kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дискуссия как средство развития коммуникативных умений у младших школьников во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дипломная статья, в которой описываются актуальность работы, цель практической деятельности и практическая значимость исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия как средство развития коммуникативных умений у младших школьников во внеклассной работе»

ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Т.А. Согрина, руководитель М.Г. Рахимова

ЧПК№1 «Челябинский педагогический колледж №1»


Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для развития коммуникативных умений в процессе создания и проведения серий групповых дискуссий.»

Актуальность данной работы обусловлена недостаточным использованием в школе метода дискуссий с целью развития коммуникативных умений, а также возможностью использования результатов данной работы на практике.

Групповая дискуссия в игровой форме позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость. Этот метод даёт уверенность в себе и своих поступках.

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях усилилось внимание к вопросам активизации учебного процесса: обоснована целесообразность использования дискуссии в качестве ведущего метода (A.B. Петровский) и средства (Г.А. Цукерман) обучения [2, с.90].

Одни из продуктивных и успешных дискуссий в школе – это тематические дискуссии.

На тематических дискуссиях рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их нравственного, этического, эстетического воспитания, а также охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их . На таких мероприятиях часто реальные примеры жизни [1, с.44].

Исходя таких бесед начальной школы возможность научиться решать проблемы, встречаются в их .

Апробация проводилась на базе МАОУ «СОШ №73 г. Челябинска» в 3 классе во внеклассной работе. В апробации из класса участвовало 11 человек. Для диагностирования мы выбрали разных детей: трудных в общении с одноклассниками, буйных и неусидчивых на уроках, а также замкнутых и скромных, которые боятся выходить к доске и общаться с ребятами.

Цель практической деятельности – развить коммуникативные умения у младших школьников в ходе проведения групповых дискуссий.

Практическая значимость нашего исследования заключалась в создании серии групповых дискуссий и проведении этих занятий, которые могут быть использованы учителями начальной школы для развития коммуникативных умений младших школьников во внеклассной работе.

Нами были разработаны такие групповые дискуссии, как «Подарок для младшей сестры или брата: Какую игрушку выбрать?», «Что лучше: научные книги или художественная литература?», «Видеоигры делают людей жестокими», «Мультфильмы для детей» и «Что такое счастье?».

Занятия были составлены в игровой форме. В конспектах описаны проведения занятий, правила работы в группах, вопросы по определённой теме, которые раскрываются в ходе общения с учащимися и методы поощрения. Мы сделали акцент на дисциплине и придумали к занятиям «карточки-высказывалки» – поднимая такую карточку, ребёнок может высказать свои мысли. «Карточки-перебивалки» – это штрафные карточки. Ведущий показывает такую карточку, когда ребята не следят за дисциплиной в своей группе или перебивают другую. Если показана штрафная карточка – снимается балл. Это мотивирует детей относиться уважительно не только к другим, но и к самому себе, понимая, что если участник начнёт перебивать, не дождавшись ответа, то он подведёт свою команду. На каждом занятии ребята получали тематические жетоны, которые позволили внести в групповые дискуссии соревновательный момент. Например, если это была тема «Подарок для младшей сестры или брата: Какую игрушку выбрать?», то жетон был с изображениями (персонажами самой темы) Тани, Вани и Ани, если тема «Мультфильмы для детей», то выдавались жетоны с персонажами мультфильмов и так далее.

В серию дискуссионных занятий мы добавили работу с песочными часами. Ребёнок заранее формулировал свой вопрос в голове и отвечал на него, пока не закончится минута. Во-первых, присутствует возможность высказаться и другим по данной теме, а во-вторых, если много высказываний, значит много и мнений, тогда мнения интересно обобщать и выбирать среди них достойные.

Проводя групповые дискуссии, мы понимали, что за короткий промежуток времени и малое количество занятий невозможно в полной мере научить детей высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, не перебивая его, и пр. Однако результаты первичной и контрольной диагностик показали положительную динамику, которая говорит о повышении у учащихся коммуникативных умений. Поначалу детям было тяжело, многие даже не знали, как правильно работать в группах. Дети повторяли фразы, которые уже были озвучены. Им хотелось набрать больше жетонов, чтобы выиграть. Поначалу встречались такие реплики на занятиях от детей: «Я хочу высказаться, почему мне нужно ждать?», «Я понимаю это только так», «Твоё мнение неправильное!» и многие дети не принимали другое мнение одноклассников, но постепенно занятия детям стали идти на пользу и на 3-4 занятии ребята начали решать вопрос уже сообща, а не по одному. Они совещались, выслушивали мнения других, некоторые даже поддерживали другую команду и только после этого предлагали свой вариант ответа.

Как-то раз после 4 занятия на перемене была замечена одна ситуация, после неё было понятно, что ребята научились уступать друг другу с помощью групповых дискуссий.

Ребята поссорились. Оказалось, что два мальчика смотрели книгу, про роботов, взятую в библиотеке, и стали спорить, какой робот лучше. Спустя некоторое время они начали ругаться. Услышав крики, половина класса подошли к мальчикам, которые уже держали книгу вместе. Только классный руководитель хотел к ним подойти, как кто-то из класса неожиданно сказал этим двум мальчикам, чтобы они не ругались, а нашли плюсы каждого из роботов, которого они считают лучшим. После того, как ребята стали дискутировать, они согласились друг с другом, что в чём-то один робот лучше другого и наоборот. Даже без помощи классного руководителя ребята разобрались в ситуации сами и стали спокойно объяснять друг другу своё мнение, причину и слушать другого человека, а потом сделали вывод вместе.

Со стороны было приятно видеть, что старания прошли не зря. Можно сделать вывод, что ребята полностью погрузились в занятия и узнали, как важно учитывать позиции своих одноклассников, рассматривать различные точки зрения и обобщать материал, приходить к общему решению. По каждой теме мы разбирали определённые дискуссионные вопросы и в итоге шли к общему выводу, учились уступать в высказываниях и аргументировать свои.

В итоге по серии разработанных для детей групповых дискуссионных занятий ребята:

  • поняли, как правильно выбирать подарки на конкретный возраст ребёнка;

  • пришли к выводу, что каждый жанр по-своему хорош;

  • определили, как жестокие игры негативно влияют на людей;

  • исследовали мнения разных сказочных героев;

  • определили, какое бывает счастье.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды уроков (и внеурочных занятий), сделать их более интересными и запоминающимися [3, с.15].

В завершении серии дискуссионных занятий некоторые школьники стали принимать себя в современном мире через общение со своими сверстниками. Ребята поняли, что нужно принимать ситуацию такой, какая она есть и разбираться в ней легче вместе.


Список литературы

1. Бурякова, В. В. Дискуссия на современном уроке: Метод, рекомендации / В. В. Бурякова. – М.: МГИУУ, 2011. – 160 с.

2. Дьячкова, С.А Дискуссионные методы/ С. А Дьячкова // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 2. – 108 с.

3. Песняева, Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Песняева. – М.: Наука, 2014. – 16 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Согрина Татьяна Александровна

Дата: 03.05.2018

Номер свидетельства: 468367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(117) "razvitiie-kommunikativnykh-navykov-kak-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-usloviiakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "252583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447412829"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» "
    ["seo_title"] => string(64) "programma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-azbuka-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195845"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427971769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства