доклад на тему «Дидактическая игра как фактор, способствующий созданию положительной мотивации у учащихся начальной школы».
Доклад на тему «Дидактическая игра как фактор, способствующий созданию положительной мотивации у учащихся начальной школы».
Этот доклад может пополнить методическую копилкуучителей начальной школы. Использование занимательного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомляемость у детей. Исходя из всего изложенного, можно утверждать, что так называемая дидактическая игра в любом случае представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более осознанно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад на тему «Дидактическая игра как фактор, способствующий созданию положительной мотивации у учащихся начальной школы». »
ВКО, Бородулихинский район
КГУ «Экономическая школа-лицей п. Жезкент»
учитель начальных классов
КраусТ.Г.
«Дидактическая игра как фактор, способствующий созданию положительной мотивации у учащихся начальной школы».
«…без педагогической игры на уроке
невозможно увлечь учеников в мир
знаний и нравственных переживаний,
сделать их активными участниками
и творцами урока»
Ш.А.Амонашвили
Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.
Активную деятельность учащихся на уроке можно вызвать умелой постановкой вопроса, созданием проблемных ситуаций, занимательностью и многим другим. При этом обучение не должно превращаться в забаву. Заинтересовать ученика можно формулировкой цели урока, интересно построенной вступительной беседой, интересными фактами, занимательными заданиями, дидактическими играми.
Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную, со всеми её особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них ещё нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьёзный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у младших школьников есть огромное желание учиться. Всё это обязывает строить учебную деятельность детей принципиально по-новому. В ней должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра».
Работая в начальной школе, стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуации, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребёнка младшего школьника фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он воспринимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
С большим успехом у нас на уроках проходили такие игры, как «Экскурсия в лес», «Путешествие по городу», «Почтальон», «На дне рождения Незнайки», «В цирке», «В гостях у мультфильмов» и др.
Например, проводя игру «Мы в почтовом отделении», дети отвечают на вопросы: Что такое почтовое отделение? Кто там работает? Что там делают? Во время устного счёта включаю игровой момент – отправление письма. «Почтальон».
На доске три почтовых ящика. На первом написано число 15, на втором – 20, на третьем – 13. эти числа служат ответом к решаемым примерам.
Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем читают примеры и называют компоненты при сложении, вычитании.
Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют задачи на сравнение и решают их. Затем ввожу игровой момент «Покупаем на почте открытки и конверты», используя раздаточные и демонстрационные монеты. Так игра постепенно знакомила детей с работой почтового отделения, библиотеки, овощного и мебельного магазинов, приглашала в гараж, на аэродром. В чём же ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
В последнее время на уроках математики всё шире используется дидактическая игра. Понимая огромное значение игры в жизни ребёнка и ту неоценимую помощь, которую она оказывает в процессе овладения математическими знаниями, умениями и навыками, учитель стремится включить ту или иную игру в урок. Подбирая игры по своему усмотрению, он, прежде всего, определяет, соответствует ли игра теме урока, на каком этапе овладения математическими знаниями, умениями и навыками её лучше использовать. Приведу некоторые игры, используемые мною на уроках: «Ищи вопросы», «Где моё место?», «Кто скорее?», «Лесенка», «Лабиринт», Угадай число», «Магазин» и др.
«Спираль»
Играющим раздаются карточки с изображением спиральной линии, прерывающейся кружками. Часть кружков имеет номера. Задача состоит в том, чтобы записать в кружках пропущенные номера. С расширением числового ряда количество кружков можно увеличить.
«Проверь Незнайку»
Учитель сообщает детям, что в класс пришёл Незнайка, сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предлагает детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют примеры. Затем учитель предлагает учащимся проверить правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Дети замечают ошибки Незнайки. Меняют вагоны местами. Снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.
«Игра на внимание».
Ученик, поймав мяч, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестаёт хлопать, он возвращает мяч учителю. В игру вступает следующий ученик, который, получив мяч, продолжает счёт. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 20. аналогично проводится обратный счёт.
Немаловажное значение я придаю игре и на уроках русской грамоты, русского языка. Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
С первого урока русской грамоты я использую игровые ситуации. Так, начиная знакомство с книгой, таинственным голосом говорю:
«Далеко, далеко на севере росла высокая и красивая ель. Все цветы, птицы и звери любовались ею. Однажды в лес пришли люди. Они срубили это дерево, но ель не погибла. У неё началась новая жизнь…»
Затем рассказываю о том, что из этих деревьев сделали бумагу, из бумаги получили книги.
«И вот теперь эта книга здесь, на партах учащихся. Много людей потрудились, чтобы получились такие прекрасные книги, поэтому каждый ученик должен беречь и любить их, не пачкать и не рвать».
Беседа, проведённая с введением сказочных элементов, даёт положительный результат, чем обычная беседа. Эта беседа носит воспитательный и познавательный характер. Вот несколько игр, которые применяю на уроках и которые наиболее любимы учащимися.
«Магазин»
На наборное полотно выставляю картинки с изображением ярких игрушек. На оборотной стороне картинки печатаю текст на изучаемую букву. Сначала печатаю карандашом слоги, позднее слова т предложения, связные тексты. Объясняю детям условия игры:
- Ребята вы любите ходить в магазин игрушек? Почему? Сейчас вы тоже побываете в сказочном магазине игрушек. В нём находятся разные звери и птицы, овощи и фрукты, машины и Куклы. Каждый из вас сможет купить себе самую любимую игрушку. Но чтобы туда попасть, надо правильно и громко прочитать текст на оборотной стороне «картинки».
«Загадки Петрушки».
Я сообщаю детям, что получила письмо от Петрушки, который просит отгадать его загадки. Затем читаю письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я живу на даче. Очень часто гуляю в лесу. В нём много грибов. Я люблю собирать грибы. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в их названии есть звук [p] (боровики, грузди, рыжики, сыроежки), звук [т] (маслята, [ с] (сыроежки, свинушки, маслята), звук [к] (подберёзовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики).
Эта игра развивает познавательные способности детей, формирует у них умение вычленять в слове отдельные звуки, что имеет большое значение для выработки в дальнейшем грамотного письма и чтения.
«Четвёртый лишний».
Эта игра может быть использована после изучения любого раздела школьного курса русского языка и проводится как в устной, так и в письменной форме.
По условиям игры требуется из схожих друг другом слов, названных ведущим (учителем или учеником), выделить одно, чем-либо отличающееся от остальных. Кто из играющих обнаружит «лишнее» слово, тому записывается очко. Ученик, набравший большее количество очков, считается выигравшим.
Б – п б – п в – ф в – ф
Суп зуб лев шкаф
Серп дуб плов шеф
Клуб сноп сев зев
Тулуп лоб шеф шарф
Игра учит быстрому, почти моментальному применению общего правила к частному случаю, тренирует мышление, т.к. каждый ответ связан с напряжённой работой мысли. Игра развивает внимание, требует сообразительности и гибкости ума.
Использование занимательного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомляемость у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки и др. На уроках познания мира игры проводятся во время экскурсий, на уроке обобщения, закрепления. Например: «Назови детёнышей», «Что забыл нарисовать художник», «Покорми птиц», «Кто, где живёт?», «Найди гнездо для каждой птички», «Кто что любит», «Угадай по голосу», «Найди пару» и др.
«Летает, не летает»
В этой игре учитель называет разных зверей и птиц, а дети – отвечают - летает или не летает это животное. Называет учитель хорошо знакомых диких и домашних животных.
«Что где растёт?»
Учитель называет декоративные и луговые травянистые растения. Например, учитель называет:
«Ландыш» - дети отвечают «В лесу»
«Астра» - «В цветнике»
В игру можно включить названия культурных и дикорастущих деревьев и кустарников.
«Где чьё гнездо?»
На доску вывешиваются картинки с изображением гнёзд птиц с сидящими там птенцами, а дети должны посадить их по гнёздам.
«Покорми птичку».
Учитель называет корм, а дети птичку, которая питается названным кормом.
Семена подсолнуха-
Крошки белого хлеба (почему только белого)-
Сало (почему несолёного) –
Ягоды рябины –
Каша –
При проведении любой игры, я не забываю поощрять детей, особенно отмечаю тех, кто мало активен и несмело включается в работу. Поощрение придаёт детям уверенность в своих силах и помогает выполнять задания, предложенные для всего класса.
Исходя из всего изложенного, можно утверждать, что так называемая дидактическая игра в любом случае представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более осознанно.
В конструировании дидактических игр учитель проявляет максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс: игра должна помочь сделать серьёзный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.