Использование дидактических игр и упражнений на уроках трудового обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Использование дидактических игр и упражнений на уроках трудового обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Представлена статья об использовании дидактических игр и упражнений на уроках трудового обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями коррекционной школе.У умственно отсталых младших школьников в силу характерных особенностей их психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникающие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого. Многим свойственны робость, неуверенность в себе.
Использование на уроках ручного труда дидактических игр и упражнений помогает пробудить у учащихся 1-2 классов интерес к выполняемой работе, повысить уверенность в своих силах и подготовить основу для формирования ориентировочных действий, необходимых для выполнения трудового задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр и упражнений на уроках трудового обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
Использование дидактических игр и упражнений
на уроках ручного труда
в коррекционной школе
У умственно отсталых младших школьников в силу характерных особенностей их психофизического развития отмечается низкая готовность к обучению. У них нет стойкого интереса к занятиям, не сформировано умение преодолевать возникающие трудности, они не всегда правильно реагируют на оценку взрослого. Многим свойственны робость, неуверенность в себе.
Использование на уроках ручного труда дидактических игр и упражнений помогает пробудить у учащихся 1-2 классов интерес к выполняемой работе, повысить уверенность в своих силах и подготовить основу для формирования ориентировочных действий, необходимых для выполнения трудового задания.
При отборе игр к урокам руководствуюсь следующими принципами:
доступность игры или упражнения для понимания детей;
игра должна быть интересна детям;
тесная связь игры с программным материалом и темой урока;
продолжительность игры должна составлять не более 5-7 минут;
постепенное возрастание сложности игры.
Дидактические игры и упражнения использую на различных этапах урока ручного труда.
В своей практике использую три группы игр и игровых упражнений.
К первой группе относятся игры на дифференцирование основных геометрических фигур. Эти фигуры представляют собой обобщение огромного разнообразия форм. Обучение детей начинаю с простых геометрических фигур, предлагая запомнить контур и условное обозначение. Включаю также задания, предлагающие выбрать ту или иную геометрическую форму среди других, показать предмет, похожий по форме на какую – либо геометрическую фигуру.
Приведу в качестве примера задания, относящие к этой группе игр.
Ставя целью развитие представлений учащихся о геометрических формах, предлагаю детям отобрать фигуры по образцу, по названию, на ощупь, по словесному описанию, узнать в окружающих предметах.
Упражнение «Положи такую же фигуру».Каждый учение имеет конверт с набором геометрических фигур, разных по цвету и размеру. Учитель показывает детям круг или другую фигуру и говорит: «Положите такие же фигуры». Другой вариант упражнения: показывает фигуру 20-30 секунд, затем убирает ее и просит положить такие же фигуры. Более сложный вариант: называет фигуру, но не показывает ее. Дети должны найти названную фигуру среди других.
Игра «Угадай, это фигура?» развивает тактильного восприятия. Дети на ощупь определяют форму фигуры.
К этой группе игр и упражнений относятся: «Домино фигур», «Геометрическое лото», «На какую фигуру похож предмет», «Назови форму предмета», «Чудесный мешочек» и другие.
Попутно ведется работа по формированию у учащихся опыта пространственной ориентировки по основным направлениям хотя игры такого вида составляют вторую группу.
Ко второй группе относятся задания на развитие умения ориентироваться как в окружающем пространстве, так и на ограниченной плоскости. Пространственный анализ включал в себя определение формы, величины, расположения предмета относительно другого, анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов.
Игра «Куда пойдешь и что найдешь?». Заранее раскладываю фигуры в разных местах класса. Обращаюсь к детям: «Вперед пойдешь – круг найдешь, вправо пойдешь – прямоугольник найдешь» и так далее. Когда предмет найден, учащийся еще раз говорит, как он двигался. Методика обучения предусматривает ориентировку на листе бумаги. Другой вариант этой игры: дети под диктовку учителя проводят линии на бумаге в клетку. Если ребенок точно следовал указанию учителя, то у него получался узор или рисунок.
К данной группе относятся игры: «Сложи правильно», «Что изменилось?». Первоклассники выкладывают несколько фигур по образцу, затем по памяти на листе бумаги.
Из игр и упражнений, требующих дифференцирования основных пространственных направлений, можно назвать такие: « Где шарик?», « Где звенит колокольчик?», «Найди флажок».
Игра «« Где шарик?»: на столе у учителя лежат два шарика разных по цвету и величине. Один из шариков учитель берет в руку и поднимает вверх, спрашивая: « Где находиться шарик, в какой руке?» При этом учитель стоит лицом к классу. Затем тоже проделывает со вторым шариком ученик, держа его в другой руке.
C целью развития пространственных представлений использую упражнения: « Назови стороны парты, листа», «Разложи фигуры (узор), как на образце», «Найди одинаковые узоры», «Сделай так, как я скажу».
Большой интерес вызывают игры по сюжету сказок. Приведу в качестве примера игру «Помоги Красной Шапочке найти дорогу к бабушке», во время которой ученики по словесной инструкции учителя перемещают фигуру Красной Шапочки на листе бумаги. На зеленом листе бумаги ученик располагает домик, в котором живет бабушка. Учитель начинает пересказ сказки и предлагает ученику прикрепить фигуру Красной Шапочки, например, по середине нижней стороны листа. Затем по инструкции учителя школьник двигает фигуру девочки (в центр – на середину листа, затем влево, далее – в верхний правый угол и затем к домику бабушки).
Использование подобных игр помогает учащимся ориентироваться в расположении деталей при составлении макетов на темы сказок.
Третья группа дидактических игр направлена на анализ композиции, состоящей из нескольких элементов и на воссоздание ее. Выполнение заданий этой группы возможно на основе накопления у учащихся некоторых знаний о геометрических фигурах, о пространственных отношениях на основе определенных практических умений. Для этого проводим тщательный анализ в определенной последовательности:
целостное восприятие образца;
вычленение его частей;
определение свойств выделенных частей (форма, величина, цвет, материал и др.);
определение условий выполнения изделий по образцу.
В эту группу входят контрольно – обобщающие упражнения, предназначенные для закрепления всех изученных понятий. При проведении игр третьей группы включаю разнообразные виды продуктивной деятельности: аппликация, лепка, мозаика.
Сначала ученики самостоятельно по наглядному образцу выкладывают уже знакомые им геометрические фигуры, соблюдая определенные пространственные отношения. Такие упражнения, как «Сложи пирамидку», «Построй двухэтажный домик» и другие, выполняются из имеющихся у них геометрических фигур или отдельных деталей. Например, игра «Слепи медвежонка» проходит так: на столе у учителя разложены все детали, необходимые для изготовления мишки из пластилина. Показывается образец изделия. Надо сделать такого же медвежонка. Класс разбиваются на две группы и выбирают по одному представителю от каждой из них. Один из учеников составляет поделку, в случае затруднения ему помогают ребята из его группы. Другой ученик проверяет правильность сделанной работы. Возможно составление фигуры по памяти. На завершающем этапе упражнения включаются и самостоятельные задания (изображение детьми различных предметов средствами аппликации, составление фигур из природного материала пластилина). Цель этих заданий – закрепление в практической деятельности полученных детьми знаний и умений, необходимых для выполнения изделий.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений на уроках ручного труда при работе с детьми с умственной отсталости позволяет повысить познавательный интерес и подготовить основу для формирования ориентировочных действий, необходимых для выполнения трудового задания.