kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Дидактические игры на уроке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические  игры  на  уроках  математики  и  русского  языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Дидактические игры на уроке"»

МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»











ДОКЛАД

на тему: «Использование дидактических игр на уроке в начальной школе.»





Прочитан на кафедре начального образования.

Докладчик: Митрейкина В.Б.







п. Зубова Поляна 2017г.





Использование дидактических игр на уроке в начальной школе.

"Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

они призваны изменить."

Максим Горький


Начало обучения ребенка в школе – это сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанны с необходимостью адаптации к школе. В это время у них происходит смена ведущего вида деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том , что игровая деятельность является свободной , в то время как учебная построена на основе произвольных усилий ребенка: он вынужден делать, то что ему не всегда хочется. Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Этому способствуют игровые методы, которые обязательно должны быть введены в процесс обучения начальных классов.. Вот такие упражнения я предлагаю для 1 класса.

Использование дидактических игр на уроке

в начальной школе.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных, в начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна.

Как показывают наблюдения за обучением детей шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при ее переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях. [17, с.64]

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной дёятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Игра занимает важное место в первые годы обучения детей в школе. С самого начала детей интересует сама форма игры, а затем уже тот материал, без которого участие в игре невозможно.

Во время игры учащиеся незаметно для самих себя выполняют различные упражнения, в ходе которых им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит в условия поиска, возникает интерес к победе, следовательно, детям хочется быть более быстрыми, более находчивыми, четко выполнять задания, следовать правилам игры.

В ходе коллективных игр у детей формируются нравственные качества, они учатся оказывать помощь, считаться с мнением и интересами других, развивается чувство ответственности, формируется дисциплина, воля, характер.

Включение игр и игровых моментов в процесс обучения способствует заинтересованности учащихся в нем, настроение детей становится бодрым и рабочим, а также помогает преодолевать трудности в освоении учебного материала.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные задания, задачи-шутки способствуют активизации мыслительной деятельности.

Большинство игр дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, только что изученные, закрепить, повторить полученные знания.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Необходимо иметь в виду, что использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.



Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание им заниматься порождает неграмотность. Побудить интерес к предмету можно с помощью увлекательного дидактического материала, который нужно систематически накапливать и вдумчиво отбирать. Вот несколько игр, вызывающих у детей интерес и активизирующих на уроке их деятельности.

«Назови букву»

Несколько учеников вызывают к доске. Один из них показывает букву, а остальные хором ее называет. Если буква названа не правильно, дети, сидящие в классе, хлопают в ладоши.

При изучении новых букв используются игры «Веселый поезд» и «Кто больше?», причем у последней есть несколько вариантов, что позволяет внести в процесс обучения элемент новизны. Вот некоторые из них.

  1. Составить слова из слогов, написанных на доске.

  2. Составить как можно больше слов из данного слова.

  3. Заменить в слове одну согласную, например в слове (Бочка).

  4. Заменить в словах гласную.

«Веселый поезд» Вызываются четыре ученика – проводника и они «рассаживают» буквы по вагонам. Вагонов четыре: синий и зеленый для согласных и два красных для гласных. В одном из красных вагонов нарисованы кресла. Это мягкий вагон, в нем « едут» гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Игра позволяет лучше разобраться в слого - звуковом анализе и быстрее запомнить все буквы.

«Словесный сказочник» На букву, названную учителем, нужно придумать как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

«Лучший сказочник» Дети по очереди читают отрывок из какой-нибудь сказки. Остальные должны отгадывать ее название. За каждый правильный ответ участники получают игры получают жетон. У кого в конце игры наберется большее количество жетонов, тот и победи. Ему присваивается звание» Лучший знаток сказок».

И много еще разнообразных вариантов. С удовольствием дети отгадывают загадки, разгадывают кроссворды и ребусы. Для выразительности речи, правильного произношения звука, слогов, слов использую чистоговорки, потешки, скороговорки.

Именно в игре дети способны понять серьезные вещи. Играя они учатся считать, писать, читать, логически мыслить и даже учатся правилам хорошего тона, все это в конечно счете - труд. Успех его обеспечивается желание учиться – это есть психологическая готовность к учению. Я считаю, если дети учатся без принуждения, значит, учебная деятельность организованна правильно



Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет вещи».

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. 
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. 
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.

Дидактическая игра: «Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
Дидактическая игра: «Большая буква».

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. 
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. 
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква 
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, 
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали. 
На букву подруги, Имя, фамилия 
Но почему? Пишутся с нею, 
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, 
Чтобы звучали громко и гордо 
Буква расти не сама захотела, Имя твое 
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. 
Ставиться в слове Буква большая - 
Не зря и непросто Совсем не пустая, 
Буква такого высокого роста.

В букве большой- 


Выводы

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому, что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения. Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.

Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

  • установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;

  • воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Дидактические игры на уроке"

Автор: Митрейкина Вера Борисовна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад, тема «Проведение интегрированных уроков при обучении физике»"
    ["seo_title"] => string(68) "dokladtiemaproviedieniieintieghrirovannykhurokovpriobuchieniifizikie"
    ["file_id"] => string(6) "337103"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467913227"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "доклад на тему «Дидактическая игра  как фактор, способствующий созданию положительной  мотивации у учащихся начальной школы». "
    ["seo_title"] => string(140) "doklad-na-tiemu-didaktichieskaia-ighra-kak-faktor-sposobstvuiushchii-sozdaniiu-polozhitiel-noi-motivatsii-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "192663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427482630"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства