Доклад "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Доклад "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Проблема формирования и развития познавательной деятельности обучающихся является актуальной, поскольку в познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя. Особую значимость данная проблема приобретает в начальной школе, т.к. в этот период происходит смена ведущего вида деятельности от игровой к учебной, и интенсивное развитие всех мыслительных процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация проектной деятельности в начальной школе"»
МБОУ Болтинская ОШ
ШМО
ДОКЛАД
Тема: «Формирование познавательной деятельности младших школьников»
Выполнила:
учитель начальных классов
Ильина Е. А.
2017 г.
Проблема формирования и развития познавательной деятельности обучающихся является актуальной, поскольку в познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя. Особую значимость данная проблема приобретает в начальной школе, т.к. в этот период происходит смена ведущего вида деятельности от игровой к учебной, и интенсивное развитие всех мыслительных процессов. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Перед учителем начальных классов стоит очень важная задача поиска эффективных путей формирования познавательной деятельности младших школьников, умения учиться, создания условий мотивированного включения школьника в познавательную деятельность.
Проблема формирования и развития познавательной деятельности младших школьников разработана в трудах видных учёных, педагогов и методистов: Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, П.Я. Гальперина,В.В. Давыдова, Т.К. Жикалкиной, А.Н. Леонтьева, А.К. Макаровой, А.Б. Орловой, Л.М. Фридмана, С.В. Кутасовой, Т.Б. Ивановой, Н.И. Пирогова, Н.Ф. Талызиной, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и многих других.
Проблема формирования познавательной деятельности возникла давно и до сегодняшних дней является одной из самых актуальных. Уровень познавательной деятельности школьника определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения. Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная деятельность.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и, в конечном счете, преобразовал самого себя.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).
Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.
Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное "открытие" и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.
Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.
Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.
Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы – значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.
Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки - насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.
Познавательная деятельность – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной деятельности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная деятельность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательная деятельность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника
Познавательная деятельность выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т.д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательную активность.
Познавательная деятельность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания.
Педагог обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.
Таким образом, познавательная деятельность — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).
Оценка уровня сформированности познавательной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля, оценки. При оценке сформированности познавательной деятельности учитывается возрастная специфика, заключающаяся в постепенном переходе от совместной и совместно разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) к самостоятельной деятельности с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Мотивация познавательной деятельности включает учебные, познавательные, соревновательные (статусные), внешние по отношению к содержанию учебной деятельности мотивы (стремление поощрения, страх наказания за неуспехи). Оценивается уровень учебно-познавательных мотивов, их интенсивность и место в мотивационной структуре (смысловые, мотивы-побудители), степень осознанности.
Целеполагание – возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Можно говорить о двух типах целеполагания. Первый тип целеполагания – постановка частных задач на усвоение «готовых знаний» и действий. В этом случае задачами выступают задачи понять, запомнить, воспроизвести. Второй тип целеполагания – принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения). В рамках каждого типа выделяются разные уровни сформированности в зависимости от того, как осуществляется целеполагание – принятие поставленной извне задачи или самостоятельная постановка задачи.
Учебные действия – конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Эти способы связаны с содержанием решаемых учебных задач. Оцениваются такие характеристики учебных действий как степень самостоятельности ученика в их применении, мера усвоения, обобщенность, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения.
Можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий:
1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);
2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);
3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Функция действия контроля в учебной деятельности – обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Диагностируются такие характеристики контроля как мера самостоятельности выполнения учеником, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии контроля, время осуществления контроля – констатирующий, сопровождающий действие, опережающий.
Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи.
Данную модель оценки сформированности учебной деятельности дополняет диагностическая система А.К.Марковой (1990), включающая 4 основных сферы оценки:
1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;
самостоятельная постановка школьников учебных задач;
самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.
2. Состояние учебных действий:
какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);
в какой форме он их выполняет (материальной/материализованной; громко речевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;
различает ли ученик способ и результат действий;
владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
3. Состояние самоконтроля и самооценки:
умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватна ли самооценка учащегося;
доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.
4. Результат учебной деятельности:
объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия, возможность решения задач разной трудности);
субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).
Говоря об уровнях сформированности познавательной деятельности обучающихся и её критериальных характеристиках, нельзя не выделить и такой показатель, как универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные: формулирование познавательной цели и учебной задачи, составление плана и определение последовательности действий, логические операции (анализ, синтез, классификация, сравнение и т.д.), действия контроля и оценки и др.
Исходя из сущности критериальных характеристик, можно выделить следующие уровни сформированности познавательной деятельности младших школьников:
Высокий уровень (В) – высокий уровень учебной мотивации и мыслительных операций, самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия), понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи; умение самостоятельноставить учебные задачи и определять ориентиры действия; самостоятельно применять известные способы деятельности, обобщать учебные действия на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи, умение осуществлять итоговый и пошаговый самоконтроль и самооценку. Обучающийся выполняет учебные действия самостоятельно в свернутой, умственной форме, различает способ и результат действий, владеет несколькими приемами достижения результата, объективно оценивает результат выполнения действий, характеризуется адекватной самооценкой.
Уровень выше среднего (ВС) характеризуется наличием познавательных мотивов, достаточно высоким уровнем мыслительных операций, адекватностью переноса учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); умением осуществлять способ действия по прямому указанию на его название (назначение);умение осуществлять итоговый и пошаговый самоконтроль и самооценку. Обучающийся выполняет учебные действия как в умственной форме, так и в громко речевой; при затруднении выполнения учебных действий в свернутой форме применяет полный состав операций, различает способ и результат действий, объективно оценивает результат выполнения действий, владеет несколькими приемами достижения результата, характеризуется адекватной самооценкой.
Средний уровень (С) – невысокий уровень учебной мотивации и логических операций, обучающийся выполняет действия по образцу, содержащему необходимый способ действия выполнение учебных действий, в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);предпочитает применение действий развернутым способом, умеет осуществлять итоговый самоконтроль, но затрудняется в пошаговом самоконтроле; неадекватен в перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не всегда может самостоятельно внести коррективы в действия); не всегда различает способ и результат действий, затрудняется в объективной оценке результата выполнения действий, владеет только одним приемом достижения результата, самооценка не всегда адекватная.
Низкий уровень (Н) – познавательная мотивация отсутствует, низкий уровень мыслительных операций, учебные действия как целостные «единицы» деятельности отсутствуют (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения), характеризуется неадекватным переносом учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия), действия контроля и самоконтроля не сформированы, оценить свою работу может лишь в общем виде, самооценка либо завышена, либо занижена.
Таким образом, при оценке уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников учитываются направленность обучающегося на приобретение новых знаний (мотивация и познавательный интерес), сформированность мыслительных операций, действий контроля и оценки, универсальных учебных действий
Познавательная самостоятельная деятельность младшего школьника представляет собой комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.
Организация обучения должна строится на ряде принципов:
принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому преображению.
принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой самостоятельности и др.
принцип педагогической поддержки – особая система педагогической деятельности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
У младших школьников формированию и развитию познавательной активности благоприятствуют и такие условия, как: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера и др.
Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
С целью развития у детей познавательной деятельности учителю необходимо:
создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
концентрировать внимание на главном в учебном материале;
направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
избегать перегрузки учащихся;
принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
дифференцировать объем домашних заданий;
контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности. Создать условия для развития личности ребенка – значит сделать обучение субъектным.
Условия субъектного обучения таковы:
1. Установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защита, умение слушать и слышать партнера готовность взглянуть на предмет общения с позиции партнера.
2. Открытость знания, его неоднозначность, личностное понимание.
3. Проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу.
4. Совместное проектирование цели и содержания занятия, выбор учащимися способа достижения цели.
5. Самооценка собственной деятельности по достижению результата .
В наше время на учителя возлагается большая ответственность за развитие социально активной, креативной, умеющей рационально перерабатывать информацию и находить нестандартные способы решения проблем личности. Обеспечить новое качество образования может только учитель, творческий, инициативный, не равнодушный к результатам своей педагогической деятельности, обладающий современным мышлением, остро чувствующий особенности нового времени, ищущий новые способы повышения качества знаний учащихся. Однако, не смотря на личность учителя и её заинтересованность в качественном обучении детей, нередко можно наблюдать картину, когда учащийся «отсиживает» положенное время и может при этом оставаться абсолютно пассивным и равнодушным к происходящему на уроке.
Следует также отметить, что познавательная деятельность учащихся формируется средствами отбора информации и путей включения школьников в познавательную деятельность. Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять учащихся. Учащиеся испытывают удовлетворенность при условии, если в собственной деятельности преобладает успех, и они ощущают интеллектуальное и духовное развитие. Таким образом, учителю, особенно начальных классов, готовясь к урокам, необходимо тщательно просматривать и уметь выбрать ту информацию, которая будет доступна, понятна и интересна детям. Не менее важным этапом в подборе информации является учёт уровня развития детей и их способностей. Значит, познавательная деятельность возникает, если информация:
1) заставляет удивляться, поражает воображение;
2) заставляет задуматься;
3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
4) является основой для формирования понятий, законов, правил;
5) нацеливает на внутрипредметные и межпредметные связи;
6) ориентирована на использование в практической деятельности
Не менее важную роль в формировании познавательной деятельности играет то, насколько правильно и интересно учитель смог организовать процесс деятельности. Таким образом, формирование познавательной деятельности происходит успешно, если процесс:
вызывает у учащихся стремление находить привлекательные стороны учебного процесса;
сопровождается мыслями: «додумался», «как же я этого раньше не знал», «не так уж и трудно»;
нацеливает на разрешение противоречий;
заставляет посмотреть на явление с другой стороны;
ориентирует на применение знаний в новых условиях;
включает элементы усложнения во всевозможные упражнения
и задачи;
развивает воображение, смекалку, логику;
предполагает элементы исследования
Главное в деятельности учащегося — чувство собственного роста в условиях постоянно создаваемых для него педагогом ситуаций успеха.
А сейчас хотелось бы остановиться, прежде всего, на особенностях отношений, которые складываются между педагогами и учащимися в процессе учебной деятельности последних, их направленности, характере, на основных формах и приемах взаимодействия и проследить, как отношения учителя и ученика, в частности в начальной школе, влияют на формирование познавательной деятельности у детей.
В ходе обучения присутствуют как бы две логики: учителя и ученика (сократический диалог), которые не всегда совпадают по своему предметному содержанию. Учитель опирается, как правило, на систему признаков, существенных с точки зрения логики науки, а ученик нередко работает с признаками, личностно значимыми для него, хотя и не существенными с точки зрения учителя как «носителя» научного знания.
Диалог учителя и ученика строится нередко на признании того, что ученик не понимает, ошибается, не знает, хотя у ученика — своя логика. Игнорирование этой логики приводит к тому, что ученик стремится угадать, чего хочет от него учитель, и угодить ему, поскольку учитель «всегда прав». Чем старше становится ученик, тем меньше задает вопросов, повторяя за учителем схемы, образцы действий в том виде, в котором они задаются. Несостоявшийся диалог превращается в скучный монолог учителя. Игнорирование субъектного опыта ученика приводит к искусственности, к отчуждению ученика от процесса познания и ведет к нежеланию учиться и потере интереса к знаниям.
Любая деятельность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека: общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.
Механизм становления познавательной деятельности можно выразить весьма лаконично формулой С.Л.Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое».
Через само-активность ребенка формируется его сознание. Термин сознание означает не просто знание, заданное извне, подлежащее усвоению. Это своеобразное соединение двух источников знания, это совместное знание, в которое и учитель, и ученик привносят в часть своего опыта. Это предполагает подлинное сотрудничество учителя и ученика, в котором учитель не только учит, но и сам опирается на опыт ученика, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, и тем самым обогащает этот опыт и вместе с учеником преобразует его на новой основе.
В педагогическом плане проблема взаимопонимания учителя и ученика есть не только проблема межличностного общения. Это своеобразное взаимодействие учителя и ученика в процессе работы над содержанием знаний. Они обращаются друг к другу, вступают в активные, диалогические отношения.
Собственно это и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в педагогической деятельности творчески работающий учитель «отходит» от привычного представления труда учителя, где одни должны учить и направлять развитие, а другие — учиться и развиваться под неусыпным надзором и руководством.
Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся. Это первое важнейшее условие педагогического сотрудничества, второе — самостоятельная активность ученика. Третье условие — гуманизация педагогического процесса.
Исповедующий идею диалога учитель, сталкиваясь с искажениями и дефектами личностного развития ученика, будет стремиться найти адекватный его индивидуальным возможностям, склонностям и интересам подход. А когда найдет, то станет строить общение с учетом индивидуальных характеристик. Психологический смысл педагогического общения состоит в том, чтобы найти самый верный для каждого конкретного ученика метод взаимодействия, который пробудил бы у него добрые чувства, доверие и желание разобраться в себе и способствовал принятию правильных решений и совершенствованию своих поступков.
И, наконец, четвертое условие — творческий педагогический поиск. Перечисленные условия — это критерии, по наличию или отсутствию которых можно судить о диалогических взаимоотношениях учителя и ученика, когда учитель взаимодействует с учеником как со своим союзником и партнером (т.е. субъект - субъектные межличностные взаимоотношения).
Диалог является наиболее распространенным типом общения, где лучше всего может развернуться и проявиться равноправие взаимосвязанных субъектов.
В младшем школьном возрасте учебный диалог начинается с погружения в сознание ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика и вместе с тем обнаруживаются границы ее применения.
Возражая культурологическим собеседникам, младший школьник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. И нужна большая работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, чтобы учащиеся могли высказаться по нему.
Учитель в учебном диалоге
1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;
2)является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;
3)помогает детям оформить свою мысль о предмете
Учитель начальных классов — это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие ученикам, если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции, то есть шанс взрастить одаренного ребенка и бережно «передать» его учителям среднего звена. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет только отсидеться на уроке.
Вывод:
С целью развития у детей познавательной деятельности учителю необходимо:
создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
концентрировать внимание на главном в учебном материале;
направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
избегать перегрузки учащихся;
принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
дифференцировать объем домашних заданий;
контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности .
Познавательная деятельность возникает, если информация:
1) заставляет удивляться, поражает воображение;
2) заставляет задуматься;
3) подводит учащихся к видению нового в знакомом материале;
4) является основой для формирования понятий, законов, правил;
5) нацеливает на внутри предметные и межпредметные связи;
6) ориентирована на использование в практической деятельности.
Таким образом, учитель начальных классов — это человек, который видит ребенка на протяжении всего учебного дня и способен оценить его со всех сторон. И если учитель проявляет искреннее внимание к детям, если он создает условия для расширения кругозора, если интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие ученикам, если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции, то есть шанс вырастить одаренного ребенка и бережно «передать» его учителям среднего звена.