теме: «Преемственность между начальной и средней школами»
Доклад по теме: «Преемственность между начальной и средней школами»
Вопрос о преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым. Однако, не смотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на наш взгляд, несколько.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей : они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода : физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Преемственность между начальной и средней школами»»
Доклад по теме:
«Преемственностьмежду начальнойи средней школами»
Подготовила :
учитель нач кл
школы-лицей
ШалдыбаеваГ.Т
2015 год
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей , родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием , но зачастую и очень проблемным . Вопрос о преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым . Однако , не смотря на многочисленные обсуждения этой проблемы , практика ее решения пока далека от теории . Причин такой ситуации , на наш взгляд , несколько . Приход в среднюю школу , как известно , совпадает с началом «переходного» возраста у детей : они становятся младшими подростками . Психологически это начало кризисного периода : физиологического созревания , переоценки моральных ценностей , смены ведущей деятельности . Кроме того , по данным психологических исследований , у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности , связанный с новыми ожиданиями . Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых . Готовы ли к этому учителя и родители ? Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни ,но и волевые усилия взрослых для их преодоления . Именно это , как показывает практика , дети встречают значительно реже . Важнейшей причиной трудностей , обуславливающих переход в среднюю школу , является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности . Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе . Однако , кроме объективной новизны ситуации обучения , характерной для 1 и 5 классов , в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор : отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой . В частности , по следующим аспектам : 1. взаимодействие программ обучения (зачастую , класс , который обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу , возвращаются к традиционной и учатся по учебникам , изданным еще до того , как дети поступили в начальную школу )2. преемственность форм и методов обучения : темпа , объема и уровня изложения предметного материала , а также требований к качеству его оформления . Уровень изложения знаний в средней школе , конечно , значительно отличается (по различным параметрам) от того , который принят в начальной школе . Поэтому нельзя забывать , что дети , перешедшие в 5 класс , должны адаптироваться к новым условиям деятельности : к индивидуальному стилю учителя , к более быстрому темпу работы , к правилам выполнения новых заданий и т . д .3. и , наконец , единство ( точнее , его отсутствие ) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних . Не секрет , что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий . И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения .Учителя – предметники подчас не имеют возможности ( или желания ) учесть индивидуальные особенности учащегося ( темп деятельности , тип мышления , специфику восприятия и т.д.) , которые влияют , особенно вначале , на качество обучения . Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности . Поэтому учитель средней школы при оценивании ориентируются , прежде всего , на результат его деятельности , без учета тех индивидуальных особенностей , которые могли к нему привести , в то время , как в начальных классах ( как правило ) оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.Любой учитель понимает , что инертный , медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя : «Ты не успел , значит , не сделал» . Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать , что личностно – гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения , а средняя школа не имеет к этому никакого отношения . Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка в среднюю школу . Критерии «объективности» в данном случае различны .Естественно , что относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет . Однако общественная необходимость развития образования , ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие , выявила дисбаланс , рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы , особенно начального и среднего звена .Решение этой проблемы , важной как для детей , так и для взрослых, некоторые образовательные учреждения пытаются найти своими силами , до сих пор не зная , существует ли государственная программа обеспечения преемственности различных ступеней школьного образования. Если нет, то почему , если да , то в чем заключаются реальные шаги ее реализации ?В некоторых школах города и области практикуют такую форму сотрудничества учителей начального и среднего звена, школьных психологов и администрации учреждения, как школьный консилиум, который собирается обычно 2 раза в год. Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей – предметников, принимающих эти классы, по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой к концу обучения детей в начальном звене проводится комплексная диагностика интеллектуально – личностно – деятельных характеристик каждого ребенка, переходящего в 5 класс. По итогам такой диагностики психолог совместно с учителем начальной школы составляют подробную психолого – педагогическую характеристику ( в некоторых школах – карту) на ребенка. На консилиуме обсуждаются не только индивидуально – психические особенности будущих пятиклассников, которые требуют к себе повышенного внимания в средней школе, но также формы и методы работы с детьми данного класса, его специфика как детского коллектива ; определяются принципы дифференцированного обучения. В рамках этого сотрудничества проводятся и уроки, на которых в начальной школе присутствуют (или даже проводят) учителя среднего звена , имея , таким образом , возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такая практика продолжается. Данная форма сотрудничества разных ступеней школьного образования позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, предпринимаемые, в частности, в Москве , несомненно, способствуют продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогают детям, учителям и родителям преодолевать трудности переходного периода. Практическая реализация преемственности находится в начале пути. Те способы ее решения, которые предполагаются школами, имеют хороший потенциал развития, поскольку реальная работа в этом направлении подсказывает и диапазон методов решения этой важной задачи. Понятно, что данная проблема не является внутришкольной, поскольку касается личности растущего человека. Поэтому учителя готовы к творческому сотрудничеству с психологами, социальными педагогами, специалистами других направлений для реального комплексного взаимодействия при решении многих аспектов проблемы преемственности школьного образования. n Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса. На основе этих моментов мы составили программу преемственности в своей школе и выделили основные направления деятельности по решению данного вопроса. Здесь мы уделяем большое внимание подбору классного руководителя 5 классов. Начиная с января, уроки в начальной школе посещают учителя-предметники и будущий классный руководитель. Совместно с учителем начальных классов они проводят ряд совместных мероприятий: классные часы, праздники, поездки. Учителя – предметники не только посещают уроки, но и проводят срезы знаний, сами их оценивают (2 не ставятся, положительные оценки по желанию ребят выставляются в журнал и дневник). Проходят совместные родительские собрания. Вы знаете, что чаще всего классными руководителями 5 классов становятся учителя, выпустившие 9 или11 класс. А им тяжело перестроиться сразу на младших школьников. Мы разработали и раздаем каждому классному руководителю «Памятку»
Памятка классному руководителю 5 класса. 1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом. С первых дней обучения в 5 классе организуйте работу ученического актива.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопеда.Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе. Вместе с памяткой каждый классный руководитель 5 класса получает «Характеристику класса» Характеристика классного коллектива (в помощь учителю 5 класса). 1.Класс Ф.И.О. учителя начальных классов 2.Количество уч-ся в классе: мальчиков ,девочек . 3.Возрастной состав: 9лет , 10лет , 11 лет . 4.Физическое и психическое здоровье детей (кол-во пропусков в учебном году). 5.Социальный статус класса: образование родителей, материально-бытовые условия семей, состав семей (полные, неполные, многодетные). 6.Уровень ЗУН уч-ся на протяжении всего обучения в начальной школе: «5»- фамилии, «4 и5» ; слабоуспевающие. 7.Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельных учащихся. 8.Особенности организации воспитательной работы с уч-ся, уровень культуры классного коллектива и отдельных уч-ся. 9.Работа с родителями: формы организации, актив, неблагополучные семьи. 10.Прогнозируемые результаты в 5 классе, проблемы преемственности. В сентябре каждый учащийся 5 класса принимает участие в анкетировании. Дети пишут мини-сочинение «Я – пятиклассник», где затрагиваются 2 вопроса: n что тебе нравится в 5 классе; n какие трудности у тебя возникли. Проанализировав сочинения детей, делаем выводы для себя. В 5 классе учителя начальных классов посещают уроки учителей-предметников; контрольные работы по итогам повторения мы проводим только по текстам итоговых контрольных работ 4 классов. Итоги всей работы мы подводим на совещании при директоре и доводим их до сведения всех учителей на педсовете. Конечно, в идеальном варианте было бы, чтобы учитель начальных классов оставался бы классным руководителем еще и 5 классе или вел какой-нибудь урок. У нас был и есть сейчас опыт такой работы. Дети легче переносят переход в 5 класс. Думаю, что в каждой школе есть свой немалый опыт работы по преемственности. Учителя постоянно общаются со своими выпускниками и их родителями. И учитель начальной школы всегда останется ПЕРВЫМ учителем. Успехов Вам, коллеги в нашем нелегком труде!
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}