kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная  работа на уроках литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках литературного чтения"»

МИТРЕЙКИНА В.Б.


Организация самостоятельной работы на уроках литературного чтения,

как эффективное средство повышения качества знаний.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые, научившись копировать,

умели сделать, самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н.Толстой


Слова К. Д. Ушинского о том, что «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важнейших задач школы», актуальны и значимы в современной методике формирования у учащихся правильной читательской деятельности, которая проявляется в умении читателя думать над произведением до чтения, в процессе чтения и после чтения. Уроки литературного чтения в начальной призваны формировать у учащихся читательскую самостоятельность, развивать речевые умения, связанные с воспроизведением прочитанного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного.

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый. Тем не менее исследования и опыт учителей, успешно организующих самостоятельную работу учащихся, показали, что при систематическом ее выполнении на должном уровне качество и прочность знаний повышаются, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.

Работа над художественным произведением в начальных классах – это элементарный анализ. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить происходящие в произведении события, но и почувствовать художественное своеобразие текста.

Чтобы постигнуть идейно – художественные ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся.

Говоря о самостоятельной работе, мы чаще всего отмечаем такие формы работы, как пересказ, составление плана, устные сочинения, словесное рисование и т. д. Но если посмотреть на все эти формы работы с точки зрения участия в них обучающихся при подготовке к различным видам пересказа.

  1. Подробный пересказ. Детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя. В этом случае работает в основном память.

  2. Выборочный пересказ. Теперь ученикам предстоит отобрать только то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

  3. Краткий пересказ – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное или ответы на вопросы учителя.

Для постижения идейно-художественной ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Одна и таже форма работы может проходить на разных уровнях самостоятельности.

По уровню самостоятельности: 

  1. воспроизводящего характера;

  2. реконструктивно – вариативного: создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

  3. эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания.

Таким образом, работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. В связи с этим по уровню самостоятельности работы условно можно разделить на группы. К первой группе относится работы воспроизводящего характера, выполнял которые младшие школьники вспоминают и просто воспроизводят прочитанное.

В качестве примера можно воспользоваться вопросами и заданиями учебника………………

  • Кому из поэтов принадлежат строчки…?

  • Какие рассказы Н. Носова ты читал или слышал?

  • Вспомни пословицы о дружбе.

  • Что нового ты узнал о жизни животных?

Основная часть вопросов и заданий учебника относится ко второй группе – это работы тоже воспроизводящие, но с элементами творчества:

  • Почему раздел назван «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»?

  • Что ты заметил схожего и различного в прочитанных сказках и былинах?

  • Почему И. А. Бунина привлекает не пышное цветение дорогих цветов, а скромные полевые цветы? К этой группе можно отнести деление текста на части, нахождение каждой из них, составление плана, т. е. такие вопросы и задания, которые требуют переосмысления учебного материала, размышления над событиями.

Большая доля самостоятельности имеет место в работе творческого характера, при выполнении которых обучающиеся с помощью усвоенных знаний анализируют новые ситуации. Это частично поисковые работы.

  • С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ «Какая бывает роса на траве?»

  • Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

  • Почему сказки, сложенные русским народом давным–давно, живут и сегодня?

  • Какие сказки Пушкина вы читали или слышали?

  • Кому из поэтов принадлежат строки «Повисли перлы дождевые и солнце нити золотит»?

  • Вспомни пословицы о труде.

  • Что нового ты узнал о жизни животных?

Выполняя такие задания младшие школьники опираются на память и просто воспроизводят прочитанное.

Подобных заданий в учебниках достаточно много, и именно по ним, можно судить о глубине осмысления учебного материала, понимания поступков героев, идеи произведения.

Наивысшая степень самостоятельности проявляется в работах четвертой группы. Это творческие работы поискового характера. Они вполне возможны в начальных классах. К 4 классу дети уже знакомы с различными жанрами, некоторыми литературоведческими понятиями, поэтому проводится работа на сравнение произведений разных жанров, разных авторов. Возможны и литературные работы собственного сочинения: сказки, стихи, рассказы, загадки и т.д. Работы этой группы сложные, но подготовить к ним младших школьников необходимо, и подготовительные задания уже имеются в 2 класса.

  • Попробуй рассказать о том, как появляются тучи. Объясни причины дождя.

  • Придумай текст с описанием.

  • В каких случаях можно использовать слова из басни «Да только воз и ныне там?»

Подобные задания требуют от младших школьников полной самостоятельности. Показателем литературного развития учащихся будет их умение переносить полученные знания в новую ситуацию, умение самостоятельно постичь новый материал.

Однако общие задания для всего класса не могут быть доступным в одинаковой мере всем учащимся. В этом одна из трудностей в организации и проведении самостоятельной работы в связи с чтением художественных произведений в начальных классах.

Решить эту проблему можно с помощью различных карточек, что позволит учителю дифференцировать задания.


Карточка №1

Вариант 1 (предназначен для сильных учеников)

Задание. Распредели пословицы на две группы.

Свет не без добрых людей.

Будете, друг за дружку держаться – можете ничего не объяснять.

В настоящей дружбе все друзья равны.

Живут, душа в душу.

Доброе дело никогда не поздно делать.

Вариант 2. (предназначен для слабых учащихся)

Задание. Распредели пословицы на две группы: в первую запиши пословицы о мастерах – умельцах, во вторую – о лентяях и болтунах. (Пословицы те же)


Подобные карточки можно изготовить ко многим произведениям, тем более что задания указанного учебника содержат подходящий для этого материал.

Выполняя эти задания, дети приучаются внимательно относиться к тексту, поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению, способствуют развитию логического мышления и, конечно, развитию самостоятельности.

Планируя самостоятельную работу учитель должен исходить из этого, что различное сочинение самостоятельных работ только тогда приведет к эффективности обучения, когда не будет представлять собой механического набора вопросов и заданий, не зависимых от дидактических целей.

Не менее важно и другое: если обучение не предусматривает трудностей в учебной работе, то не будет развиваться и познавательные силы школьников. Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью, становится убеждениями.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника. В педагогической и методической литературе проблема самостоятельной деятельности учащихся разработана достаточно глубоко.

Работа над художественным произведением в начальных классах – это область элементарного анализа. Простейшие виды разбора текста позволяют не только воспринять и уяснить событийную сторону произведения, но и почувствовать его художественное своеобразие.

Таким образом работа учащихся проходит на разных уровнях самостоятельности. Дети приучаются внимательно относиться к тексту; поиски правильного ответа заставляют их вновь обращаться к чтению, способствуют развитию логического мышления и, конечно, развитию самостоятельности.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  1. индивидуальные;

  2. фронтальные;

  3. групповые;

  4. парные.

По звеньям учебного процесса: 

  1. задания на восприятие с целью изучения нового материала;

  2. задания на применение знаний и формирование умений;

  3. задания на закрепление и повторение учебного материала;

4 задания на обобщение учебного материала.



Для совершенствования навыка чтения у учащихся учитель может использовать такие виды работы над текстом:

Чтение текста учителем.

1. Чтение учащимися вслух.

2. Выборочное чтение.

3. Выборочное чтение по рисункам.

4. Выборочное чтение по вопросам.

5. Чтение по ролям.

6. Чтение «цепочкой».

7. Словарная работа.

8. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.

9. Составить окончание к тексту.

10. Составить начало рассказа по данной концовке.

11. Составление плана текста.

12. Разделение текста на части и подбор заголовков.

13. Составление плана отдельных частей текста.

14. Чтение с изменением темпа.

15. Интонационное чтение.

16. Чтение части текста, которая наиболее понравилась.

17. Чтение отрывка, вызывающего печаль, радость, сочувствие.

18. Чтение описания.

19. Чтение характеристики героев.

20. Чтение строк, в которых выражается отношение к герою.

21. Чтение вопросительных (восклицательных) предложений.

22. Чтение текста с пропущенными словами.

23. Чтение по абзацам.

24. Эмоциональное чтение с изменением голоса.

25. Чтение выделенных частей текста.

26. Отыскание строк и их чтение по данному плану.

27. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.

31. Чтение образных слов и выражений.

Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, во 2-3-х классах ознакомиться с текстом дети могут и самостоятельно. Однако перед чтением также необходимо дать учащимся конкретное задание, доступное для первичного ознакомления. Например: «Прочитайте рассказ. Подготовьтесь ответить, в какое время происходили эти события», «Прочитайте и отметьте точкой непонятные слова и выражения», «Прочитайте и найдите ответ на первый вопрос учебника» и др.

Если на уроке рассматривается текст познавательного характера, то сначала учитель подчеркивает учащимся, на что надо обратить внимание при чтении, разъясняет задачи и вопросы к тексту, определяет и объясняет непонятные детям слова и выражения.

Наиболее распространенные самостоятельные задания на воспроизведение прочитанного, выборочное чтение и т.д. Но чем шире у учителя диапазон знаний о типах целесообразных задач в процессе самостоятельного чтения, тем больше у него возможностей для организации действительно разнообразной время целенаправленной работы над текстом.

Для организации самостоятельной работы с разной целью советуем практиковать задачи:

- На воспроизведение фактического содержания прочитанного;

- Словесное рисование по представлению;

- Поиск, анализ, сравнение, выделение главного, доказательства, обобщения;

- Выявление авторской точки зрения;

- Обучение различного рода планирования и др.

Важным приемом для формирования навыка выразительного чтения является чтение вслух. К нему следует готовиться за такими задачами, которые действительно давали детям возможность осмысленно воспроизводить интонацию произведения. Например:

- Прочитать текст и найти предложения, которые произносятся с разной интонацией;

- Прочитать и найти авторскую подсказку о том, как следует читать (например, в тексте есть слова «мама объяснила», «мальчик удивился», «отец разгневался» и т.д..)

- Прочитать и попытаться представить, какие чувства переживают герои;

- Прочитать и найти слова, которые следует произнести громче, тише, «с нажимом», мягко, с возмущением, перед которыми надо остановиться.

Целью самостоятельных заданий на выявление новых фактов, явлений, отбор и группировка материала является всесторонний анализ текста. Эти задачи готовят детей к таким сложным умениям, как определение главной мысли, составление плана, обучение краткому пересказу

Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала, является показателем интеллектуального роста школьника.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.

Самостоятельная работа должна быт действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики - подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерения, решения несложных задач и т.д.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках литературного чтения"

Автор: Митрейкина Вера Борисовна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок литературного чтения "Мама  и  мы""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-litieraturnogho-chtieniia-mama-i-my"
    ["file_id"] => string(6) "341182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472393672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока литературного чтения, 3 класс ФГОС ОС «Школа - 2100» Авторы: «Бунеев Р.Н., Е.В.Бунеева.   Тема урока: Э.Н.  Успенский «Школа клоунов» "
    ["seo_title"] => string(146) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3-klass-fgos-os-shkola-2100-avtory-bunieiev-r-n-ie-v-bunieieva-tiema-uroka-e-n-uspienskii-shkola-klounov"
    ["file_id"] => string(6) "156878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421501156"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Доклад "
    ["seo_title"] => string(6) "doklad"
    ["file_id"] => string(6) "103597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства