Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведению урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы, совершенствуя конструкции изделий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По существенным признакам надо найти различные овощи. Для этого подбираем самые яркие признаки, характерные для данного растения.
Ход игры.
Один из учащихся выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке. ( Можно заменить натуру рисунком или муляжом)
Эта игра может иметь подготовительный период. В этом случае группы детей заранее подбирают или составляют загадки. Интерес возрастает от желания написать собственные маленькие стихи. Часто загадка создается в результате коллективного труда детей. Вот некоторые из наших загадок
В июне солнце Я зеленый и усатый,
Глянуло в оконце, Чуть колючий, полосатый.
На исходе лета – В себе прохладу сохраняю,
Новая примета: В жару жажду утоляю.
Лучиками желтыми (Огурец)
Раскрашено окошко,
Сыплет серым дождиком
Прямо к нам в лукошко Как слива, темна,
(Подсолнух) Как репа, бела,
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила.
Весной- травкой шелковистой, (Свекла)
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой.
(Пшеница)
Выбери инструменты.
Задача: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны на уроке.
Заранее подобранные загадки учащиеся читают по карточкам. Отгадывающий угадывает и находит нас толе инструмент. Ведущий контролирует ход игры и правильность отгадки.
Сам худ, а голова с пуд.
(Молоток)
Зубов много, а ничего не ест.
(пила)
Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
( Клещи)
По признаку подбери название инструментов.
Игра проводится при закреплении знаний об инструментах, применяемых при обработке древесины.
Ход игры.
Играют всем классом. У каждого перфокарта с двумя столбиками окошечек.
На одном табло перечислены признаки инструментов по назначению (все признаки пронумерованы). На втором – названия инструментов под номерами, не совпадающими с номером признака.
Признаки инструментов:
для пиления древесины,
для выпиливания по кривой из фанеры,
для сверления отверстий диаметров одного размера,
для сверления отверстий диаметров разного размера,
для обработки срезов.
Название инструментов:
напильник
пила
коловорот или дрель
лобзик
буравчик.
У ведущих (их трое) на перфокартах подобраны номера с правильными ответами:
1 и 2, 2 и 4, 3 и5, 4 и 3, 5 и 1.
Через три минуты ведущий по ряду проверяет ответы. Какой ряд дал больше правильных ответов?
В магазине «Природа»
Задача: сгруппировать растения по определенному признаку:
1) по месту произрастания,
2) по отношению к интенсивности света,
3) по форме листьев.
Варианты игры.
перед открытием магазина директор просит продавцов распределить растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.
Отделы:
а) теневыносливых, куда входят аспарагусы, алоэ. хлорофитумы, плющ;
11.Покупатель должен описать растение, а продавец угадывает растение, называет его и выдает покупателю. В ходе игры роли могут меняться.
Группировка может быть:
а) по форме листьев (круглые, длинные, овальной формы, вырезные)
б) по поверхности листьев (гладкий, ворсистый, блестящий, неблестящий)
в) по величине (мелкие, крупные)
г) по окраске листа (окраска верхней, нижней части, пятнистость, полосатость)
В магазине «Семена»
Дидактическая задача: группировка семян по месту произрастания (сад, огород, поле, цветник)
Ход игры. Оформляется витрина. Директор расставляет семена в коробочках, на которых имеется картинка с изображением растения.
Покупатель, обращаясь к продавцу, называет свою профессию и просит подобрать семена. Продавец подбирает овощеводу семена овощных культур, цветоводу – цветочно-декоративных, полеводу – зерновых, садоводу – фруктовых и ягодных.
Вот умелец, я какой!
Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на листе ватмана, вторая часть предложений на отдельных полосках в кармашках. Полоски эти перепутаны. Задача играющего – разложить полоски по смыслу.
1. Игрушки из фанеры… шил иголкою (3)
2. Карандаш чинил… дрелью (7)
3. Рубашку, брюки… выпиливал лобзиком (1)
4. Быстро завинчивал винты… острой пилкой (5)
5. Бревно пилил… ключом гаечным (4)
6. Гвоздь забивал… тонким ножом (2)
7. Сверлил отверстие в доске… молотком тяжелым (6)
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!
Каждому овощу – его листву.
Даны два набора карточек:
1) с картинками овощей,
2) с гербарными листами этих овощей.
Задача играющих: быстро соединить соответствующие овощ и листву.
Что изменилось? (игра на внимание)
Технологическая операция – развертка – требует внимательного изучения чертежа. Заготовить два одинаковых чертежа одной детали, на первом указаны размеры, на втором нет. После изучения первого чертежа звучит команда: « А сейчас все минуточку поспим» Дети наклоняют голову на руки, закрывают глаза. В это время первый чертеж заменяется вторым, без указания размеров. Звучат слова: « Проснулись! Что изменилось в чертеже»
Выигрывает тот, кто воспроизведет по памяти ранее указанные размеры.
Чудесный мешочек.
Дидактическая задача: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры.Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется.
Предметы, лежащие в мешочке: овощи, инструменты, детали технического конструктора.
Определи профессию.
Вместо физкультпаузы можно провести подражательную игру. Группа отгадчиков выходит из класса. Остальные уславливаются, какую профессию будут изображать. Когда отгадчики возвращаются, им задают вопрос:
- Вам работники нужны?
-А что вы умеете делать? – спрашивают отгадчики.
В ответ ребята изображают то, что запланировали, имитируя действия.
Возможные варианты:
а) портные. Один шьет швом «вперед иголку», второй вдергивает нить в иглу, третий завязывает узелок, четвертый раскраивает ткань, пятый выполняет плетение;
б) столяр. Один строгает, другой пилит, третий вбивает гвозди, четвертый шлифует, пятый красит.
в) учитель. Проверяет тетради, исправляет ошибки, второй объясняет, сопровождая показом указкой какого – либо объекта, третий пишет на доске, четвертый поет, пятый выполняет гимнастические упражнения.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить-
Все должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеенку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик, положи,
В порядке вещи содержи.
Правила работы с ножницами
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
В конце урока
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок.
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеенку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.
БЛОК ИГР
Блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализировать представленную конструкцию, видеть пути ее совершенствования, определять технологию выполнения, выбирать рациональные трудовые операции, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее;
- блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции;
- разметку по шаблону, чертежу, рисунку;
- вырезание заданных фигур, деталей и т.п.;
-сборку изделий и их оформление.
Дидактическая задача ДИТО адекватна соответствующей цели, содержащейся в программе по трудовому обучению, и конкретизирована задачей данного этапа урока.
Обратимся к примерам.
Игры 1 блока
1-й вариант (основной)
Дидактическая задача: формировать умение организовывать рабочее место.
Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!» Водящий определенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполнения задания водящий поднимает синий флажок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого первым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выполнение действий отводится 5-7 минут.
Сюжет игры.
- Дети, сначала нам нужно определить водящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторыми партами. (Дети выходят) Посмотрите, пожалуйста, что лежит в ваших поддонах, и подумайте, какие предметы вы раздадите первыми, а какие потом. Остальные учащиеся должны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде.
Водящие раздают инструменты и материалы. Каждый решает свою задачу: кто –то вначале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащиеся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок.
Итог игры.
- У нас уже есть победители, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся)
2-й вариант
Этот вариант предполагает подготовку рабочих мест до урока. Водящие назначаются или выбираются накануне. Все необходимое они заготавливают и заранее раздают во время перемены, когда в классе никого нет.
Первыми в класс входят игроки того ряда, водящий которого раньше раздал все предметы.
Далее игроки выполняют свои действия, и вновь выясняется, кто же первый.
3-й вариант
Этот вариант предусматривает формирование у учащихся умения соблюдать порядок на рабочем столе в течение всего занятия. После операции вырезания, склеивания и др. учитель организует «минутки чистоты». Обращаясь к детям, он говорит:
- Я вижу, вы закончили вырезать лепестки цветка. Сложите, пожалуйста, обрезанные кусочки бумаги в коробочку. С сегодняшнего урока мы всегда будем проводить «минутку чистоты» Тот из вас, кому не нужно после моих слов убирать мусор на столе, получит красную фишку. В конце урока мы посчитаем фишки, и тот, у кого их окажется больше, заслужит звание «Лучший по чистоте»
Игра проводится до тех пор, пока у учащихся не сформируется потребность содержать место в порядке.
Таким образом, вводя в урок дидактические игры 1 блока можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место.
Игры 2 блока
Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конструкцию и определять технологию ее выполнения.
Правила игры. Каждой команде предоставляется возможность ответить на одинаковое количество вопросов. За правильный ответ – красная фишка в копилку ряда.
Сюжет игры.
-Дети, я приглашаю вас принять участие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия определить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение – двумя.
Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик) Верно, это украшение на елку – ребристый шар. (Обращается к водящим) Возьмите с моего стола шары, рассмотрите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей от состоит?
Дети рассматривают изделия. По мере того как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки.
Итог игры.
-Мы подсчитали количество заработанных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет.
Следующая игра называется «Продолжи речь» Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описание демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру… ( Учитель показывает цветную бумагу) Затем я…
Игра продолжается.
-Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить алан предстоящей работы. За правильное составление плана – красная фишка.
Итог игры.
- Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один – один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изделия, но и том, как его сделать.
Игры 11 блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать образец, разбираться в его конструкции, составлять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к определенному выводу.
Игры 3 блока
Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание)
Проиллюстрируем это на примерах.
Сюжет игры.
-Дети, прежде чем сделать аппликацию, вы должны заготовить детали по шаблону. Наша игра называется «Волшебный шаблон» Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно прижать шаблон: обводить карандашом. Зажатым в правой руке начинать движение «из –под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приготовились, начали!
Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-неведимка», Ножницы-художницы». Правила этих игр предусматривают, кроме общих указаний начала игры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их только обобщает.
Например:
-Как вы думаете, почему игра называется «Клей – невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно склеенной. Для этого клей наносится тонким слоем на обратную сторону детали.
К этой же группе игр относится игра «Экономия». Одним из условий проведения этой игры является то, что учащиеся получают определенное количество материала (бумаги, ткани, и т.п.), которого достаточно для заготовки нужного количества деталей.
Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведению урока в комфортных условиях. Учащиеся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы, совершенствуя конструкции изделий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.
Литература:
1. О.В.Атаулова, Л.Н.Шкирдова «Конспекты уроков для учителя технологии 1 класса», Москва, ВЛАДОС, 2003.
Н. Николаенко, С. Худоярова, Т. Николаенко «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах», Ставрополь, 2005.
М.А.Давыдова «Поурочные разработки по технологии 2 класс», Москва, Вако, 2008.