Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированныйподход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Современный урок"»
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества образования.
Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.
Бернард Шоу
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированныйподход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Повышение качества образования учащихся связано с организацией образовательного процесса на всех его этапах: мотивация, объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися, отработка знаний и умений, контроль знаний, умений и навыков.
Мотивация. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
В основе уроков - мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь необходимо искать ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учащихся желание писать, читать, решать, говорить, искать…»
Различают понятия “мотив” и “цель”.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели.
Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.
Эмоциональный рассказ, показ учителем, кратко раскрывающий суть предстоящего изучения учебного материала; практическая работа, которая ставит перед учащимися нерешённую пока проблему, показ видеофильма; игровая ситуация (получение письма-жалобы или телеграммы или СМС-сообщения).
Объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися.Самостоятельная работа с книгой, получение информации по опорному конспекту, практические и лабораторные работы. Приём трёхкратного изложения учителем новой информации, но на разных уровнях.
Отработка знаний и умений. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
По группам предлагается выбрать из списка технологий наиболее перспективные школьные технологии: технология современного проектного обучения, технология полного усвоения, игровые технологии, технология разноуровневого обучения, технология программированного обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения.
(Перспективные школьные технологии – технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения).
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Нетрадиционные формы урока:
Деловая игра
Урок - викторина
Смотр знаний
Урок - конкурс
Математическая игра
Урок-КВН
Урок-практикум.
Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания. В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий.
• 1-й уровень несамостоятельная (обычная) активность — восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при решении задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характер;
• 2-й уровень — полусамостоятельная активность — характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поискеспособа решения поставленной учителем задачи.
3-й уровень — самостоятельная активность — предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности.
4-й уровень — творческая активность — предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения,логического анализа и догадки, открытия нового способа решениявариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.
Вариативные задания позволяют
осмысливать учебный материал;
закреплять полученные знания;
формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;
овладевать приемами продуктивного мышления;
приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Исследования педагогов показали, что 1 уровень активности проявляют 38% обучающихся, 2 уровень - 33%, 3 уровень - 20%, 4 уровень - 9%.
Контроль знаний, умений и навыков. Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Сейчас самый актуальный вопрос - качество знаний выпускников. Проверочная работа или самостоятельная работа, зачёт. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.